Грязное «золото». Узбекский хлопок: принуждение, шантаж и вымогательство
Масштабы использования принудительного труда на хлопковых плантациях в Узбекистане возрастают. Текущий сезон — тому подтверждение. Да, от насилия и принуждения сегодня ограждены дети — школьники, ученики первых курсов колледжей и лицеев. Однако все остальные — от старшекурсников до взрослых, от кормящих матерей до медсестер и учителей, от бюджетников до частных предпринимателей — подвергаются трудовому насилию повсеместно.
ВЫМОГАТЕЛЬСТВО
Хлопкоуборочный сезон 2013 года в стал одним из самых вопиющих и криминальных. Впрочем, вымогательство у большей части населения страны уже не ассоциируется с уголовным кодексом, оно вполне себе — в порядке вещей. Особенно если вымогательством занимается власть. И в этом году его размах, судя по сообщениям в СМИ и читательским откликам, особенно внушителен.
Сайт «Ферган» уже рассказывал о случаях вымогательства денег у граждан, не имеющих желания или возможности временно переквалифицироваться в хлопкоробы. В частности, о том, что от людей требуют откупиться, выплатив определенную сумму (часто это 100 долларов США) руководителю своей организации, и нанять себе замену на уборке урожая — из расчета по 30 тысяч сумов в день за рабочую декаду, в итоге — еще 110 долларов. То есть, отказникам десятидневная вахта обойдется более чем в 200 долларов США. Но это бюджетникам.
Как сообщил «Фергане» частный предприниматель из Ташкента, у него и его коллег требуют по 700 тысяч сумов (320 долларов США по официальному курсу) за отказ выезжать на хлопковое поле. Тем, кто не соглашается на такие условия, велят приостановить свой бизнес.
«Говорят: нанимайте кого-нибудь или закрывайте свой бизнес на
Еще об одном способе вымогательства денег у бизнесменов рассказал независимый ташкентский веб-сайт Узметроном. По его данным, в сентябре ташкентских предпринимателей-отказников обязывали подписать договор, согласно которому они якобы приобрели продукты питания для хлопкоробов на три миллиона сумов (1400 долларов США). Бизнесменам и директорам представители районных хокимиятов вручали в присутствии сотрудника местной прокуратуры вот такие договоры:
Образец договора. Фото «Узметроном»
На что в действительности будут потрачены эти миллионы, непонятно. Но мало кто сомневается, что они обойдут карманы вымогателей от власти, которые во время хлопкоуборочной кампании таким вот способом зарабатывают немалые деньги.
ШАНТАЖ
Похожую тактику избрали и в администрации Навои. По словам жителя этого города, с начала хлопкоуборочного сезона «какие-то люди» ходят по базарам и велят торговцам под угрозой потери места на рынке выходить на хлопковое поле и собирать по 80 килограммов хлопка в день, либо откупаться. Вскоре эти люди стали ходить и по домам, пытаясь выгнать на сбор всех, кого обнаружат, будь то домохозяйка либо отпускник.
«Им говорят, что, если не пойдут собирать хлопок, не получат в дальнейшем какую-нибудь нужную справку, так как их внесут в „черный список“. Но самое смешное и возмутительное, заявляют, что те, кто не хочет ехать на поля, должны заплатить махаллинскому комитету (органу местного самоуправления) 20 тысяч сумов (около 10 долларов США). Возможно, это мошенники, возможно, государство совсем с ума сошло. Одно из двух. Скорее всего, второе», — пишет в редакцию житель Навои.
Впрочем, наживаться удается не только чиновникам и их подельникам-бизнесменам. По данным веб-сайта Озодлик (узбекская служба Радио Свобода), преподаватели вузов и табельщики зарабатывают за хлопковый сезон по
Почему в Узбекистане хлопок собирают вручную, хотя Ташкентский тракторный завод выпускает по 220 хлопкоуборочных комбайнов в год? Такая машина стоит 110 миллионов сумов (50 тысяч долларов), а отдельно хлопкоуборочный агрегат — 62 миллиона 100 тысяч сумов (30 тысяч долларов). Однако, как сообщили «Озодлику» в одном из машинно-тракторных парков Ташкентской области, из 20 машин, которые их заставили приобрести в кредит на три миллиарда сумов (почти полтора миллиона долларов), половина поступила в нерабочем состоянии. А те, что функционируют, собирают хлопок плохо: рвут волокна, много оставляют на кустах.
Как рассказывают студенты одного из вузов Джизака, с них в день снимают по 4 тысячи сумов за питание, от 3 до 7 тысяч сумов — за проживание у сельчан в течение десяти дней. Кроме того, тем, кто не смог собрать дневную норму
ПРИНУЖДЕНИЕ
Тем временем в Учкурганском районе Наманганской области, как сообщает Озодлик, сельский сход граждан кишлака Кугай заставляет выходить на поля женщин с младенцами, грозя не выдавать пособия на малолетних детей. И кормящие матери выходят на поле, волоча с собой бешики — колыбели, в которых лежат их дети.
Однако в Учкурганском хокимияте этот факт опровергли. «Никто никого не заставляет. Просто женщины, которые получают детские пособия, оставляют своих детей свекровям или сестрам на два-три часа, и идут на поле подзаработать денег. Совершенно добровольно», — подчеркнул в комментарии «Озодлику» чиновник Учкурганского хокимията.
По его словам, за килограмм собранного хлопка государство платит 178 сумов, и если женщина соберет сто килограммов, она получит 17.800 сумов (около 8 долларов США). Деньги выдаются раз в два дня. «Сам замхокима Учкурганского района лично ездит на поля и встречается с женщинами, среди которых не только кормящие матери, но и пожилые пенсионерки. Им раздают всякие подарки, но никого на поле насильно не тащат», — заявил чиновник.
В этом фартуке — примерно 10 килограммов хлопка-сырца. То есть, за день надо собрать десять таких мешков. Фото © Flickr.com/photos/protchenkov
Представитель фонда «Махалля» в Наманганской области сообщил «Озодлику», что руководители отделений Фонда «являются членами пропагандистских групп при хлопковых штабах. Они привлекают к уборке урожая безработных женщин, которые сидят по домам». На абсолютно «добровольных» началах, разумеется.
ДЕНЕГ НЕТ. ВСЕ УШЛИ НА ХЛОПОК
Есть еще одна проблема, возникающая ежегодно, но в этом хлопкоуборочном сезоне — особенно остро. Перед руководителями предприятий, учреждений и организаций, а также всеми остальными жителями Узбекистана все явственнее маячит угроза остаться без средств. Поскольку хлопкоуборочная кампания требует не только рабочих рук, но и денег, много денег. Где их взять в стране с разрушенной экономикой? Пока еще есть где — у населения. Во всяком случае, именно отправкой денег в сельские районы для выплаты сборщикам хлопка объясняют сейчас в узбекских банках задержку выплаты пенсий и зарплат.
Как сообщает Uznews.net, предприятия и организации Ташкента все чаще получают отказы на требования к банкам выдать наличные деньги для выплаты заработной платы своим работникам. Так, бухгалтера одной из организаций, имеющей счет в крупнейшем банке республики — НБУ — «обрадовали» вестью, что наличных не будет до середины ноября.
Источник Uznews.net в Министерстве финансов сообщил, что в этом году дефицит наличных будет еще острее, чем раньше. «Среди сельского населения и горожан, привлеченных к уборке урожая, все больше недовольства низкими тарифами на собранный вручную хлопок. Выплаты им должны быть незамедлительными, и в жертву принесены даже пенсионеры», — пояснил он.
Бухгалтер одного из узбекско-турецких совместных предприятий отмечает, что такая ситуация повторяется каждый год: с начала сентября в банках заявляют о дефиците «налички». «Нам предложили выплатить своим работникам зарплату полностью на карточки, но коллектив против», — рассказывает бухгалтер.
КАК БОРОТЬСЯ?
У всех перечисленных выше фактов есть один общий признак: все они базируются на принуждении и произволе чиновников. Способны ли граждане республики как-то противостоять насилию со стороны властей всех мастей?
Юристы из неправительственной некоммерческой организации Ташаббус, несколько последних лет анализирующие проблемы верховенства закона и прав человека в Узбекистане, уверены, что ответ на этот вопрос должен быть только положительным.
В своей статье, опубликованной в начале октября текущего года, они напоминают, что принуждение к труду запрещено в Узбекистане сразу несколькими законами: статьей 37 Конституции Республики Узбекистан, Трудовым кодексом, а также Законом «Об обеспечении населения работой».
Футболисты ферганского футбольного клуба «Нефтчи» поменяли стадион на хлопковое поле
Какой же именно труд можно считать «принудительным»? По мнению юристов, основным условием для определения труда принудительным является угроза применения наказания. Вот как выглядит список угроз, который должен помочь гражданам понять, какие именно противозаконные действия пытается совершить с ними начальство.
1. Принуждение/угрозы со стороны администрации учебных заведений:
— выставлять плохие отметки,
— оставлять на второй год,
— отчислять из школы или учебного заведения,
— откладывать выдачу стипендии на период после сбора хлопка.
2. Примеры угроз, применяемых в отношении сотрудников государственных учреждений и неправительственных организаций со стороны руководства:
— удерживать часть заработной платы,
— ставить условием участие в сборе хлопка для получения зарплаты,
— не оформлять годовой отпуск либо временный отпуск по болезни (больничный) во время сбора хлопка,
— ставить условием выход на хлопковое поле для получения годового отпуска,
— применять дисциплинарное наказание,
— объявлять выговор,
— увольнять с работы,
— требовать, чтобы сотрудник нашел и отправил вместо себя на сбор хлопка сезонного рабочего (мардикора), заплатив за его услуги из собственного кармана.
3. Примеры угроз, применяемых в отношении граждан, получающих социальное пособие (пособие по уходу за ребенком), со стороны гражданских собраний:
— приостанавливать выплату социальных пособий,
— удерживать часть социального пособия.
4. Примеры общих угроз, применяемых в отношении всех групп граждан:
— отказывать в выдаче паспорта, замены паспорта или визы для выезда за границу со стороны районного или городского отделения Министерства внутренних дел гражданам, отказавшимся от участия в сборе хлопка,
— заставлять водителей, нарушивших правила дорожного движения, выйти на сбор хлопка вместо оплаты штрафа, полагающегося за дорожное нарушение со стороны сотрудников государственной автоинспекции (ГАИ) или же требовать от нарушителя найти и отправить вместо себя на сбор хлопка сезонного рабочего (мардикора), заплатив за его услуги из собственного кармана,
— ставить условием участие в сборе хлопка для возвращения водительского удостоверения водителям, нарушившим правила дорожного движения…
Юристы особо отмечают, что угрозы могут иметь место и в других случаях и формах. «Если вы отказались от участия в сборе хлопка и в результате подверглись угрозам, имейте в виду, что по отношению к вам совершено противоправное действие. Вы должны пожаловаться в соответствующие инстанции о том, что принуждаетесь к труду, получая угрозы наказания в случае отказа», — пишут авторы статьи.
Международное информационное агентство «Фергана»
Tweet