Действия ГАИ на киевских дорогах. Плохо или хорошо?
Инспекторы ГАИ часто ловят попутные машины на обочине. Водители, проезжая мимо них, стараются отвернуться. Я же всегда подбрасываю гаишника, если нам по пути. Ведь поболтать со стражем правопорядка интересно, да и ехать в такой компании спокойно и безопасно. Но последний раз попутчик с жезлом встретился на моем пути как раз во время месячника безопасности на дорогах. Выяснилось много интересного. Журналисты газеты «Известия в Украине» проанализировали действия ГАИ на киевских дорогах. «Я сейчас забираю права за все: желтый свет, поворот со второго ряда! Уверен, новые штрафы обязательно одобрят. А пока буду просто отбирать документы. Водители в шоке!» — гордо произносит гаишник, едва заметно улыбаясь. Сегодня ему позволено значительно больше, чем двумя неделями ранее.
Сюрприз для водителей
В 2005 году всех шокировала новость о том, что президент Виктор Ющенко вдруг отменил ГАИ. Хаос, начавшийся в тот момент на дорогах, вынудил власти вернуть автомобильную милицию. Правда, ее карательные полномочия значительно уменьшились. Суды, которые вершили судьбы водителей, попросту не успевали справляться с немыслимым количеством протоколов. И без того низкие штрафы нарушители совсем перестали платить. Водители расслабились, слово ГАИ перестало пугать.
В начале 2008-го, пока закон о существенном повышении штрафов еще не принят парламентом, люди в погонах решили провести профилактическое мероприятие по борьбе с нарушениями. Оно принесло очевидные положительные результаты: сегодня на дороге практически исчезли любители проехаться по встречной полосе или тротуару, стали реже ездить на красный свет и разворачиваться через двойную осевую линию. Безусловно, нарушители не исчезли, но их число значительно уменьшилось. Например, сегодня в городе уже популярна новая традиция: при мигающем зеленом свете давить на тормоз, а не прибавлять газу.
К сожалению, в некоторых случаях мероприятие больше походит на чистку, в рамках которой водителей лишают прав за все подряд. Обиженные автовладельцы высказывают предположение, что мероприятие проводится в тандеме с судами. Уже лишившиеся документов тысячи автолюбителей в отчаянии, они говорят, что большинство протоколов судьи даже не читают, чуть ли не вслепую выносят строгий приговор. Обвиняемым не дают возможности высказаться, обратиться к адвокату или предоставить доказательства невиновности. Это не удивительно: если тысячи дел о лишении прав изучать досконально, не получится изымать так много документов. Судя по ситуации на дорогах, установку Госавтоинспекция получила именно такую: отобрать как можно больше водительских удостоверений.
Самый популярный аргумент, руководствуясь которым украинцев пересаживают с собственных авто в общественный транспорт — «создание аварийной ситуации». Давайте разберемся, что кроется за этим определением. Ответ напишем со слов все тех же инспекторов ГАИ, с которыми доводилось общаться тет-а-тет. Грубо говоря, созданием той самой аварийной ситуации может рассматриваться большинство маневров на дороге. Например, вы перестраивались в соседний ряд, а в этот момент позади вас автомобиль слегка снизил скорость. Даже если вас пропускали, и никакой опасности для окружающих не было, теоретически страж правопорядка может истолковать ситуацию как потенциально опасную. Если в этот момент вам еще и посигналили — то сомнений нет, нужно отбирать права. Водитель, который позволит себе динамичное движение, пусть даже безопасное, на ближайший год — тоже потенциальный пешеход.
Второй по популярности аргумент, позволяющий отобрать документы, — не уступил пешеходу дорогу. К сожалению, бывают ситуации, когда этот пешеход оказывается виртуальным. Равно как и «аварийные ситуации», доказать существование или вымышленность которых практически невозможно. Водители зафиксировали массу прецедентов, когда права отбирают за символические огрехи на дороге. За то, что раньше лишь устно предупреждали, сегодня называют «аварийкой», прямо с дороги направляя водителя в суд. «Приказ Луценко» — якобы по секрету сообщает страж дорожного порядка несчастному водителю, который весь следующий день проведет в очереди районного суда, ожидая последней за полгода или год встречи с собственным водительским удостоверением.
Секреты из интернета
На автомобильных интернет-форумах сегодня все разговоры — только об акции ГАИ — когда закончится этот кошмар, как себя вести с гаишником, что писать в протоколах, отдавать или не отдавать права. Невезучие водители повествуют о том, как лишились документов. Многие постояльцы популярных автомобильных сайтов рассказывают о случаях «развода», свидетелями или участниками которых якобы стали. Если эти истории правдивы, то опасность стать жертвой махинации гаишника сегодня чрезмерно велика. Приведем только один пример ударов ниже пояса со стороны дорожной милиции.
Наш рассказчик долго наблюдал за постом ГАИ, расположившимся сразу за нерегулируемым пешеходным переходом. И видел, как в самый неожиданный момент неизвестный мужчина, находившийся на тротуаре, ставил ногу на зебру. Водителей, не успевших затормозить, за переходом ожидала «командировка» в суд. Самым интересным оказался другой факт. Пешеходом, которому не уступали дорогу, в течение нескольких часов был один и тот же мужчина, выжидавший на тротуаре нужный момент. Безусловно, этот рассказ можно считать сплетнями и выдумками. Но как известно, в каждой шутке есть доля шутки.
На тех же форумах умельцы изобретают способы, помогающие снизить риск на дороге в период «охоты на права». В частности, предлагается показывать инспектору права, прикрепленные к цепочке, другой конец которой не выпускать из рук. Ведь согласно ПДД, водитель обязан по просьбе инспектора не показать, а именно передать документы для проверки. В случае с правами на цепочке этот пункт будет выполнен, считают изобретатели такой уловки. Менее законопослушные «юзеры» предлагают распечатать пачку временных разрешений на управление, которые выдаются водителю вместо конфискованного удостоверения. И в случае остановки говорить инспектору, что права «буквально сегодня» забрали. Кстати, выглядят эти уведомления действительно бумажками, не имеющим никакой защиты.
Плохо или хорошо?
Положительные результаты акции ГАИ очевидны, число нарушителей уменьшилось. Если инспекторы ГАИ перестанут придираться к водителям и жестоко наказывать за любые мелкие огрехи, то инициаторам акции можно только аплодировать. Главное — чтобы не происходили случаи, когда автолюбитель обвиняется несправедливо, а документы у него отбирают за любое несущественное, неопасное для окружающих нарушение. За мелкие нарушения правил нужно наказывать не столь смешными, как нынче, денежными штрафами, за нарушения «средней тяжести» из кошелька должна исчезнуть еще более крупная сумма, а за грубые, серьезные и опасные нарушения — нужно лишать прав. Только тогда систему можно назвать справедливой.
«Известия в Украине» рекомендует водителям строго соблюдать требования ПДД. А если права пытаются забрать незаконно, предпринимать законные меры.
МНЕНИЕ ЮРИСТА
Адвокат Вадим Володарский: «С дороги прямо в суд — это незаконно!»
— Нынешняя ситуация на дороге — это беззаконие по нескольким направлениям сразу. Права водителей нарушает как ГАИ, так и во многих случаях суды.
К сожалению, против противоправных физических действий сотрудника ГАИ на месте — отказа вернуть документы владельцу после ознакомления с ними — сделать ничего нельзя. Ведь ПДД обязывают автомобилиста передать права для досмотра сотруднику Госавтоинспекции. И если с вами поступают именно так, прежде всего нужно попросить сотрудника ГАИ предъявить его документы (что он обязан сделать) и подробно записать его данные. В дальнейшем водитель сможет обжаловать действия инспектора в судебном порядке. А если водительское удостоверение изъято, это уже основание не только для обжалования действий инспектора ГАИ в суде, но и для обращения в прокуратуру по факту превышения служебных полномочий.
Когда прямо с дороги вас намереваются отвести в суд — это грубое нарушение статьи 268 Кодекса об административных правонарушениях, которая предусматривает заблаговременное предупреждение лица, привлекаемого к административной ответственности, о предстоящем суде по его делу. А также право на адвоката и предъявление доказательств. Нужно обязательно требовать составления протокола о задержании на месте. И срочно звонить друзьям или коллегам, чтобы они отправили в суд телеграмму с просьбой отложить ваше дело в связи с необходимостью обращения к адвокату. Такое же письменное ходатайство направить и в канцелярию суда (написать его можно на месте). Далее следует подготовить письменную характеристику личности (например, с работы), это поможет вам.
При заполнении протокола четко излагайте свою позицию и все обстоятельства, при которых вас остановили. Если вам приписывают то, чего вы не совершали, подробно расскажите об это в графе «объяснения» протокола. Все незаполненные пространства того же протокола перечеркните буквами «Z» — тогда без вашего ведома туда ничего не смогут дописать. Если сделать это не разрешают инспектора ГАИ, упомяните об этом факте в объяснениях. В протокол внесите данные свидетелей, к ним относятся и ваши пассажиры. Сотрудники ГАИ, правда, будут утверждать, что ваши попутчики — заинтересованные лица. Не стоит обращать на это внимание, ведь по закону пассажир также является свидетелем. Попросите его присутствовать на суде, это в ваших интересах.
Еще один немаловажный момент. Как правило, основанием для лишения прав является создание аварийной обстановки. Но все забывают о том, что в протоколе должны быть непременно указаны данные водителя автомобиля, которому по вине нарушителя пришлось экстренно менять скорость или направление движения. Без показаний потерпевшего протокол не будет соответствовать требованиям закона, о чем говорится в статье 256 Кодекса об административных правонарушениях. В протоколе, ходатайстве и суде непременно обратите на это внимание.
Все вышеизложенные меры направлены на то, чтобы воспрепятствовать «срочному» рассмотрению дела. Либо же на то, чтобы после суда была возможность его обжаловать.
МНЕНИЕ БЫВШЕГО СОТРУДНИКА ГАИ
Автомобильный эксперт, офицер пресс-службы управления столичного ГАИ в 1990-1992 годах Алексей Мочанов: «Водители перестали бояться закона»
— Я считаю, что ситуация на дороге стала критической. Вне зависимости от того, откуда дует ветер, принесший нам проходящие профилактические мероприятия, инициатива эта очень хорошая. Присмотритесь, что творилось на дорогах в последнее время: пробки возникали даже на тротуарах и встречной полосе! И в них были любые автомобили: от Mazeratti до Daewoo Lanos. Водители абсолютно перестали бояться закона.
На днях в московском аэропорту я заказал такси и увидел, как его водитель пристегнулся в своей «Волге». Он сказал, что штрафы и строгость российских инспекторов возросли настолько, что ремень перестал ему мешать. В результате ужесточения наказаний существенно улучшилась ситуация на дорогах России. Нам следует поступить так же.
Знакомые гаишники рассказывали мне о том, что могли бы увеличить среднюю скорость движения потока в час пик через мосты Киева с 40 км/час, до 50 км/час. Но тогда могут возникнуть жуткие утренние заторы в центре. Такое ограничение улучшает дорожную ситуацию не только на мостах, но и во всем городе, придерживая поток. Этот пример говорит о том, что правила придуманы не случайно, и их нужно соблюдать.
Серьезно наказывать следует именно злостных нарушителей. Каждый гаишник должен быть немного психологом. Самые опасные нарушители ведут себя развязано как на дороге, так и в разговоре с инспектором. А он должен уметь идентифицировать таких и строго наказывать. Вне зависимости от наличия «крутых» номеров и «блатных ксив». И если сотрудник ГАИ видит, что перед ним законопослушный водитель, который просто ошибся, но не создал критической ситуации, стоит быть лояльнее. Такому уже пять минут общения с милиционером вполне достаточно для того, чтобы осознать свою ошибку.
Каждому гаишнику хотелось бы напомнить о том, что он вышел не бороться с врагами, а помочь улучшить ситуацию на дорогах в своей стране, помочь своим гражданам.
Законопослушным автолюбителям рекомендую лишь продолжать спокойно ездить, их акция не коснется. Мероприятие это должно продолжаться до тех пор, пока люди не поймут простую истину: нарушишь — будешь серьезно наказан.
ОФИЦИАЛЬНО
Александр Савченко, заместитель министра внутренних дел: — Статью 260 Административного кодекса Украины, в которой говорится о том, что среди всего прочего сотрудники милиции имеют право задерживать документы нарушителя до принятия решения, еще никто не отменял. И насколько мне известно, пока ни один прокурор не опротестовал действия инспекторов ГАИ.
Сергей Коломиец, начальник Департамента ГАИ МВД Украины: — С начала проведения рейда значительно снизилась аварийность на дорогах, за это время погибло значительно меньше людей, чем за аналогичный период 2006 года. Мероприятие, которое изначально планировали проводить в течение одного месяца, 10 февраля не закончится. Это не разовая акция, а наработка. Если она даст положительные результаты, то во всех областных подразделениях ГАИ будут созданы постоянные мобильные группы. При этом автомобили мы оснастим видеокамерами, как практикуют наши коллеги за рубежом, а также на порядок увеличим зарплату инспекторам, входящим в такие группы.
Справка : По данным Департамента Госавтоинспекции МВД Украины, с начала проведения широкомасштабной оперативно-профилактической работы на дорогах Украины судами уже вынесено 10945 постановлений о лишении нарушителей права управления автомобильным средством и 23881постановление о наложении штрафов. Еще более 24000 дел, или 41% от общего количества, остаются в судах на рассмотрении.
Дмитрий Комаров, газета «Известия в Украине»
Tweet