На старте учебного года. Почему мы деградируем
Недавно премьер-министр Украины заявил: «Мне больно, что наша современная молодёжь потеряла интерес к истории, мало интересуется серьёзной музыкой, и её не затащишь на выставки. А из всего этого формируются такие качества, как совесть, мораль и честь». А еще, – добавил я про себя, – из этого формируется нравственное, духовное развитие, культура речи, кругозор, мировоззрение.
Для меня загадка, почему сейчас молодые люди обращаются друг к другу по имени «Вася», или того хуже «Васян»? Какое-то обезличивание! Любого могут грубо окликнуть «Эй, Васян!» и человек ответит, даже если его на самом деле зовут Николай. Почему сейчас в молодежной среде считается нормальным слушать однообразную, антимелодичную музыку, да так громко, что диву даешься: как выдерживают такой напор уши того, кто в наушниках?
Я не спрашиваю, как выдерживают уши окружающих, особенно, когда источник этих звуков – открытый динамик мобильного телефона. Не выдерживают, но и замечание редко кто сделает – скорее всего, любитель подобного «искусства» выразит себя в ответ агрессивно. Кому хочется быть обруганным, или того хуже – избитым? Агрессия – показатель негармоничного развития человека, лакмусовая бумажка его внутренних психологических проблем. А так же первый признак нынешней беспомощности нашей школьной образовательной системы.
Вы тоже замечали, что в повседневной жизни зачастую большую часть фраз, особенно у мужчин, составляют матерные слова и междометия? Я не говорю о простых «спасибо» и «пожалуйста» – их не существует в общении между незнакомыми людьми! Водителю маршрутки говорят об остановке в приказном тоне, деньги передать в том же автобусе тоже не просят – приказывают. Наблюдая за смыслом разговоров между молодыми людьми, я спрашиваю себя: почему так низко упали интересы большинства молодежи, не идущие дальше «поесть-погулять-сексануться»? Что же происходит, господа?
Я ловлю себя на мысли, что лет пять-семь назад, когда я был в возрасте «молодежи» и был студентом, все не было так грустно. Не настолько же я постарел, чтобы по традиционной «старческой» привычке заявлять о том, что раньше небо было выше и вода прозрачней!
Недавно моему другу, во время прогулки с собакой по одному из центральных проспектов города, предложили купить наркотики. Не стесняясь, совершенно чужие, прохожие люди. Просто потому, что ему 21 год, и в этом возрасте наркотики теперь не то чтобы не редкость, а чуть ли не обычное занятие на досуге! Я не помню, чтобы в мои школьные годы ученики 7-го класса открыто и не стесняясь обсуждали, кто из одноклассниц «дает», кто нет, и сколько это стоит… И не в том дело, что мы были запуганными. Скорее, еще не вышел из употребления стыд, внутренняя совестливость. Нам хотелось поговорить на темы секса (а какому подростку не хочется об этом поговорить?), и мы разговаривали об этом в узком кругу, не привлекая общественного внимания к столь интимной теме человеческой жизни. Я не помню, чтобы мои одноклассники во всеуслышание обсуждали чужие «ляшки», нагло, с усмешками.
Но оставим в стороне культуру речи. Не может существовать хорошая речь без достаточного уровня общего развития. Нравственного, научного, без достаточной начитанности (хотя бы в рамках школьного курса), без изучения языков, без творческого интереса. Уже порядком надоело говорить о том, что нынешнее поколение не читающее. Не только не читающее – не думающее, не знающее, не слушающее. К сожалению, нужно признавать, что причиной этого является отчасти и то обстоятельство, что сегодня люди в нашем государстве имеют в большинстве своем очень ограниченные материальные возможности. Не можем мы своих детей отправить в путешествие за границу, в Европу, «мир посмотреть и себя показать», не можем нанять им педагогов с высоким уровнем профессионализма.
Я не принадлежу к лагерю критиканов, оппозиционеров. Наблюдая за политическими событиями, я стараюсь внутренне и внешне держаться в стороне. С годами я понимаю, что люблю свою страну в любом случае, мне не безразлична ее судьба, я переживаю о ее будущем и хочу что-то для неё сделать. Но я вынужден последние пять лет жить в столице соседнего, как принято считать – более процветающего государства. И не было ни одного месяца или года, за исключением нескольких первых месяцев, когда мне не хотелось бы вернуться обратно, жить в Украине и работать, приносить пользу обществу и государству.
Пять лет я работаю в одной из московских школ, хотя по образованию – профессиональный музыкант. Нет, я не учитель музыки. В этой школе, которая прежде была, как и все, обычной общеобразовательной, в 1990-м году было решено открыть классы, в которых дети наравне с общими предметами изучали бы музыкальные дисциплины и учились играть на музыкальных инструментах. Так в учебном плане школы появился хор, вместе с ним – сольфеджио и музыкальная литература, открылась школа танцев. Чуть позже появился музыкальный театр, ставший одним из первых школьных музыкальных театров г. Москвы.
Все это было создано благодаря воле директора и одному простому обстоятельству. Школа находилась в депрессивном районе, где жили люди рабочих профессий. Спокойно смотреть на общий уровень развития детей не хотелось, и тогда было решено начать проведение эксперимента по внедрению предметов эстетического цикла в учебный план. Долгое время часть родителей не понимала, зачем все это нужно. Ведь искусство, по их мнению – блажь, развлечение. И только последние несколько лет, когда стали очевидными благотворные результаты этого эксперимента, его стали признавать не только родители, но и высокие официальные лица из образовательных управлений.
Своего рода приятным «побочным» эффектом стало то, что наиболее талантливые дети поступают в творческие ВУЗы: консерваторию, Гнесинку, ГИТИС. Политика администрации, сознательно принимающей на работу профессиональных певцов, актеров, пианистов, хормейстеров – дает свои результаты. Но центральная идея этого эксперимента – не профессиональная подготовка людей творческих профессий, для этого есть специализированные школы. Идея заключается в воспитании, образовании духовно и нравственно развитых людей, воспитании интеллигентных, мыслящих членов общества с выраженным творческим началом, в интересах личности, общества и государства.
Я привел пример такой школы для того, чтобы выразить свою главную мысль. Есть и другие примеры: школы здоровья, где основное внимание уделяется развитию физическому (это актуально для детей с ограниченными возможностями), есть школы самоопределения. Но важно другое: развитие образования через экспериментальные проекты. То, какое общество (особенно молодежное) мы имеем сегодня – результат политики государства в образовании, результат недостаточной экспериментальной деятельности, недостаточного стимулирования.
Хорошо образованные молодые люди, которые есть в Украине, несмотря на общую лень и безысходность нынешней студенческой среды, вынуждены уезжать туда, где за их труд заплатят, где будет возможность профессионально развиваться, расти, хорошо работать. Страна теряет огромную часть своего потенциала. Педагогов старой школы, которые могут учить, – все меньше, а молодых специалистов ничто не привлекает в качественной преподавательской работе. Ни в школах, ни в ВУЗах. Ведь трудно стоять перед классом или писать методическую статью на голодный желудок.
Но еще труднее приживаться в чужом обществе, без друзей и родителей, без родных и тех, с кем ты сидел за одной партой. Никогда человек не решится на это без веских причин. Многие из иммигрантов, которых я знаю, говорят, что хотели бы вернуться. Они хотят, чтобы у Украины было большое будущее. Но ныне в стране можно только выживать, а не жить и развиваться.
Экономические проблемы одним махом не решить. Но нужно призвать украинское общество начать большую дискуссию о том, каким должно быть образование в стране. В первую очередь – школьное образование. И дело не только в том, на каком оно будет языке, – важна та образовательная модель, которая будет применяться. Какой должна быть школа, что нужно изменить, как реформировать систему не только общего, но и дополнительного (музыкально-эстетического) образования.
Каким наше общество будет завтра? Это зависит от того, какое образование мы дадим детям сегодня. Плохо, когда то высококачественное, что есть в стране, связано с деятельностью иностранных специалистов. Значит, наше образование не справляется, раз нужно приглашать людей из Франции, Германии, Польши.
Их «одноразовые» вылазки в Украину дадут «одноразовый» результат: стадион или жилой массив. При этом качественно они не изменят положение в сфере услуг или строительстве. Они получат свои деньги и уедут, а мы продолжим выпускать на свет Божий «васянов», продолжим сеять в студенчестве лень и веру в то, что можно не учиться – все равно за экзамены придется заплатить.
На старте нового учебного года мне хочется пожелать нашему государству одного: усиленного внимания к тому образованию, которое ныне есть. С тем, чтобы начать реформы и побороть его деградацию.
Автор: Дмитрий Волобуев, аспирант Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, «ОстроВ»
Tweet