Как пришла война: Первая годовщина великого исхода из Луганска
2 июня исполнился год, как для сотен луганских семей началась «пара недель» в эвакуации. Харьков, Киев, Херсон, Николаев, Одесса начали принимать первых переселенцев, которые еще не догадывались о своем новом статусе… 2 июня на Луганском ж/д вокзале начался аншлаг. Для многих луганчан авиаудар по зданию захваченного здания областной госадминистрации стал последней каплей.
Для многих, но не для всех. Жители квартала Мирного поняли, что надо бежать, на несколько часов раньше – когда под их окнами начался настоящий бой.
Тогда уточнение «настоящий» было нужно не только для красоты: жители областного центра никак не хотели поверить, что живут на поле боя.
«Сегодня у нас день скорби и день праведного гнева, ровно год назад к нам пришла война – тихо, подло, с неба, как в далеком 1941-м», – сказал вчера, 2 июня 2015-го Игорь Плотницкий, глава группировки «ЛНР».
Но если проводить параллель с Великой Отечественной, то нельзя упускать из виду, что боевые действия 2 июня начались точно так же в 4 часа утра. И это был не авиаудар по ОГА. В этот момент начался штурм Луганского погранотряда вооруженными людьми с георгиевскими ленточками!
В сторону пограничников огонь велся со стороны жилых девятиэтажек. Нападавшие оборудовали огневые точки и на крышах домов, и в квартирах мирных жителей.
Однако и это было не первое боевое столкновение в Луганске.
На рассвете 31 мая люди, которые представились «самообороной ЛНР», обстреляли охрану Луганского патронного завода и захватили его проходную.
Вечером того же дня начался бой в городке ВВАУШ, где вооруженные люди штурмовали подразделение радиоразведки украинских войск. Нападение отбивали около трех десятков служащих Вооруженных сил Украины.
29 мая люди в камуфляже с автоматами, пулеметами и гранатометами на 8 «КамАЗах» начали второй штурм подразделения Нацгвардии, расквартированное в г. Александровске, который входит в состав Луганска. (Предыдущая попытка была 28 мая). Одна из гранат попала в склад боеприпасов, взрыв слышало полгорода, а столб дыма над частью – весь Луганск.
28 мая в городке ВВАУШ совершено нападение на здания конвойного батальона Луганского полка Восточного территориального объединения Национальной гвардии Украины. Спустя два дня, 30 мая от ранения в голову скончался 22-летний сержант-контрактник.
И это лишь за последние дни перед 2 июня, и только в самом Луганске! (Вообще-то перестрелки в областном центре звучали с начала мая, когда граждане с георгиевскими ленточками захватили областной военкомат.)
А в области боевые действия уже шли полным ходом. 30 мая были нападения на отделения Государственной пограничной службы Украины в Станице Луганской и Дьяково. В Станице до того пограничники отбили штурм в ночь с 21 на 22 мая. Нападающие использовали автоматы, гранатометы, ручные гранаты. Тогда были ранены пятеро пограничников.
Шестеро украинских военных были ранены и один убит в Рубежном во время атаки на двигавшуюся колонну.
Словом, неправду сказал Игорь Плотницкий, что будто бы война, пришла «ровно год назад», 2 июня 2014 года.
Официального расследования независимых экспертов относительно авиаудара по Луганской ОГА на сегодня не существует. Мы не знаем, что за оружие было использовано, какой самолет нанес удар в действительности. Каковы данные радиолокационных станций? Сведения диспетчеров, которые следят за воздушным пространством? Без всего этого нельзя утверждать даже, что это был именно украинский штурмовик.
Из фактов же достоверных – паника в Луганске. Массовое бегство горожан началось, действительно, после 2 июня. Правда, никто не думал тогда, что уезжает надолго. Некоторые отправлялись, как на отдых, к морю – кто в Бердянск, кто в Крым. В архиве «Реальной газеты» есть видео, снятое в те дни:
Такими были последние воспоминания о своем городе у сотен человек, многие из которых так до сих пор и не побывали дома за минувший с тех пор год.