Грядущий киевский потоп: «уплыть» может даже Лавра (графика)

Основная зона риска – святые лаврские пещеры. Монахи сами роют себе могилу. "Как только я копнул, оттуда сразу же хлынула вода. Там везде пустоты, надо проходить вручную, а не то все поплывет…"

– Пещеры расположены на глубине от 0,5 до 14 м в каолиновых песчаниках, – рассказывает гидролог Вадим Рыбин из Института геологии, в котором ведутся исследования Ближних пещер. 
 
– При переувлажнении выше 5% песчаники размокают, фактически превращаясь в песок. Поэтому обвал может случиться на любом участке в любой момент. В первую очередь могут обвалиться неукрепленные своды пещер, но если будет сильное наводнение, то земля «поплывет» – и обрушатся даже кирпичные укрепления
 
По словам завотделом инженерного мониторинга за пещерами Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Ирины Черевко, проблема подтоплений станет перед Лаврой, если снег будет таять… медленно. Казалось бы, парадокс: синоптики говорят, что Киеву наводнение грозит как раз в том случае, если потеплеет быстро и снег растает резко. С Лаврой все наоборот. 

– Главное, чтобы снег растаял быстрее, чем размерзнется грунт. Тогда вся вода стечет по замерзшей поверхности склона, – объясняет Ирина Черевко. – Но если снеготаяние будет медленным, существует большой риск, что талая вода проникнет в пещеры. 

 


Впрочем, из-за таяния снега в Лавре практически каждый год происходят затопления и обрушения пещер. Если проанализировать список разрушений в Лавре, видно, что большинство из них приходятся на конец зимы или весну. В этом году снега было гораздо больше обычного, а значит, можно предположить, что и проблем у Лавры будет больше.
 
Появления воды в Лавре ожидают со дня на день. По словам Ирины Анатольевны, обычно снег здесь начинает активно таять со второй декады марта. 

Ближние пещеры: поливая фруктовый сад, монахи сами себя «топят»

Ближние пещеры – гораздо более проблемные в плане подтопления, нежели Дальние. Однако даже если в них кое-где возникнут провалы, здания Киево-Печерской лавры от этого, скорее всего, не пострадают. Потому что Ближние пещеры прорыты в основном под неза-строенной территорией. Над пещерами – только монастырские фруктовые сады и виноградники. А еще – подпорная стенка и ряд водоотводных сооружений. С южной стороны пещеры заканчиваются возле Крестовоздвиженской церкви и корпусов №№41 и 48, с западной стороны – у деревянной галереи Ближних пещер, на север и восток пещеры тянутся до крепостной стены, отделяющей Лавру от парковой зоны. 

Впрочем, если воды будет много и земля «поплывет», кое-какие здания все же могут пострадать. Так, наиболее проблемная – западная часть ближних пещер. Там и без половодья круглый год от избытка влаги на стенах и сводах подземных улиц образовывается конденсат, а кое-где даже возникают течи. Весной, когда вода прибывает, здесь могут быть обрушения породы и оползни. Ближе всех к этому проблемному месту находится Колокольня Ближних пещер. 

В северной части Ближних пещер грунт тоже переувлажнен. Ученые говорят: виной всему – чрезмерная забота монахов о своем фруктовом саде. 

– Летом они интенсивно поливают деревья и виноградники, вода уходит вниз и проникает в пещеры. От этого стены переувлажняются, возникают трещины. К примеру, на самом крупном обвале за последние десятилетия, в подземной улице Батыем убиенных, гидрологи обнаружили насквозь прокисшие стены пещер. Земля ходила под ногами, словно на болоте. 

Из-за обильного таяния снега и на северной границе Ближних пещер могут быть обрушения, и тогда, не исключено, пострадает крепостная стена, граничащая с парком «Днепровские кручи». 

Впрочем, Ближние пещеры находятся на большой глубине – они прорыты в 10–12 м от поверхности земли, и даже если они будут сильно затоплены, вероятность того, что пострадают наземные здания, довольно мала.

Дальние пещеры: обвал под землей разрушит и наземные здания 

А вот Дальние пещеры кое-где отделяет от поверхности земли всего каких-то полметра. К тому же проложены они под застроенной территорией. Над ними находятся, в частности, Аннозачатиевская церковь (возле нее – вход в пещеры) и церковь Живописный источник.

В южной части Дальних пещер, в туннелях возле самого входа, регулярно фиксируется скопление конденсата. Наши комментаторы, впрочем, утверждают, что над этими туннелями проходит лишьдорога и в случае обрушения здания не пострадают. Но эта дорога общего пользования, уже за пределами Лавры, – ул. Ивана Мазепы. В восточной части пещер почва тоже переполнена влагой, а в некоторых местах фиксировались и обвалы грунта. Из-за «дополнительной» талой воды грунт просто может «поплыть», а вместе с ним, не исключено, и Колокольня Дальних пещер. 

Круглый год «подмокают» и северные туннели Дальних пещер. Почти над ними проходит Дебоскетовская опорная стена, на верхней террасе которой находится целый ряд лаврских церквушек. Пострадает стена – могут разрушиться и эти здания. 

Постоянно мокро и в самом западном туннеле Дальних пещер, который проходит практически под Аннозачатиевской церковью. Если из-за воды здесь осыпется грунт, этот храм тоже может пострадать. 

Однако в первую очередь вода наносит урон подземным церквям. В проблемных участках Ближних пещер расположены, в частности, церкви Св. Антония, Введенская и Варлаамская. В церкви Антония уже кое-где разрушены стены из-за смещения верхних слоев грунтов. 

Лаврские трубы «замедленного действия»

Рваные водостоки, старые теплосети и водопровод могут прорваться в любом месте в любой момент. А ведь коммуникации, в отличие от пещер, проложены как раз под застроенной частью Лавры.

Так, ученые констатируют, что очень часто утечки воды происходят из подземного ливнестока в нижней западной части сада, а также из наземного в районе Крестовоздвиженской церкви (канал с бетонными «берегами»). Именно из-за этого постоянно мокнет грунтовый массив над входами в Ближние пещеры. 

К примеру, из-за плохого водоотвода и оплывания грунтов трещит по швам здание порохового погреба. Из-за крупных утечек из водоносных коммуникаций в разное время провалились 60 куб. м асфальтового покрытия возле Трапезной палаты, а под стенами Успенского собора трактор «сел» в 5-метровую яму.

По той же причине случился оползень в 300 куб.м в саду Ближних пещер. А из-за того, что церковники самовольно проложили водопровод между 44-м и 45-м корпусами, 100 куб. м грунта вынесло в дренажную штольню и подвал 44-го корпуса. На поверхности образовалась 6-метровая воронка, и серьезно повредился фасад этого же корпуса и теплокамеры. 

Вадим Рыбин говорит, что многие участки водопровода даже не нанесены на карту подземных сетей, поэтому проследить за их состоянием крайне сложно. Невозможно и предугадать, где под тяжестью грунта в очередной раз лопнет прогнившая труба. Хотя и сегодня, по его словам, трудно назвать корпус, под которым бы уже не было провалов и утечек из водоносных труб. А ведь если на склоне скопится много воды, случится оползень, а вместе с грунтом может сползти едва ли не каждое здание. 

Будто в подтверждение его слов автору довелось на прошлой неделе подслушать разговор нескольких рабочих на территории заповедника. Как раз на участке Нижней Лавры, где от центральной дороги идет поворот к пещерам, рыли канаву:

– Как только я копнул, оттуда сразу же хлынула вода, – рассказывал тракторист своим коллегам с лопатами. – Там везде пустоты, надо проходить вручную, а не то все поплывет.
 
Вадим Рыбин пояснил, что рабочие прокладывают очередную ветку водопровода к новым сооружениям. 

Ученые говорят, что могут лишь наблюдать за состоянием грунтов и сооружений на территории Лавры. Однако складывается впечатление, что люди еще и активно помогают воде разрушить киевскую святыню. Хотя строительство на территории историко-культурного заповедника запрещено законодательством, там сейчас активно строятся новые корпуса, создавая дополнительную нагрузку на почву и повышая риск обрушения пещер.

Большую угрозу пещерам несет и повсеместное бурение 40-метровых скважин для изучения слоев грунта – таких «дыр» на территории заповедника уже больше тысячи. Особенно опасны эти геологические изыскания для Ближних пещер. Скважинами там проткнули глинистый слой, который защищал уникальный памятник от переувлажнения. Так что даже если «большая вода» не разрушит Лавру, это вполне может сделать человек.

Сергей Одаренко, «Газета по-киевски»

You may also like...