Беларусь, какой ты ее знал, исчезает
В Беларуси происходят поистине драматические изменения, связанные с крахом экономической модели, выстраиваемой в течение последних 15 лет.
Портал «Политика и деньги» рассказывает о социальных и финансово-экономических процессах, происходящих в соседней стране.
Возвращение в 90-ые
Сегодня Республика Беларусь (РБ) испытывает колоссальные социально-экономические потрясения. По своему масштабу они соизмеримы лишь с последствиями распада СССР, когда рухнула плановая экономическая модель. Происходящее в 2011 году в Беларуси более всего напоминает постсоветский развал 90-ых. С начала этого года финансово-экономическая система РБ пошла вразнос: стремительно обесценивается национальная валюта, безостановочно растут цены на товары и услуги, неуклонно падают доходы граждан. От прежней стабильности, бывшей предметом гордости многих белорусов, не осталось и следа.
Цены в стране растут практически еженедельно. По данным Национального статистического комитета (НСК) Беларуси инфляция в сентябре 2011 года составила 13,6%, а по итогам 9 месяцев этого года рост потребительских цен достиг 74,5%. Причем, продовольственные товары с января подорожали на 84,2%. Ожидается, что по итогам года рост цен на товары народного потребления достигнет 100-120%. И это при том, что в 2010 году он составлял всего 9,9%.
Заметим, это рекордные как для Европы, так и для стран СНГ цифры. Для сравнения, в Украине по итогам 9 месяцев текущего года инфляция составила 5,7%. И если даже такой относительно небольшой рост цен столь ощутимо ударил по карману украинцев, то можно себе представить глубину падения уровня жизни белорусов. Достаточно сказать, что с начала года средняя зарплата в РБ упала в 2 раза: с $530 до $260.
Белорусский рубль с начала 2011 года обесценился в 3 раза. Если в январе за $1 давали 3 тыс. руб, то в конце октября $1 стоил уже 8,5 тыс. руб. Вообще, финансовую политику властей во время кризиса иначе как странной назвать трудно. Национальный банк Беларуси (НББ) фактически собственноручно сформировал в стране валютный черный рынок.
До недавнего времени в Беларуси действовало сразу несколько валютных курсов. Официальный, на уровне 5,5 тыс. руб за $1, по которому экспортеры были обязаны продавать НББ 30% своей валютной выручки. Биржевой, на уровне 7,5-8,5 тыс. руб за $1, по которому можно было продать остальные 70% выручки, и по которому приобретали валюту импортеры. И рыночный, на уровне 8,5-9 тыс. руб за $1, по которому вынуждены были покупать валюту в обменных пунктах простые белорусы.
Лишь с 20 октября была введена единая торговая сессия на Белорусской валютно-фондовой бирже, которая устанавливает единый валютный курс для всех экономических игроков. В результате официальный и биржевой курсы белорусского рубля предсказуемо опустились до рыночного уровня, и сегодня $1 стоит 8,5 тыс. руб. При этом, по мнению многих белорусских экспертов, сохраняется значительный потенциал дальнейшей девальвации «зайчика».
Безальтернативный Бацька
Похоже, что кризис далек от своего завершения и впереди белорусов ждут еще более непростые времена. В ближайшее время в планах властей Беларуси повышение цен на топливо на 40-45%, увеличение стоимости проезда в общественном транспорте, повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги на 30%, отказ от сдерживания цен на овощи и фрукты, повышение стоимости обучения в ВУЗах на 20%…
Более того, в середине октября президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что сейчас «ни в коем случае нельзя зажимать цены», тогда как еще в мае он выговаривал правительству: «всякий рост должен немедленно пресекаться»! Изменение своей позиции президент объясняет как настоящий «рыночник»: «У нас цены такого уровня, что они уже уперлись в неплатёжеспособность населения. Дальше уже цены не могут так расти». В то же время это свидетельство уверенности президента Беларуси в прочности своей власти и в том, что он удержит ситуацию под контролем.
Падение уровня жизни граждан закономерно повлекло за собой рост протестных настроений в белорусском обществе. По данным белорусского Независимого института социально-экономических и политических исследований в июне 2011 года Александру Лукашенко доверяли 35,7%, не доверяли 53,8%.
В начале года цифры были диаметрально противоположны: доверяли белорусскому президенту 55%, не доверяли 34,1%.
Очевидно, что кризис белорусской экономической модели подорвал социальную базу политического режима А. Лукашенко. Власти РБ не в состоянии более выполнять прежний социальный контракт, поскольку на это у них больше нет денег. За последние несколько месяцев сотни тысяч белорусов пережили личные катастрофы. Люди потеряли бизнес, работу, сбережения. И потеряли доверие к действующей власти.
Вместе с тем, социально-экономический коллапс в Беларуси пока не привел к сколь-нибудь серьезным сдвигам в политической жизни республики. В РБ до сих пор не возник политический субъект, способный реально конкурировать с Александром Лукашенко и, тем более, всерьез противостоять ему. Политическое пространство зачищено, оппозиционеры, в основном, сидят по тюрьмам и заграницам, а «аплодирующие» флешмобы и протесты автомобилистов не несут реальной угрозы режиму. Мощный карательный аппарат белорусского государства пока неплохо справляется с возникающими волнениями.
Легитимные основания для смены власти появятся не ранее, чем через 4 года, когда в Беларуси должны состояться очередные президентские выборы. До того времени опасность для режима может представлять, пожалуй, только стихийное восстание масс, народный бунт. Для того чтобы его гарантированно предотвратить Александру Лукашенко нужны деньги. И чем больше ему удастся привлечь денег, тем выше его шансы сгладить растущую в стране социальную напряженность и дальше удерживаться на вершине белорусской властной пирамиды.
В поисках денег…
Финансовая ситуация в Беларуси в 2011 году характеризуется хроническим дефицитом валюты. Девальвация белорусского рубля привела к ажиотажному спросу на валюту со стороны населения. По различным данным, «под подушкой» у белорусов к сегодняшнему дню накоплено $6-7 млрд. Кроме того, импорт в РБ стабильно превышает экспорт. Отрицательное сальдо внешней торговли Беларуси за 9 месяцев 2011 года составило $4 млрд.
В то же время золотовалютные резервы РБ по состоянию на октябрь этого года насчитывали лишь $4,7 млрд. Этих средств явно недостаточно. Как заявила председатель НББ Надежда Ермакова имеющиеся ЗВР «не обеспечивают работу экономики, их хватит на 1-2 месяца». Она пояснила, что, согласно международным нормам, ЗВР должны обеспечивать трехмесячный запас импорта. Для Беларуси это $12-15 млрд.
К тому же некстати подоспела необходимость выплачивать взятые ранее кредиты. В 2011 году на погашение и обслуживание внешнего госдолга требуется относительно скромная сумма в $0,7 млрд. Но дальше суммы выплат значительно увеличиваются. В 2012 году на эти цели потребуется уже $1,8 млрд, в 2013 г. – $3,1 млрд, в 2014 г. – $3,2 млрд, в 2014 г. – $2,7 млрд.
Все это говорит о том, что Беларуси в ближайшее время понадобится много иностранной валюты. Рассчитывать Минск может лишь на 2 источника – внешние займы и продажу госсобственности.
Западные каналы кредитования пока что для Беларуси перекрыты. После разгона белорусского Майдана в декабре 2010 года Европа и США прекратили политические контакты с Александром Лукашенко и значительной частью его окружения. Сегодня Запад все же готов кредитовать Беларусь, но на политических условиях – освобождение политзаключенных, переговоры с оппозицией, парламентские выборы-2012 по стандартам ОБСЕ.
Консолидированную позицию Запада озвучил на саммите «Восточного партнерства» глава правительства ПольшиДональд Туск. Несмотря на то, что Беларусь демонстративно проигнорировала саммит, польский премьер заявил, что при выполнении политических требований Минск получит гранты и кредиты в размере до $9 млрд, средства фондов «Восточного партнерства» в объеме до $2 млрд и облегчение визового режима для белорусов. Таким образом, Александр Лукашенко сохраняет пространство для маневра и при жесткой нехватке средств может пойти на политические уступки.
О такой готовности свидетельствует и недавнее освобождение значительной части заключенных, причастных к массовым беспорядкам в декабре прошлого года.
Помимо этого, в июне 2011 года Минск направил официальный запрос в Международный валютный фонд о предоставлении кредита на сумму от $3,5-8 млрд. Миссия МВФ, посетившая Минск в октябре, поставила условием выделения кредита «жесткую макроэкономическую политику в 2012 году» и подчеркнула при этом, что «не выдвигает никаких политических требований». В целом итог переговоров для Беларуси вполне успешен – миссия вновь посетит Минск в самом скором времени.
А вот кто не выдвигает политических условий Беларуси, так это Китай. По словам Александра Лукашенко, Пекин предоставил Беларуси кредитную линию на $15 млрд под реализацию различных проектов, из них $3 млрд. льготных кредитов под 2-2,5% годовых. Риски здесь состоят в том, что Китай предоставляет связанные кредиты, то есть китайцы заведут в РБ не только свои капиталы, но и свое оборудование, а также рабочую силу. И в не столь отдаленной перспективе китайское присутствие может стать весомым фактором белорусской экономической жизни.
Однако больше всего Беларусь рассчитывает на дивиденды от интеграции в Таможенный Союз (ТС) и создание Единого экономического пространства с Россией и Казахстаном. Пока что особых выгод от вступления в ТС Минск не получил, скорее наоборот. В рамках ТС с 1 июля были значительно повышены пошлины на импорт автомобилей, что спровоцировало в первой половине года настоящий «автомобильный ажиотаж». В преддверии удорожания автомобилей и в условиях обесценения национальной денежной единицы белорусы массово брали кредиты на покупку авто, что, по оценкам экспертов, вымыло с валютного рынка не менее $1 млрд.
С другой стороны Минск уже практически добился ключевой цели – удешевления российских энергоносителей, составляющих значительную часть белорусского критического импорта. Как заявил премьер-министр РФ Владимир Путин, цены на российские нефть и газ для Беларуси со следующего года будут «даже ниже, чем равнодоходные цены в таможенном пространстве». По мнению главы правительства РФ российско-белорусские контракты на поставку нефти и газа будут подписаны президентами в ноябре.
Но обязательным условием подписания этих контрактов является продажа остающихся в собственности РБ 50% акций «Белтрансгаза» «Газпрому» за $2,5 млрд. Фактически речь идет об установлении полного российского контроля над белорусской газовой трубой. И это лишь первая ласточка в грядущей большой распродаже белорусской госсобственности. На очереди такие жемчужины экономики РБ, как «Беларуськалий», «Гродноазот», Полоцкий и Мозырский нефтеперерабатывающие заводы, МАЗ, БелАЗ, МТС.
Беларусь, пожалуй, единственная страна в Европе, где остался столь крупный госсектор. Александр Лукашенко долго противился приватизации лакомых кусков белорусской промышленности, однако Россия жестко увязала предоставление кредитов с приватизацией крупнейших предприятий РБ. В частности, кредитная линия антикризисного стабфонда ЕврАзЭС на сумму $3 млрд на 3 года открыта на условия проведения Минском масштабной приватизации госактивов.
Приватизация госсектора РБ сегодня выглядит практически неизбежной в силу того, что она гарантирует столь необходимые стране валютные поступления. Надо сказать, что в дальнейшем они понадобятся еще больше, поскольку белорусское правительство активно берет все новые займы, погружая страну в долговую яму, и на обслуживание долговых обязательств будет требоваться все больше средств.
Не стоит забывать и том, что новые собственники займутся оптимизацией расходов белорусских предприятий, адаптируя их к требованиям рыночной экономики и сокращая социальные издержки. Да и вся Беларусь постепенно перейдет на рыночные рельсы, и в скором времени это будет совершенно другая страна, чем та, которую мы знали.
Автор: Андрей Кузниченко, «Политика и деньги»
Tweet