Перекрасились: репортаж из города, из которого выгоняли украинских солдат с криками «фашисты»
В самом центре Краматорска, как и во многих других городах Донбасса, стоит огромный памятник Ленину. На шее вождя мирового пролетариата развевается желто-синий галстук. На ногах нарисованы штаны в цветах украинского флага. Каких-то полгода назад, в марте, под монументом проходили антиукраинские митинги.
Местные депутаты рассказывали горожанам, что решили провести референдум «о самостоятельности донецкой народной республики». Для подкрепления слов рассказывали о солдатах НАТО, которых видели в городе.
Перекрасились
После освобождения от боевиков ДНР в Краматорске стало много желто-синего. Город, два месяца проживший под властью террористов, быстро перекрасился в цвета украинского флага. Как и в Киеве, здесь почти все перила мостов и дорожные ограждения выкрашены желто-синим. Кто красил город? Ответ на вопрос зависит от собеседника. Местные волонтеры говорят, что патриотично настроенные горожане. Противники Украины уверяют, что красили коммунальщики по указке «сверху».
Понять настроения в городе по результатам выборов тоже непросто. С одной стороны, по мажоритарке в Верховную Раду прошел директор завода «Энергомашспецсталь» Максим Ефимов. Он обошел кандидата, которого связывают с многолетним неофициальным хозяином города Георгием Скударем, владельцем Новокраматорского машиностроительного завода. И хотя Ефимов возглавляет завод, совладельцем которого является семья Анатолия Близнюка еще одного центра влияния в Краматорске, в городе кандидата считают независимым. На выборах его негласно поддерживал «Блок Петра Порошенко». С другой — партийные выборы выиграл «Оппозиционный блок», состоящий из бывших регионалов.
Вообще выборы в 2014 году в Краматорске прошли необычно. «В этот раз была реальная борьба между кандидатами, раньше было: Скударь сказал: «будет этот», — объясняет местный предприниматель. — И вроде бы есть выборы, но реально мы знаем, что будет так, как сказали». Георгий Скударь — владелец и директор крупнейшего в городе предприятия — Новокраматорского машиностроительного завода (НКМЗ) — один из столпов Партии Регионов. Без НКМЗ Краматорску не выжить: от него зависит каждый пятый горожанин — работники, члены их семей и пенсионеры, которых поддерживает завод. Зимой завод выделял автобусы для перевозки краматорчан на антимайдан. А заводская многотиражка «Вестник НКМЗ» весной писала о хунте, расцвете фашизма в стране и сравнивала украинскую армию и людей, стоявших на Майдане, с животными.
«Вестник НКМЗ» от 30 мая 2014 года
После освобождения города от террористов в редакции решили, что в стране — гражданская война, а не «карательная операция киевской хунты».
Пришло прозрение и к депутатам горсовета. Весной они решили провести референдум «о государственной самостоятельности Донецкой народной республики», а в мае тогдашний и.о. мэра Андрей Борсук заявил, что «надеется на конструктивное взаимодействие с представителями Донецкой народной республики».
Горсовет продолжает работать в прежнем составе. Однако теперь принимает совсем другие решения. Например, разрешил всем желающим присутствовать на сессиях. Для тех краматорчан, которые не смогут быть на заседаниях, видео выкладывают на официальном сайте. Еще полгода назад это невозможно было представить.
Задерживать тех, кто поддержал раскол страны, пока некому. «СБУ сейчас больше занято террористами с оружием, диверсионными группами», — поясняет офицер одной из спецслужб на условиях анонимности.
Почему Краматорск поддержал ДНР
Вспоминая жизнь города в Донецкой народной республике, местный предприниматель рассказывает, что с улиц исчезли дорогие автомобили. Те, у кого их не отобрали, просто спрятали машины. Людей грабили, забирали имущество, заставляли переписывать бизнес. В городе на это реагировали спокойно. «Когда прессовали какого-то предпринимателя, многие воспринимали, мол, так ему и надо, потому что кровопийца на нас жировал», — говорит бизнесмен.
«Все было построено на коммунистическом принципе: отнять и поделить», — поясняет координатор волонтерской организации «Сос_Краматорск» Александр Ворошков. — Поэтому там много люмпенов и поддержало». Лозунг отнять у олигархов имущество и раздать его народу на сепаратистских митингах был не менее популярен, чем призывы не дать бандеровцам запретить русский язык и День Победы.
К тому же в ДНР быстро, как никогда, работал «социальный лифт». Вчерашние отбросы общества становились уважаемыми людьми при деньгах. Краматорский бизнесмен вспоминает сына своих знакомых, который поначалу дежурил на блок-постах ДНР. За день ему платили 200-300 гривен в день. Хорошие деньги для Краматорска.
Но главное, на что «купились» люди в Краматорске, — надежда жить в России, которая заберет Донбасс после референдума. Слишком свежим был пример Крыма. «Те, кто голосовал за ДНР, голосовали за лучшую жизнь. Тут два варианта: найти лучшего хозяина или самостоятельно построить себе лучшую жизнь», — рассуждает директор краматорского завода «Донмет» Владимир Сергиенко. Он считает, что сработала советская ментальность — снять с себя ответственность за свою судьбу.
В Россию некоторые все еще хотят, — разводит руками краматорский волонтер Николай Дорохов. Но их сдерживают воспоминания о разрывах снарядов в центре города и пример Донецка. «Нам уже все равно, чья власть, лишь бы не стреляли». Такое мнение, распространенное в Донецкой области, не хуже военных помогает сохранять мир.
Гражданское общество
Что делает власть для перевоспитания горожан? В глаза не бросается ничего. Практически сразу после освобождения в Краматорск приехала группа волонтеров с Западной и Центральной Украины. На собранное на сайте Biggggidea они начали ремонтировать разрушенные дома. «Хотели помочь людям подготовиться к зиме и дать им чувство солидарности, чтобы они осознали — это не только их война», — рассказывает один из волонтеров, львовянин Юрий Дидула.
За два летних месяца группа отремонтировала 25 зданий в Краматорске и Семеновке под Славянском. Осенью украиноязычный Дидула вернулся в Краматорск, чтобы открыть на пожертвование благотворителя из Киева клуб «Вільна хата». Та же солидарность, но в другом виде: помочь жителям Краматорска ощутить, что Украина — это их страна. В «хате» проводят культурные мероприятия вполне столичного уровня. Тут читал стихи поэт Сергей Жадан, выступала популярная группа «Один в каное». «Мы не ждем, что власть наконец-то объединит Украину, это должно быть снизу, пытаемся делать это сами», — поясняет волонтер.
Делать самим — такую логику начинают понимать и в Краматорске. Сейчас здесь невиданный бум волонтерского движения. Самая крупная организация — «СОС_Краматорск», в ней 40 постоянных участников, около 100 тех, кто помогает время от времени. Еще больше тех, кто приносит теплые вещи, еду и деньги. «СОС_Краматорск» помогает беженцами искать жилье и работу, восстанавливать документы. Волонтеры собирают и распределяют гуманитарную помощь.
Недавно решили заняться и лоббизмом. Одна из последних инициатив «СОС_Краматорск» — через местного депутата Ефимова поднять в Верховной Раде вопрос о беженцах с территорий, подконтрольных Украине. Речь идет о тех, кто покинул украинские села и города, постоянно попадающие под обстрелы. Жить там так же опасно, как в ДНР, но такие переселенцы не имеют права на помощь от государства.
«Мы становимся свидетелями того, как рождается гражданское общество», — говорит директор «Донмета» Владимир Сергиенко. Гражданское общество поддерживает Украину? Цифры говорят в пользу такого предположения. Недавний опрос Деминициатив показал, что больше 70% жителей Краматорска и Славянска хотят, чтобы Донецкая область была в составе Украины.
Автор: Екатерина Шаповал, Hubs
Tweet