В Украине введут новые правила движения и повысят штрафы
Чтоб изменения в правила дорожного движения заработали, придется внести изменения и в Административный кодекс о наказании нарушителей. В противном случае все новшества рискуют остаться лишь на бумаге.
Иностранные водители называют наших автомобилистов «невоспитанными», а их манеру вождения – «опасной для жизни». О справедливости этих слов говорит статистика: почти каждые 18 минут на автодорогах Украины случается ДТП с пострадавшими, а каждые 118 минут погибает человек. По подсчетам Госавтоинспекции, в 2011 году в среднем за сутки в авариях гибли 12 человек и 102 были травмированы. Таким образом, уровень смертности на украинских дорогах более чем вдвое выше, чем, например, в Германии или Великобритании.
Автолюбители помнят, как в 2008 году правительство решилось на увеличение штрафов за нарушение правил дорожного движения. Вскоре водители сбросили скорость, а гаишники перестали брать взятки. Кривая количеств ДТП стремительно поползла вниз – число аварий с пострадавшими снизилось на 40%. Но прошло несколько лет, и автомобилисты научились жить по новым правилам и так же ловко договариваться с сотрудниками ГАИ (вот только суммы взяток выросли соответственно увеличению размеров штрафов). В результате количество аварий с травмами людей снова выросло. На ситуацию обратили внимание даже в правительстве – летом прошлого года аварийность на дорогах стала темой для серьезного разговора на заседании Кабмина.
Тогда, впрочем, как и сейчас, заявляли о нескольких причинах сложившейся ситуации. Это и плачевное качество дорог, построенных во времена Союза в условиях строгой экономии, и отсутствие средств на развитие инфраструктуры в современной Украине, и уже упомянутая низкая культура вождения. Что говорить о манере вождения и уважении законов простыми гражданами, когда народные избранники своим примером показывают, как не надо вести себя на дороге.
В Украине и России уже почти два десятилетия продолжается бум строительства. Резко возрос спрос на стройматериалы, в частности на строительный песок с доставкой. Бесконтрольная добыча строительного песка в Черном море угрожает полуострову. Перспективы сворачивания этого браконьерства пока призрачны.На полуострове разрабатываются несколько месторождений строительного песка в районе Симферополя и Евпатории. Однако суходольный песок имеет меньшую ценность для строительства, так как содержит некое количество глины.
Все помнят, как один из них, депутат от Партии регионов Владислав Лукьянов, похвастался в Фейсбуке, что домчался из Киева в Одессу всего за два часа на скорости 240 км/ч. И это при максимально допустимой 110 км/ч… А сколько таких избранников всяких уровней без огласки гоняют по дорогам Украины, подвергая опасности и свою жизнь, и жизни других!..
Увеличить штрафы
Пока одни депутаты устанавливают скоростные рекорды, другие работают над документами, увеличивающими штрафы. В их числе законопроекты №1125 и №0890. Оба уже в стенах парламента.
Один из их авторов – депутат-регионал Владимир Олийнык – считает, что штрафы за отдельные нарушения надо увеличивать. Например, за вождение в состоянии алкогольного опьянения.
«Если раньше штраф за вождение в нетрезвом виде составлял 3400 гривен, то сейчас предлагается увеличить его до 5900 гривен. Также предлагается увеличить срок лишения права на управление автомобилем от одного до двух лет, и административный арест увеличить с семи до десяти суток», – говорит он. Как аргумент: по статистике, треть трагедий на дороге происходит по вине пьяных водителей.
Статистика (23,4% всех ДТП происходят из-за превышения скорости) подтолкнула нардепов и к мыслям об уменьшении порога превышения скоростных режимов. Предполагается, что в ближайшем будущем превышение скорости будет караться, начиная с 10 км/ч, а не 20 км/ч как сейчас. В законопроекте есть такие цифры: превышение водителями транспортных средств установленных ограничений скорости более чем на 10 км/ч влечет наложение штрафа в размере 15-20 необлагаемых минимумов доходов граждан (250-340 гривен), более чем на 20 км/ч – 20-30 необлагаемых минимумов (340-510 гривен), на 30 км/ч – 30-40 необлагаемых минимумов (510-680 гривен), более чем на 50 км/ч – 50 необлагаемых минимумов (680-850 гривен) или общественные работы на срок от тридцати до сорока часов.
Ужесточатся штрафы и за несоблюдение требований дорожных знаков (в частности, проезд на красный свет), правил начала движения, разметки, остановки и стоянки, правил проезда пешеходных переходов и движения по тротуару. Сейчас такое нарушение карается штрафом 255-340 гривен, а планируется увеличить цифры до 425-510 гривен.
Вскоре нарушения могут фиксировать с помощью стационарных фото- и видеорадаров. Если личность водителя не удастся установить, штраф придется заплатить владельцу машины. Правда, тот может предоставить официальные документы, оправдывающие его, мол, на момент нарушения находился не в городе или стране, но при этом хозяин авто должен будет указать на того, кто сидел за рулем.
Забыли правила? За такое нарушение сегодня надо заплатить 510 гривен. По новой версии такой проступок тянет на 1700-4250 гривен. Если такого водителя лишили прав, а он все равно сядет за руль, – оштрафуют почти на шесть тысяч гривен и могут даже конфисковать авто.
Затронут в проекте документа и детский вопрос. Малышей до 12 лет и ростом до 145 сантиметров парламентарии предлагают перевозить в специальных автокреслах и ни в коем случае не на переднем сиденье. В противном случае – штраф от 20 до 25 необлагаемых минимумов доходов граждан (340-425 гривен).
Законотворцы предлагают обратить внимание на внешний вид машин, а после штрафовать в частности за нанесение на автомобиль цветной пленки, за наличие шашечек такси на машинах, у водителей которых нет соответствующих лицензий. Кроме того, изменениями в статью 18 Закона Украины «О рекламе», возможно, запретят использовать авто в качестве специализированной рекламной конструкции.
Ожидаются новшества и в работе дорожных служб. В депутатских планах обязать владельцев автодорог восстанавливать дорожные знаки, табло, разметку, светофоры, а также другие средства для организации и регулирования дорожного движения. То есть поблеклую разметку должны будут восстановить, сломавшийся светофор отремонтировать тотчас же, а на участке дорог после капремонта должны в день возобновления движения стоять все знаки.
Истории о малых и серьезных ДТП, а также информацию об уплаченных или нет штрафах депутаты предлагают вносить в единую базу. Таковой ни у ГАИ, ни у МВД сейчас нет. К слову, из этой системы якобы удалить за взятку штрафную историю будет невозможно, ведь база будет надежно защищена.
Изменить правила
…Когда собираешься в автомобильную поездку по Европе, специализированные разделы в путеводителях и главы в интернет-форумах предупреждают о нюансах, на которые водитель должен обратить внимание. В их числе обязательное наличие у водителя специального жилета с отражателями, движение со включенным ближним светом, пристегнутые ремни безопасности… Ну, а если не соблюдать правила, то надо готовиться к штрафам. Причем не маленьким.
Вот и в Украине сегодня говорят не только об увеличении некоторых штрафов, но и об изменениях в правилах дорожного движения.
Так, например, в перечне новшеств, разработанных Министерством внутренних дел, обязательное применение светоотражающих жилетов автомобилистами в экстренных ситуациях и пешеходами, перемещающимися вдоль трасс.
«Во время вынужденной остановки в темное время суток и в условиях недостаточной видимости водителю запрещается находиться на проезжей части без сигнального жилета оранжевого цвета», – гласит документ. Он же предупреждает: «В темное время суток и в условиях недостаточной видимости пешеходы должны будут иметь на одежде светоотражательные элементы».
«Если к одежде пешехода прикреплен минимум светоотражающий стикер, не говоря уже о жилете, то водители смогут его увидеть за 400 метров и успеют затормозить», – говорит глава пресс-службы Госавтоинспекции Александр Зубенко и напоминает, что в 2012 году под колеса автомобилей попало восемь тысяч пешеходов. Полторы тысячи погибли.
Интересно, что в вопросе жилетов с отражателями отечественные гаишники, с их слов, равняются на Европу. Так, например, в Бельгии не так давно вступило в силу требование не только обязательного ношения флуоресцирующего жилета в экстренных ситуациях (таковое действует давно), но и непременного наличия аксессуара безопасности в авто. Правда, штраф за нарушение, по бельгийским меркам, невелик – 50 евро. Большими штрафами за отсутствие жилетов в авто наказывают во Франции и Португалии. В других европейских странах карают только за его неношение в экстренных ситуациях на дорогах. В упомянутой Бельгии размер штрафа за это может превышать тысячу евро.
Похоже, готовиться отечественным автомобилистам придется и к езде с включенным ближним светом – с 1 октября по 1 мая. Но только за пределами населенных пунктов.
«Если транспортное средство движется с включенным ближним светом фар в светлое время суток, то расстояние уверенного обнаружения, конечно, при определенных скоростях, может увеличиваться до тысячи метров», – говорит Зубенко.
И снова киваем на Запад. Действительно, во многих европейских странах езда с включенным ближним светом – норма. Во многих иномарках ближний свет фар включается автоматически, при запуске двигателя. О необходимости включения фар при пересечении границы Украины с Польшей, Венгрией или Словакией настойчиво напоминают встречные европейские водители. И все потому, что у соседей за езду «без света» предусмотрен штраф (в Венгрии и Польше – около 50 евро, Словакии – от 65 евро).
Правда, при въезде, скажем, на территорию Франции, Испании или Греции свет можно выключать. В некоторых странах обязательно включение за городом, на автомагистралях или на скоростных шоссе. При этом существует правило замены в автомобилях ламп накаливания (срок их эксплуатации при регулярном включении довольно низок и их придется постоянно менять) на лампы дневного света. Между тем, езда с включенным ближним светом повышает расход топлива на 1-3%.
Впервые в Украине чиновники собираются обязать водителей применять шины, «соответствующие сезону эксплуатации». Правда, они пока не определились с месяцем и днем, когда придется «переобуваться». Все будет зависеть от погодных условий.
«Предусмотрено ужесточение требований проезда мимо транспортных средств с опознавательным знаком «дети», – говорят в пресс-службе Государственной службы Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства (ведомство согласовало проект постановления, разработанного МВС). – Если соответствующее транспортное средство остановилось для высадки или посадки детей и сигнализирует об этом с включенными проблесковыми маячками или аварийной световой сигнализацией – водители, движущиеся по смежной полосе, обязаны снизить скорость».
А еще предусматривается запрет стоянки на газонах.
Могут появиться и новые знаки. Такие, как, например «крытый паркинг», «фото- и видеофиксация нарушений», «культовое сооружение», «аэропорт», «промышленная зона». Словом, как в Европе.
Задекларируют и требования по использованию всех знаков и разметки. Предусматривается, что знаки должны располагаться так, чтобы они были хорошо видны участникам движения как днем, так и ночью, и не закрывались, частично или полностью, какими-либо предметами (деревьями, рекламными щитами и т. п.). Также днем и ночью должна быть видимой дорожная разметка. На участках дорог, где она не читается (снег, грязь и пр.) или ее нельзя обновить, необходимо устанавливать дорожные знаки соответствующего содержания.
Вот только чтобы изменения в правила дорожного движения действовали, придется внести изменения и в Административный кодекс о наказании нарушителей. В противном случае все новшества рискуют остаться лишь знаками на бумаге.
Автор: Татьяна Катриченко, «Главред»
Tweet