Новый медосмотр водителей: виды, периодичность, особенности и порядок проведения
12 марта вступило в силу новое Положение о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств. В утвержденном двумя ведомствами «Положении о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств», прописаны порядок, сроки и особенности проведения обязательных медосмотров для водителей. Чем это чревато, и что нужно знать автомобилистам о нововведениях в медосмотре?
Документом предусмотрен порядок и особенности проведения медосмотра, виды медосмотра и периодичность проведения.
Виды медосмотра
Согласно нововведениям, задекларировано 4 вида осмотра:
– предварительные (для кандидатов в водители при получении прав);
– периодичные (для всех водителей);
– ежесменные (для водителей профессионалов, до и после рейсов);
– внеочередные (для водителей профессионалов при наличии информации об ухудшении состояния здоровья).
Правда, не совсем понятно, кто будет контролировать факт проведения осмотра. Кандидат в водители будет обязан его пройти, а вот как быть с опытными водителями – не ясно. Ведь ГАИ не уполномочена требовать предъявления справки. А сам водитель вряд ли побежит делать медосмотр, который платный. Говоря проще, не предусмотрен механизм контроля за прохождением медосмотров.
Да и с внеочередным осмотр полная неясность. Но основания прописаны:
– направление собственника или должностного лица, которое несет ответственность за эксплуатацию транспортных средств перевозчика;
Механизм контроля за прохождением медосмотров в Положении не прописан
– по информации медработника о постоянном ухудшении состояния здоровья водителя, что препятствует безопасному управлению транспортным средством;
– по требованию и/или по решению уполномоченного должностного лица ГАИ при наличии оснований.
Возраст и периодичность
Независимо от категории прав и стажа водителя, периодическому медосмотру подлежат все. Однако, есть градация по возрасту, от которой зависит периодичность:
в возрасте до 55 лет (включительно) – один раз в 10 лет;
в возрасте от 56 до 75 лет (включительно) – один раз в 3 года;
в возрасте от 76 лет и более – один раз в год.
Что касается водителей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, они должны проходить осмотр каждый год. Кроме того, предусмотрены ежесменные предрейсовые и послерейсовые медосмотры – не новшество.
По результатам проведения предварительного, периодического и внеочередного медосмотров выдается Медицинская справка относительно пригодности к управлению транспортным средством.
Предварительные и периодические медосмотры, как и до нововведений, проводятся за счет заказчика.
Кто и как будет осматривать
Список медучреждений, которые будут уполномочены проводить такие медосмотры, ежегодно будет утверждаться приказами Минздрава и структурными подразделениями по вопросам здравоохранения обладминистраций.
Предварительные медосмотры для кандидатов и периодические осмотры для водителей включают в себя:
– общее обследование членами комиссии (терапевт глава комиссии, невропатолог, отоларинголог, офтальмолог, хирург)
– лабораторное и функциональное обследование (общие анализы крови и мочи, анализ крови на сахар, ЭКГ, исследование остроты и полей зрения, вестибулярного аппарата, определение группы крови и резус-фактора)
– учитываются результаты обязательного профилактического наркологического обследования и данные о пребывании на психиатрическом учете по месту жительства
Медосмотр стал более детальным, в особенности это касается водителей, осуществляющие пассажирские и грузовые перевозки
В случае с предрейсовыми и послерейсовыми медосмотрами, их смогут проводить врачи лечебного профиля или младшие медицинские работники с образованием по специальности «сестринское дело», «лечебное дело». Осмотр станет жестче, что в теории должно позитивно отразиться на статистике ДТП с участием перевозчиков, которые нередко попадают в них по причине плохого самочувствия. В этом случае медицинский работник должен:
– опросить водителя относительно жалоб на здоровье, самочувствие, его настроения, продолжительности сна;
– провести медосмотр путем обращения внимания на то, как обследуемый заходит в кабинет, на характер поступи, его внешний вид и поведение, а также внимательно осмотреть состояние кожи водителя, наличие царапин, кровоподтеков, расчесов, следов от инъекций, покраснение или бледность кожи и т. п. Температура тела измеряется при наличии объективных показателей;
– проверить наличие симптомов острого заболевания или обострения хронического заболевания, на что могут указывать повышение температуры тела свыше 37,2° C, жалобы на плохое самочувствие, общую слабость, головную или зубную боль, острые боли глаз, боли в участке уха, грудной клетки, брюшной полости и т. п.
– Как и ранее, при медосмотре в обязательном порядке измеряются артериальное давление и частота сокращений сердца.
Напоследок
Резюмируя, можно сказать, что ничего плохого в нововведениях нет. Если новое Положение будет работать хотя бы в треть силы – есть вероятность уменьшения числа не очень здоровых водителей. К тому же, стоимость медсправок обещает подешеветь по причине того, что они будут выдаваться не на бланках строго отчетности, а на обычных бланках, которые стоят дешевле. Но многие ли будут проходить медосмотр по-честному, не покупая готовые справки за пару сотен гривен? Вопрос риторический.
Источник: АВТОПОРТАЛ
Tweet