Все операторы мобильной связи «втихаря» повысили цены
До конца года тарифы могут вырасти еще на треть. Высокая конкуренция не позволяет операторам открыто повышать расценки. Компания, которая первой решится на подобный шаг, неизбежно столкнется с оттоком абонентов. Именно поэтому последнее увеличение тарифов носило скрытый характер.
Не звонят
Украинцы экономят на связи. В феврале, впервые за всю историю существования мобильной связи в стране, выручка сотовых операторов упала: на 14,9% — по сравнению с январем и на 11,5% — к февралю прошлого года.
Всего за месяц оборот рынка уменьшился на 334 млн грн: по итогам февраля компании мобильной связи заработали 1,908 млрд грн. Год назад их совокупная выручка составляла 2,156 млрд грн, в январе 2009-го — 2,242 млрд грн.
В режим жесткой экономии перешли частные пользователи — по сравнению с прошлым годом они стали тратить на мобильную связь на 35% меньше. Урезал расходы и корпоративный сегмент. По словам руководителя экспертной группы Netton.Telecom Романа Химича, падение дохода в расчете на одного бизнес-пользователя составило 15–20%. «Корпоративные клиенты не только сокращают персонал, но и существенно ограничивают расходы оставшихся сотрудников. Люди реже звонят и меньше разговаривают», — констатирует эксперт.
Позади Европы всей. Пока украинская сотовая связь — самая дешевая в Европе
Правда, сами операторы придерживаются иной точки зрения. «Сейчас рынок мобильной связи замер, — говорит директор по маркетингу украинского подразделения МТС Василий Лацанич. — Однако проблем с гривневой выручкой у операторов нет. В этом году она уменьшится не более чем на 1–5%».
На первый взгляд, менеджмент сотовых операторов выдает желаемое за действительное. Если результат февраля станет тенденцией, то оборот рынка по итогам года может сократиться на 10–15% в гривне. А с учетом более чем 50%-ной девальвации национальной валюты в долларовом эквиваленте выручка от предоставления услуг сотовой связи упадет вдвое.
Впрочем, спокойствие связистов имеет вполне объяснимую причину. В январе–феврале практически все операторы «втихаря» повысили цены — в среднем на 15–25%.
Повысили без разговоров
Пока подорожание коснулось в основном самых дешевых или редко используемых сервисов. К примеру, стоимость SMS-сообщений в среднем по рынку выросла с 0,25 до 0,35 грн. Все без исключения операторы повысили стоимость услуг роуминга. У большинства компаний они и так были привязаны к долларовому курсу НБУ, тарифы, номинированные в гривне, проиндексировали. В результате стоимость роуминга выросла на 20–50%.
«Менеджмент мобильных операторов действует в интересах своих акционеров — получение максимальной прибыли является одной из основных задач», — объясняет действия операторов аналитик ИК «Конкорд Капитал» Александр Паращий. По словам эксперта, при нынешнем уровне насыщения рынка мобильной связи (по данным iKS-Consulting — 120,7%) возможность заработка на привлечении новых абонентов полностью исчерпана. Повышение тарифов — теперь единственный способ увеличения выручки и прибыли компаний.
Рост тарифов вынуждает украинцев отказываться от лишних SIM-карт. К примеру, после февральского подорожания общая абонентская база уменьшилась на 215 тыс. пользователей.
Высокая конкуренция не позволяет операторам открыто повышать расценки. Компания, которая первой решится на подобный шаг, неизбежно столкнется с оттоком абонентов. Именно поэтому последнее увеличение тарифов носило скрытый характер. Среди приемов, используемых операторами, — повышение платы за соединение, изменение «шага» тарификации звонка, ограничение минимального платежа.
В прошлом году плату за соединение (ПЗС) повысил Киевстар: в новых тарифных планах она выросла с 27 до 35 коп. «В данном случае употреблять термин «повышение» не совсем корректно», — возражает руководитель департамента по корпоративным связям Киевстара Жанна Ревнова. По ее словам, ПЗС в старых тарифных планах осталась неизменной. Абоненты могли выбирать: платить по-старому или перейти на новые тарифы.
Кроме того, в феврале крупнейший по числу абонентов украинский оператор заменил 25-гривневую скретч-карту пополнения счета новой, номиналом 30 грн. Изменение минимальных сумм пополнения счета — еще одна маркетинговая хитрость мобильных компаний, которая приводит к увеличению гарантированных расходов абонентов.
В феврале плату за соединение повысил и МТС: на 22% — с 0,27 до 0,33 грн.
Тогда же 30-секундную тарификацию звонков ввел Астелит в сети life:). Директор по маркетингу оператора Озджан Эрмиш утверждает, что в результате тарифы выросли всего на 4%. По мнению главного маркетолога Астелита, повышая плату за соединение на 30–40%, другие операторы фактически настолько же увеличивают тарифы. Однако эксперты телекоммуникационного рынка считают иначе. По мнению Романа Химича, реальный эффект от повышения стоимости платы за соединение или введения 30-секундной тарификации — увеличение стоимости минуты на 15–30%.
«В феврале некоторые операторы скрыто повысили тарифы на мобильную связь, — комментирует действия коллег по телекому директор по маркетингу Beeline Антон Володькин. — Подняли стоимость платы за соединение, увеличили «шаг» тарификации, ввели обязательные ежемесячные платежи и т. д. По нашим оценкам, за счет таких действий расходы абонентов могут увеличиться на 25–30%». Сам Beeline повысил расценки на SMS, роуминг и мобильный интернет.
Не роумингом единым
«В этом году повышение тарифов составит около 15–20% в гривневом эквиваленте», — прогнозирует Александр Паращий. Операторы не отрицают, что цены на услуги мобильной связи в этом году вырастут. Но настаивают: дорожать будут лишь те сервисы, стоимость которых номинирована в иностранной валюте — роуминг и международные звонки. Это не вся правда.
К примеру, с 1 марта в МТС пересмотрели стоимость и «шаг» тарификации WAP GPRS для клиентов предоплаченных услуг. Сервис подорожал с 10,24 грн/Мб до 12,29 грн/Мб, интервал тарификации увеличили с 10 КБ до 25 Кб для переданных и полученных данных.
Скорее всего, следующим шагом будет введение платы за ранее бесплатные услуги: определитель номера, голосовую почту, уведомление о появлении абонента в зоне действия сети или о доставке SMS-сообщения.
Пик пройден. Период бурного роста позади: в условиях кризиса выручка операторов сокращается
Еще один прием, которым могут воспользоваться операторы, — введение разной тарификации на первую и последнюю (четную и нечетную) минуты. Возможно, некоторые игроки изменят правила использования бонусных акций, уменьшат срок действия платежных карточек, а также пересмотрят цены на мобильный интернет. При этом отечественным компаниям не нужно изобретать велосипед — такими маркетинговыми уловками давно пользуются транснациональные операторы уровня Tele-2, Vodafone или T-mobile. В итоге их абоненты ежемесячно тратят на связь в 2–7 раз больше, чем украинцы.
Менеджмент украинских сотовых компаний не считает подорожание дополнительных сервисов критичным для абонентов. К примеру, по оценке директора по маркетингу Beeline, такими бесплатными услугами, как конференц-связь или голосовая почта, пользуются в среднем 5–10% абонентов. «Введение платы за ранее бесплатные допуслуги возможно, — добавляет Антон Володькин. — Но только в том случае, если не менее двух крупных игроков украинского рынка мобильной связи сделают это одновременно».
Похоже, один крупный игрок отказ в будущем от бесплатных сервисов уже не отрицает. По словам Василия Лацанича из МТС, отсутствие платы — временное явление. «В любой сервис инвестированы деньги, и рано или поздно оператору нужно вернуть эти средства», — подчеркивает он.
Что дальше
Если мобильная связь подорожает в несколько раз, украинцы вряд ли начнут больше разговаривать. Поэтому в условиях кризиса выиграет тот сотовый оператор, который предложит абоненту оптимальные тарифы, найдя баланс между интересами своих акционеров и потребностями клиентов.
В дальнейшем такая компания с лихвой вернет недополученную прибыль благодаря естественному росту рынка. К примеру, сейчас украинцы выговаривают лишь 200–300 минут в месяц — меньше, чем абоненты любой другой европейской страны, где этот показатель доходит до 500–600 минут. Когда экономическая конъюнктура изменится, оператор, сохранивший абонентов, получит отличный старт для роста выручки.
Тем не менее стоимость мобильной связи в Украине будет зависеть от решений российских, норвежских и турецких собственников украинских GSM-операторов. Опрошенные эксперты выдвинули два противоположных варианта дальнейшего развития событий. Первый — ориентация отечественных компаний сотовой связи на финансовые результаты российских акционеров Киевстара, МТС и УРС. Если от украинских «дочек» в 2009-м не потребуют превзойти результаты ВымпелКома и российской МТС, которые, по прогнозу Ренессанс Капитала, сократят долларовую выручку на 18% и 28% соответственно, — существенного повышения тарифов не произойдет. Второй вариант — повышение стоимости связи до уровня, позволяющего сохранить в 2009-м неизменным долларовый доход прошлого года.
Если под давлением акционеров хотя бы два из четырех операторов решатся на такой шаг — к ним, с высокой степенью вероятности, присоединятся и остальные игроки. В этом случае связь до конца года подорожает еще на 20–30%. Такой шаг вместе с февральским повышением цен полностью компенсирует потери сотовых компаний на курсовой разнице. Eсли, конечно, они не столкнутся с массовым оттоком абонентов.
Антон Володькин, директор по маркетингу ЗАО «УРС» (ТМ Beeline)
– Будет ли в 2009 году расти выручка сотовых операторов?
— Да. Рост рынка — в гривне — обеспечат: активное использование абонентами дополнительных платных услуг и естественная для молодого рынка тенденция увеличения трафика. В Украине абоненты в среднем выговаривают менее 300 минут в месяц. В некоторых странах этот показатель достигает 500–600 минут. Думаю, в ближайшие год-полтора MOU (среднее количество выговариваемых в месяц минут. — Прим.) в Украине будет расти.
– В условиях кризиса украинцы не будут экономить на мобильной связи?
— Сейчас украинские абоненты в среднем тратят на разговоры 30–60 грн в месяц — существенно сокращать расходы на мобильную связь они не будут. Думаю, украинцы будут рациональнее подходить к выбору тарифных планов. Мы попытаемся использовать это для увеличения абонентской базы.
– Собираетесь переманивать клиентов у других операторов?
— Отечественный рынок уже настолько насыщен, что возможна только миграция абонентов от одних операторов к другим. Но речь идет не о переманивании клиентов, а об объективном перестроении рынка в сторону более активных компаний.
– По итогам прошлого года изменилась ли средняя выручка в расчете на одного абонента (ARPU)? Сократится ли этот показатель в 2009-м?
— В III квартале 2008 года наш ARPU вырос до $9,7 с $6,1 в I квартале прошлого года, MOU поднялся до 261,5 минуты с 210,2 минуты соответственно. В 2009-м ARPU в долларовом эквиваленте, по нашим прогнозам, упадет у всех операторов. В гривне — незначительно вырастет.
– В феврале стоимость SMS-пакета Beeline подорожала с 5 до 7 грн, роуминг для prepaid-абонентов — более чем вдвое. Это не последнее повышение тарифов?
— Стоимость SMS-сообщений с декабря в среднем по рынку выросла с 0,25 грн до 0,35 грн — мы просто подняли цену SMS-пакета до среднерыночного уровня.
Озджан Эрмиш, директор по маркетингу ООО «Астелит» (ТМ life:))
– Переход к 30-секудной тарификации, по подсчетам экспертов, повысил стоимость минуты разговора в сети life:) в среднем на 8–10%. Чем был вызван такой шаг и не боитесь ли вы оттока абонентов?
— Наша тарифная политика заключается в том, что стоимость услуг зависит от уровня доходов абонентов, а не от колебания курса нацвалюты. Несмотря на девальвацию гривни на 60%, мы не пересматривали тарифы на мобильную связь. Но чтобы уравновесить потребности нашего бизнеса с возможностями и интересами абонентов, мы внедрили унифицированную единицу тарификации — 30 секунд. Еще одна причина этого нововведения — стимулирование увеличения средней продолжительности звонка.
– Насколько в этом году могут вырасти цены на сотовую связь?
— Доходы операторов, согласно их заявлениям, значительно уменьшились. Но весомого повышения тарифов не произойдет.
– Как разительно в 2009-м сократится объем рынка телеком-услуг в гривне и долларе?
— По нашим оценкам, рынок в этом году просядет минимум на 10–15% в гривне.
– Вы рассчитываете на рост ARPU в сети life:) в 2009 году? И как, кстати, менялся у вас этот показатель в 2008-м?
— В IV квартале 2008-го средняя выручка с одного абонента в национальной валюте выросла до 35,3 грн — с 27,3 грн в IV квартале 2007-го.
Василий Лацанич, директор по маркетингу ЗАО «УМС» (ТМ «МТС»)
– Снизится ли в 2009-м выручка операторов мобильной связи — в национальной валюте и долларовом эквиваленте?
— Сейчас рынок мобильной связи замер, но проблем с гривневой выручкой у операторов нет. В этом году она может уменьшиться на 1–5%, не более. Для рынка это не кризис. Падение выручки мобильных компаний в долларовом эквиваленте может быть более значительным.
– С 15 марта вы ввели поминутную тарификацию международных звонков для prepaid-абонентов. Как изменились тарифы на международные звонки?
— Не более чем на 5–7%. У большинства отечественных операторов маржа на международных звонках близка к нулевой. Продолжительность звонка за границу составляет в среднем 40–50 секунд, а чем ближе по длительности звонок к минуте, тем меньше эффект от введения поминутной тарификации.
– Рассматриваете ли вы возможность введения 30-секундной или поминутной тарификации на местную связь?
— Нет. Хотя, безусловно, введение 30-секундной тарификации на звонки внутри сети и абонентам других операторов соответствует росту цен примерно на 10%.
– С 1 марта вы увеличили стоимость услуги и шаг тарификации WAP GPRS для prepaid-абонентов — сервис подорожал с 10,24 грн/Мб до 12,29 грн/Мб, интервал тарификации составил 25 Кб для переданных и полученных данных. Чем вызваны такие меры?
— Изменение «шага» тарификации WAP GPRS — естественное развитие услуги. За последний год количество пользователей сервисом увеличилось — система не успевает корректно обрабатывать информацию мелкими шагами. Решили увеличить «шаг», чтобы разгрузить систему обработки данных. Мы не считаем это повышением стоимости услуги, ощутимым для рынка, это изменение технологии тарификации для улучшения продуктивности системы.
– Рассматривают ли в МТС возможность введение платы за ранее бесплатные сервисы: определитель номера, голосовую почту, уведомление о доставке SMS-сообщения и т. п.?
— Не исключено. Подобные сервисы, как правило, проходят промопериод: для того чтобы обеспечить массовое использование услуги, ее на некоторое время делают бесплатной. Причиной введения платы является не кризис, а жизненный цикл сервиса.
– Насколько в среднем вырастут тарифы на мобильную связь в 2009 году?
— Если экономическая ситуация будет относительно стабильной, тарифы на мобильную связь останутся прежними. Объективных причин для повышения цен сейчас нет. Но если страна столкнется с гиперинфляцией — мобильная связь подорожает в несколько раз. Мы будем делать все возможное, чтобы не дать рынку повода войти в фазу гиперинфляции. К примеру, мобильные компании (как и представители рекламного рынка) приняли решение не привязывать стоимость своих услуг к доллару.
– Как изменится ARPU корпоративных и частных абонентов МТС в 2009-м?
— Сейчас существует три сценария возможного развития событий: нормальный, плохой и псевдохороший. Нормальный: экономическая ситуация не меняется к худшему и ARPU в гривне понемногу растет у всех операторов. Абоненты чаще пользуются голосовой связью и дополнительными услугами. Плохой вариант: полная неспособность властей справиться с кризисными явлениями, вследствие чего экономика пойдет ко дну. Тогда ARPU в нацвалюте значительно снизится у всех операторов по той причине, что у людей просто не хватит денег на мобильную связь. И наконец, псевдохороший: власти просто включают станок, печатают больше денег и раздают их людям через госпредприятия и кредиты. В результате в стране гиперинфляция, показатель ARPU в гривне растет как сумасшедший. Но реальной денежной ценности у такого роста не будет.
Анна Сайченко, Контракты
Tweet