Новый Трудовой кодекс: узаконенное рабство
Законопроект о новом Трудовом кодексе позволит работодателю самостоятельно регламентировать все вопросы трудовых отношений. Утвердить Кодекс окончательно планировалось еще осенью прошлого года, но, видимо, испугавшись избирателей, решили отложить. Но уже в ближайшие месяц-два злополучный кодекс примут.
Сегодня у нас действует Кодекс законов о труде (КЗоТ) советских времен. Принят он был в 70-х годах прошлого века и полностью соответствовал своему назначению – защищать работников наемного труда. С появлением частной формы собственности на средства производства в КЗоТ были внесены некоторые дополнения. Другое дело – что нынешние собственники предприятий научились обходить многие нормы кодекса, переняв у западных бизнесменов самые современные методы угнетения наемного труда.
С 2001 года в Украине ведется работа по подготовке нового Трудового кодекса. Первый проект, внесенный на рассмотрение ВР, принят не был. Появился второй проект, который многократно дорабатывался и корректировался и в 2007 году был внесен в Раду депутатами от ПР Василием Харой (с ноября 2008-го по ноябрь 2011-го – глава Федерации профсоюзов Украины), Стояном и Сухим. В 2008 году его приняли за основу и подготовили ко второму чтению. Утвердить Кодекс окончательно планировалось еще осенью прошлого года, но, видимо, испугавшись избирателей, решили отложить. Сейчас очень велика вероятность, что уже в ближайшие месяц-два Трудовой кодекс примут.
Закон для всех
Трудовой кодекс затронет интересы всех, и это отличает его от множества других законов. Многие эксперты сходятся в одном: если он будет принят, всем работающим придется туго. Законопроект уже назвали раем для работодателей, ведь он намного расширяет их права.
– Трудовой кодекс является конституцией для человека труда, в нем должны быть расписаны все права работника от начала до окончания трудовых отношений, он призван защитить рабочего от произвола работодателя, – уверен генеральный секретарь Национальной конфедерации профсоюзов Украины Петр Петриченко. – Но в этом проекте Трудового кодекса, наоборот, расписано, как работодатель может эксплуатировать работника.
Суть и главное отличие законопроекта от ныне действующего КЗоТа в том, что в нем существенно урезается роль профсоюза. Важно понимать, что если профсоюзной организации на предприятии нет, то все трудовые отношения там регламентируются исключительно работодателем. Цитирую ст.13, п.3 законопроекта: «Если коллективный договор не принят, вопросы, которые он должен регулировать, регулируются нормативными актами работодателя, согласованными с выборным органом первичной профсоюзной организации (…), а в случае отсутствия первичной профсоюзной организации работодатель принимает такие акты самостоятельно».
Новый ТК не обязывает работодателя заключать с наемным персоналом коллективный трудовой договор, но дает право регламентировать трудовые отношения путем издания своих распоряжений, приказов, правил и т.д.
– Коллективный трудовой договор – это форма социального партнерства, но о каком партнерстве может идти речь, если работодатель получит право действовать самостоятельно, кто у него будет партнером? – возмущается Петриченко.
Даже если профсоюз на предприятии есть, то работодатель принимать во внимание его мнение не обязан, он может только «проконсультироваться». Например, согласно ст.209, после консультации работодатель «при наличии финансовых трудностей» имеет право «в виде исключения приостановить применение договорных минимальных гарантий в оплате труда (…) на время преодоления финансовых трудностей, но на срок не более 6 месяцев». Проще говоря, полгода вам имеют право не платить зарплату. Хорошее партнерство хозяина и его наемных рабов.
Согласно ст.200, работодатель может отправить работника в неоплачиваемый отпуск «в случае, если работа прекращается в связи с природно-климатическими условиями и (…) по другим причинам».
«От забора – до обеда»
Второй крайне опасный «сюрприз» проекта ТК – установление неограниченного рабочего времени. Два века рабочие всего мира бились за 8-часовый рабочий день. И добились. Но в ст.143 п.3 проекта ТК говорится: «Максимальная протяженность рабочего дня не должна превышать 12 часов. При наличии письменного согласия работника допускается установление большей протяженности рабочего дня, если характер и условия труда предусматривают периоды, когда работник пребывает на работе в состоянии ожидания и когда он имеет возможность отдохнуть».
– Во-первых, все прекрасно понимают, что выбить письменное согласие работника работодателю будет очень легко, не согласится – уволят, – говорит Петриченко. – Во-вторых, получается, если строитель, например, ждет, пока подвезут кирпичи, то это время для него не считается рабочим.
Правда, согласно ст.234, если простой возник по вине работодателя, работнику выплачивается за это время не мене двух третей зарплаты, если причины не зависели ни от работника, ни от работодателя – не менее двух третей оклада (тарифной ставки).
Согласно п.4 той же статьи, «максимальная протяженность рабочей недели не должна превышать 48 часов (сегодня – 40 часов). Большая протяженность может быть установлена коллективным договором, а если договора нет, нормативным актом работодателя».
Директор Института труда НАМН Украины, академик Юрий Кундиев критикует эти нормы нового кодекса и поясняет, что трудиться больше 8 часов вредно для здоровья.
– Продолжительность систолы и диастолы по обыкновению имеют соотношение 1:2. При таком ритме сердце работает практически без переутомления на протяжении всей жизни человека. Это соотношение, аппроксимированное на 24-часовой цикл жизни, дает основания считать физиологически обоснованной именно восьмичасовую продолжительность рабочего времени в течение суток, – говорит Юрий Кундиев. – Да, кодекс предусматривает согласие самого работника на увеличение рабочего времени, но в условиях безработицы такое уточнение воспринимается как насмешка.
Большой брат следит за тобой!
Те, кто читал антиутопию Джорджа Оруэлла «1984», помнят общество, где за каждым человеком ежесекундно ведется видеонаблюдение. Нам, конечно, до такого еще далеко, но проект ТК станет первым шагом. Статья 28 ТК предполагает право работодателя «контролировать выполнение работником трудовых обязанностей, в том числе с использованием технических приспособлений». А где будут расставлены видеокамеры, это будет решать хозяин.
Далее – новый кодекс расширяет для работодателя перечень оснований для увольнения неугодных ему сотрудников. Помимо традиционных (нахождения на рабочем месте в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, систематического невыполнения трудовых обязанностей и других), появляется такая формулировка, как «аморальный проступок». Как трактовать это понятие, нигде не сказано. Употребление матерных выражений считается аморальным? Тогда, наверное, можно уволить 90% рабочих. А если в жарком прокатном цехе рабочий снимет спецовку и будет ходить с голым торсом – это тоже можно расценить как аморальный поступок, оскорбляющий высококультурное начальство?
Стоит отметить, что работодатель, как и прежде, обязан согласовывать увольнение с профсоюзной организацией (правда, не во всех случаях). Если же работник уволен вопреки мнению профсоюза, то профсоюз и не поможет – придется идти в суд.
Ответственность сторон
Статьей 403 предусмотрено, что работник обязан компенсировать работодателю прямой реальный имущественный ущерб, который он нанес в случае нарушения трудовых обязанностей. Материальная ответственность, согласно п.5 ст.403, возникает только в случае вины работника. А по ст.399 невиновным является тот сотрудник, который проявил «уровень заботливости, который требовался от него согласно трудовому законодательству».
– Если работодатель посчитает, что, например, стул поломан работником, то имеет право заставить вас возмещать материальный ущерб, – говорит Петр Петриченко. – Не согласны? Идите в суд. А вот обязательного проведения служебного расследования с возможностью участия в нем представителя профсоюза не предусмотрено. Что касается ответственности работодателя, то она прописана всего в пяти пунктах.
В этом проекте Трудового кодекса еще много норм, которые дали основание называть его не иначе, как кодекс нового трудового рабства. И если он будет принят, положение наемных работников значительно ухудшится.
– Сегодня нет профсоюзов на 40% предприятий, но и там, где они пока что есть, их роль в защите рабочих скоро будет сведена к нулю, – уверен Петр Петриченко.
Так какой же вывод? Фракция КПУ изначально заявила, что она против проекта ТК, против будет и голосовать. Но нет никаких сомнений в том, что все остальные партии в Раде проголосуют за новый кодекс, ибо в их рядах массово присутствуют именно работодатели, представители хозяев шахт, заводов, строительных компаний.
Здесь нужна инициатива самих наемных работников, нужно организовывать обсуждение кодекса, изучать законопроект, писать письма профсоюзным лидерам и тем нардепам, за которых вы голосовали. И не медлить. Потом будет поздно. И жаловаться некому. Законопроект в таком виде, в каком он есть сейчас, в сессионный зал Рады попасть не должен.
Кстати, традиционные профсоюзы выступают за принятие Трудового кодекса в его нынешней редакции, ссылаясь на то, что некоторые нормы были пересмотрены с учетом поправок, внесенных профсоюзами.
Автор: Юлия Рудая, газета ГОРОЖАНИН
Tweet