Самый известный вор в законе лишился паспорта и свободы

 Хамовнический райсуд Москвы вчера приговорил к десяти годам колонии строгого режима одного из самых известных и влиятельных воров в законе на постсоветском пространстве Тариэла Ониани (Мулухова). Он признан виновным в похищении в марте прошлого года грузинского бизнесмена Джонни Манагадзе и вымогательстве у него 500 тыс. долл. 

Два его сообщника — предприниматель Сергей Абутидзе и охранник Ониани Алексей Зубарев — по аналогичному обвинению получили девять и шесть лет соответственно.

Кроме того, суд выяснил, что Ониани не является гражданином РФ. В результате после отбытия наказания в России он может быть экстрадирован в Испанию, где против него выдвинуты обвинения в отмывании преступных доходов.

До сих пор главным подсудимым Хамовнического суда считался бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, процесс над которым длится там уже полтора года. Но вчера г-н Ониани составил достойную конкуренцию опальному олигарху — большинство публики собралось именно на оглашение приговора криминальному авторитету. При этом в суде были приняты особые меры безопасности — помимо милиционеров зал охранял спецназ и даже служебная овчарка, свирепо лаявшая на посетителей.

Судья Марина Сырова начала с данных о личностях подсудимых. В частности, она сообщила, что Ониани родился в 1952 году в грузинском городе Ткибули, имеет среднее образование, находится в разводе, воспитывает двух несовершеннолетних детей и считает себя «индивидуальным предпринимателем». Кроме того, она сообщила, что подсудимый ранее не судим (все судимости Ониани получил еще в СССР) и что его гражданство не установлено. Ранее Ониани называл себя гражданином России и имел паспорт, но было установлено, что гражданство было получено незаконно, и он был его лишен.

С первых слов приговора стало понятно, что тюрьмы г-ну Ониани не избежать: «Суд установил, что Мулухов, Абутидзе совершили похищение человека группой лиц по предварительному сговору из корыстных побуждений с целью получения материальной выгоды».

По версии обвинения, Тариэл Ониани, после женитьбы сменивший фамилию на Мулухов, его телохранитель Зубарев и знакомый предприниматель Абутидзе вместе с другими сообщниками, которые находятся в розыске, 18 марта 2009 года на Смоленской площади в Москве похитили бизнесмена Джонни Манагадзе.

Подъехав на встречу к своему знакомому Абутидзе, потерпевший сел к нему в машину. Но затем к автомобилю подошли несколько человек, которые вытащили г-на Манагадзе и под руководством Ониани вместе с его охраной запихали бизнесмена в микроавтобус. Его привезли в кафе «Рябина» на Рябиновой улице, где подручные авторитета жестоко избили бизнесмена.

После этого они перевезли заложника на съемную квартиру, где, продолжая избиения, потребовали у его жены выкуп в 500 тыс. долл. Супруга предпринимателя, обратившись к знакомым, смогла собрать лишь 218 тыс. долл., после чего бизнесмена отпустили с обещанием отдать оставшуюся часть. Но похитители, по версии обвинения, в том числе и Ониани, продолжали звонить Манагадзе, требуя остальные 282 тыс. долл., и семья бизнесмена обратилась в милицию.

В апреле прошлого года был задержан Абутидзе, а 10 июня оперативники ГУВД Москвы и ФСБ задержали в подмосковном поселке Горки-2 самого Ониани, а также Зубарева. Абутидзе и Ониани вскоре были предъявлены обвинения в похищении человека и вымогательстве.

По версии потерпевшего, криминального авторитета навел на него его бывший партнер Абутидзе. Г-н Манагадзе, занимавшийся продажей домов, тогда планировал получить около 500 тыс. долл. в качестве аванса за коттедж на Рублевском шоссе. О своих финансовых делах предприниматель рассказывал другу, а тот, как полагает потерпевший, его предал. В вину бизнесмену похитители поставили то, что он несколько раз отказывался лично знакомиться с Ониани.

В свою очередь Абутидзе ранее заявил суду, что вины не признает, ничего у Манагадзе не вымогал, а лишь хотел вернуть 500 тыс. долл., которые тот у него получил обманом. По этой версии, в конце 2008 года г-н Манагадзе якобы познакомил Абутидзе с некими чеченцами, которые должны были помочь ему вернуть большой долг. Однако вскоре г-н Манагадзе сообщил, что чеченцы оказались связаны с боевиками, а их встреча зафиксирована ФСБ.

После этого бизнесмен, который, по утверждению Абутидзе, ранее был известен как криминальный авторитет по кличке Циклоп, сообщил, что спецслужбы требуют с них 5 млн долл. за то, чтобы не привлекать к уголовной ответственности. В качестве первого «взноса» чекистам испуганный Абутидзе якобы и передал 500 тыс. долл. Манагадзе, который должен был доставить деньги по адресату. Вскоре Абутидзе заподозрил, что его обманули, и попытался вернуть деньги. Но тогда, по его утверждению, бывший друг решил его посадить в тюрьму.

Судье Сыровой пришлось уделить немало времени описанию финансовых взаимоотношений бывших друзей Манагадзе и Абутидзе, которые неоднократно пытались вести совместный бизнес. Со слов судьи, они имели интересы в самых различных областях. В частности, Абутидзе строил нефтеперерабатывающий завод на Украине, инвестировал в производство соков в Сербии, а Манагадзе занимался строительством спорткомплексов и баз, владел карьером, магазинами и другой недвижимостью.

Упомянула судья и о том, что Абутидзе и Манагадзе участвовали в продаже партии оружия, которая была отправлена из Одессы в грузинский порт Поти в мае 2008 года, незадолго до начала войны в Южной Осетии. После заседания адвокат Абутидзе Денис Саушкин подтвердил, что г-н Манагадзе действительно каким-то образом причастен к продаже вооружения Грузии, но его подзащитный, не имеет к этому отношения. По его словам, находясь по делам на Украине, Абутидзе лишь получил для г-на Манагадзе 100 тыс. долл., вырученных от этой сделки.

Вор в законе Тариел Ониани (Тариэл) на суде. Фото "КоммерсантЪ"

Сам Тариэл Ониани (на снимке) давать развернутые показания на процессе отказался. Судья лишь сообщила, что он не признал вину, заявив ранее, что «обвинение полностью сфабриковано». Кроме того, авторитет заявлял, что в тот вечер, когда было совершено похищение Манагадзе, он находился совсем в другом месте, а с Абутидзе и Манагадзе незнаком.

Зачитывая приговор, г-жа Сырова отметила, что ее не убедила версия событий, представленная защитой обвиняемых, и она доверяет показаниям Манагадзе, которые подтверждают и другие свидетели, а также детализация телефонных переговоров Ониани и Абутидзе. «Суд пришел к убеждению, что вина подсудимых установлена как прямыми, так и косвенными доказательствами, — заявила она. — Суд находит несостоятельными доводы защиты о непричастности подсудимых к совершению преступлений, показания подсудимых нелогичны и сводятся к тому, чтобы обеспечить алиби».

Напомним, что после задержания охранник Ониани сначала заявил, что никакого похищения не было, а «Владимир Николаевич Мулухов», как авторитет нередко представлялся, вечером 18 марта после посещения ресторана «Гауди» сел в машину и поехал в ресторан «Рябина», где ничего противозаконного они не совершали. Однако затем Зубарев изменил показания, поддержав версию следствия. Судя по всему, в благодарность за сотрудничество 23-летнему охраннику была оформлена явка с повинной, и приговора он дожидался под подпиской о невыезде.

Похожая история, только наоборот, произошла и с братом Сергея Абутидзе — Котэ, проходившим по этому делу свидетелем. По словам потерпевшего, когда его избивали в «Рябине», Котэ появился там ненадолго, дал ему воды, помог умыться, пытался остановить избиение и образумить брата, но по просьбе других присутствующих покинул место событий. Об этом рассказал и сам Котэ на первом допросе в милиции, заявив, что видел и само избиение, и даже валявшуюся на полу биту. Но позже он заявил, что его показания сфальсифицированы и что ничего противозаконного он в тот вечер не видел.

Назначив подсудимым наказание, суд также удовлетворил иск жены г-на Манагадзе Таисии Кочиевой о взыскании с подсудимых суммы, эквивалентной 218 тыс. долл., переданных им ранее в качестве выкупа. По приговору, Абутидзе и Ониани теперь должны выплатить потерпевшему почти 7,3 млн рублей.

Как только судья объявила об окончании заседания, выглядевший до этого абсолютно невозмутимым Ониани неожиданно заулыбался, захлопал в ладоши и крикнул: «Да здравствует наш советский суд!» Когда его выводили из зала, он не стал отвечать на вопросы журналистов и неожиданно выпалил: «Пошли вы все на х..!»

«Приговор необоснован, и мы, разумеется, будем обжаловать его, — заявил в свою очередь адвокат Ониани Николай Мдинарадзе. — Мой подзащитный невиновен: в указанное следствием время в указанном следствием месте Ониани не было, и тому есть много доказательств в деле. В данном преступлении он не участвовал». Он также отметил, что следствие оказывало давление и на самого г-на Манагадзе, однако это нигде не отражено. «В ходе процесса мы смотрели видеозапись опознания Мулухова, на которой потерпевший Манагадзе заявил, что если он не будет давать соответствующие показания, его самого посадят. На съемке это есть, а в протоколе об этом ни слова», — заявил г-н Мдинарадзе.

Адвокат затруднился ответить на вопрос о возможной экстрадиции своего подзащитного в Испанию: «Никаких документов на этот счет я не видел». Также он рассказал, что за время следствия его клиента неоднократно навещали в СИЗО сотрудники правоохранительных органов и беседовали с ним по различным уголовным делам. «Все это делалось без протокола. В этих делах Ониани не проходит ни в качестве подозреваемого, ни в качестве свидетеля», — отметил г-н Мдинарадзе. Он также затруднился ответить, кто мог сфабриковать дело в отношении его подзащитного, о чем заявлял сам Ониани. «Мне он об этом ничего не говорил», — сказал защитник.

Тариэл Ониани известен как глава кутаисской преступной группировки. Еще в советские времена он восемь раз сидел в колонии, а в начале 90-х годов перебрался в Европу, обосновавшись сначала во Франции, а затем в Испании, где занялся строительным бизнесом. В 2005 году он попал в поле зрения полиции Испании, которая провела масштабную операцию против «русской мафии» под кодовым названием «Оса». Тогда было задержано 30 человек — граждан Грузии, России, Украины и Испании, занимавшихся, по мнению полиции, отмыванием денег.

Воры в законе Теймураз Джалагания (Чинчхлия), Тариэл Ониани (Тариел), Тамаз Корошинадзе (Тамаз), Гурам Чикаберидзе (Чинчика)

Воры в законе Теймураз Джалагания (Чинчхлия), Тариэл Ониани (Тариел), Тамаз Корошинадзе (Тамаз), Гурам Чикаберидзе (Чинчика). Фото Criminalnaya.ru

Однако за день до начала операции Ониани успел скрыться и позже был задержан во Франции. Ему были предъявлены обвинения в отмывании средств «русской мафии» и организации преступного сообщества, но доказать вину Ониани французской полиции не удалось, и он был отпущен. После этого Ониани поселился в Москве, где «прославился» организацией в июле 2008 года крупной криминальной сходки. На Пироговском водохранилище теплоход, на котором проходила встреча около 40 воров в законе, спецназ штурмовал с вертолета.

По одной из версий, сходка была организована для обсуждения разногласий с другим влиятельнейшим авторитетом — Асланом Усояном (Дед Хасан). В результате отечественный криминальный мир разделился на два враждующих лагеря. По данным СМИ, в конце сентября прошлого года более трех десятков воров в законе, среди которых был Дед Хасан, а также влиятельнейший вор в законе Вячеслав Иваньков (Япончик), вынесли находящемуся в СИЗО Ониани так называемый смертный приговор, отправив на зону соответствующую «маляву». А спустя несколько недель при невыясненных обстоятельствах в Москве был застрелен Япончик.

Анатолий КАРАВАЕВ, Время новостей

*****

Основным противником Ониани называют грузинского «вора в законе» Лашу Шушанашвили, представляющего интересы Деда Хасана. До сих пор враждующим сторонам так и не удалось обсудить взаимные претензии за столом переговоров. Как ни странно, в уголовном мире не так много авторитетных персон, при посредничестве которых возможно разрешить спор такого масштаба.

Одной из влиятельнейших фигур, способных повлиять на ход конфликта, считается 56-летний «вор в законе» Захар Калашов по кличке Шакро Молодой, ожидающий судебного приговора в испанской тюрьме. Его авторитет одинаково непререкаем у глав обеих семей. С Тариелом Ониани их связывает не только давняя дружба, но и общие деловые интересы в Европе, а что касается Лаши Шушанашвили, то именно он стал его преемником после ареста в 2006 году. Тем не менее, Шакро пока не имеет реальной возможности вмешаться в ситуацию, потому что его перспективы на скорое освобождение по-прежнему остаются туманными.

Еще одним авторитетом, кому прочили роль миротворца, является 83-летний патриарх «воровского мира» Гоги Чиковани. Однако он не в состоянии покинуть пределы страны из-за постоянного надзора со стороны грузинских спецслужб, которые не скрывают, что война между «ворами» им на руку. О личных симпатиях Чиковани можно судить хотя бы по тому факту, что отсутствие представителей другой стороны на «воровской сходке», организованной Ониани в июле прошлого года, он назвал подлостью. По его словам, не трудно догадаться, от кого просочилась к милиционерам информация о времени и месте толковища.

Известно, что зачастую «воры», признанные мастера делать «грязную работу» чужими руками, «втемную» используют правоохранительные органы для достижения собственных целей. Союзники Ониани не сомневаются, что ветер, захлопнувший двери его камеры, дует со стороны Деда Хасана. В самом деле, кажется не совсем логичным, что человек с многомиллионным состоянием ввязался в историю с вымогательством 200 тыс. долларов, в то время как его многочисленные недруги только и ждут, когда он допустит промах. Оставаясь на свободе, Тариел был недосягаем для своих врагов, но, оказавшись за решеткой, он рискует повторить печальную судьбу свердловского авторитета Александра Хабарова, некогда дерзнувшего открыто выступить против Деда.

С другой стороны, арест Ониани косвенно свидетельствует о том, что высокие покровители, до сего времени оберегавшие покой криминального генерала, больше не намерены его выручать. Не секрет, что спецслужбы, решающие важные политические задачи, также не брезгуют использовать лидеров уголовного среды в своих целях. Поговаривают, что Тариел не справился с ролью финансиста грузинской оппозиции, которой так и не удалось свергнуть режим Саакашвили. Более того, появились слухи о двурушничестве Ониани и смене вектора его политических предпочтений. В любом случае, утрата благосклонности в кругах российской элиты чревата для Ониани не менее серьезными последствиями.

Сегодня наиболее желательным для Тариела вариантом развития событий является депортация в Грузию, где, как говорят, ему гарантирована свобода и неприкосновенность. В связи с этим, уже начата проверка законности получения им российского гражданства.  «Прайм Крайм»

You may also like...