Четверть украинских банков закроют
Итоги первого финансового полугодия четко показали: кризис в Украине продолжается, дефицит государственного бюджета растет, уровень доходов падает. При этом выполнение требований МФВ по увеличению стоимости цены на газ – основа для углубления кризиса.
Доказательством этого является то, что 15 июля Президент Украины Виктор Янукович узаконил секвестр бюджета на 2010 год, подписав Закон «О внесении изменений в законы Украины «О государственном бюджете Украины на 2010 год» и «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». В чем причина того, что Украина идет на поводу у зарубежных кредиторов и почему следует готовиться к второй осенней волне банковского кризиса, разбирался портал «Политика и деньги».
Тайный смысл
Указанные выше бюджетный документ был разработан с целью уменьшить дефицит госбюджета страны и выполнить требования Меморандума об экономической и финансовой политике между правительством Украины и МВФ. Законом предлагается уменьшить доходы бюджета на 14,4 млрд грн (в частности, предусмотрено уменьшить поступление налога на добавленную стоимость на 10 млрд грн, в том числе НДС из ввезенных в Украину товаров – 5,7 млрд грн).
Одновременно запланировано сократить расходы государственного бюджета по сравнению с принятым 27 апреля 2010 года государственным бюджетом Украины почти на 18,35 млрд. грн., в том числе: 8,75 млрд. грн. – за счет Стабилизационного фонда (отраслевые и региональные, в том числе инвестиционные программы).
Принятие секвестра стало очередным шагом Правительства и Президента на пути к получению внешних займов. Заметим, что в перечне сокращаемых расходов нет ни малейшего упоминания об уменьшении расходов на содержание госаппарата, вместо этого сокращаются инвестиционные и социальные статьи.
Несвоевременные действия НБУ
Следующим государственным органом, который вынужденно начал осуществлять планы МВФ и Всемирного банка по разрушению украинской экономики стал Национальный Банк Украины. Его действия, вполне разумные в условиях стабильности, на данный момент сложно назвать адекватными ситуации.
Например, после вступления в силу постановления № 273, согласно новым требованиям НБУ к объему собственного банков, уже с 17 июля банки, имеющие регулятивный капитал меньше 120 млн. грн. не будут иметь возможности увеличивать объем привлекаемых вкладов частных клиентов. Эти банки смогут привлекать депозиты лишь в объемах портфельных погашений (сколько вернули вкладчикам, столько и могут привлечь новых вкладов). Но и это еще не все.
Отныне банки с низким регулятивным капиталом не смогут получать дополнительные лицензии до того момента, пока не приведут свой регулятивный капитал к 120 млн. грн. На урегулирования всех вопросов у таких финансовых учреждений есть время до только до 1 января 2012 г. Родись подобное постановление в 2005 или 2006 году, его можно было бы только приветствовать, однако сейчас, когда именно на малые и средние банки лег почти весь груз обслуживания частных клиентов (поскольку именно эти банки вели до кризиса сдержанную кредитную политику, что стало причиной небольшой доли проблемных активов в их портфелях и, следовательно, они имели достаточную ликвидность) способствовать их уходу с рынка неразумно…
Однако это может быть частью политики, направленной на выдавливание с финансового рынка украинских банков и предоставление максимальных преференций иностранным банкам и их «дочкам».
В Ассоциации украинских банков (АУБ) считают, что данные требования НБУ ведут к вытеснению небольших банков из бизнеса. В частности, президент АУБ Александр Сугоняко утверждает, что новые требования по величине регулятивного капитала приведут к тому, что средние и малые банки, а также небанковские финансовые учреждения попросту будут вытеснены с рынка. Это, по мнению финансистов, станет причиной снижения конкуренции в банковском секторе и приведет к падению качества предоставляемых банками услуг, стоимость которых возрастет.
Кандидатами на «вылет с рынка» окажутся практически 25 % банков. Если исходить из классификации НБУ, то из 176 действующих сейчас в Украине банков к малым относилось порядка 70, из которых «группу риска» составляет примерно половина.
Напомним, что по оценкам рейтингового агентства Fitch, объем средств, необходимых для докапитализации банков Украины сегодня составляет порядка 8 % национального ВВП (80 млрд. грн – прим. «Политика и деньги»). По данным стресс-тестов, которые проводились банками Украины в соответствии с требованиями Всемирного банка, недокапитализация банковского сектора страны составляет в два раза меньшую сумму – 40 млрд грн.
Но даже 40 млрд грн в нынешних кризисных условиях это практически неподъемная величина для малых и средних банков. Если для «дочек» западных и российских банков увеличение капитала согласно новым требованиям НБУ не станет серьезной проблемой, то для украинских подобные условия будет выполнить весьма проблематично.
Большинство малых и средних банков условно можно условно поделить на несколько категорий. Чаще всего это региональные банки (которые занимались обслуживанием местных общин), корпоративно-отраслевые банки (обслуживающие достаточно узкий круг клиентов, в основном промышленные предприятия или корпорации), и наконец – «помывочно-конвертационные» банки, ведущие свои дела с клиентами из оффшорных зон. Если об уходе с рынка финансовых услуг «помывочно-конвертационных» банков будут сожалеть разве что малое число из клиентов, то проблемы у региональных и корпоративных банков заденут интересы достаточно большого круга граждан.
По прогнозам экспертов, осень в Украине может стать очередным периодом кризиса неплатежей. Прежде всего, это вызвано тем, что последние месяцы в Украине происходит спад промышленного производства одновременно с резким падением цен на промышленную продукцию. Такое состояние дел безусловно скажется на увеличении доли невозвратов по кредитам, причем не только взятых промышленными предприятиями, но и по потребительским кредитам, которые набрали их сотрудники.
В свою очередь, прогнозируемое уменьшение зарплат и снижение ставок по депозитам, которые уже сейчас практически сравнялись с заложенной в Бюджет 2010 величиной инфляции (13,1 % – прим. «Политика и деньги»), приведет к тому, что прирост объема привлекаемых банками средств от населения прекратится. Более того, можно ожидать уменьшения общего размера депозитов за счет того, что граждане Украины будут вынуждены прибегнуть к трате запасов для покрытия текущих расходов. Но и это еще не все.
Принятое недавно постановление НБУ № 223, которое зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины как № 474/17769 вводит лимит на выдачу наличной валюты гражданам Украины, которую они могут получить через банкомат. Сумма, доступная для снятия в пределах страны, не должна превысить 5 тыс. грн в сутки в эквиваленте по официальному курсу, который будет установлен на день совершения операции. Поскольку сейчас многие клиенты проблемных банков имеют возможность вернуть свои депозиты именно через систему получения денег через банкоматы, эта норма может ограничить такую возможность.
С одной стороны такая норма, казалось бы, призвана увеличить «прозрачность» рынка, сократить объем наличных денег в обороте и число операций с наличностью, а также стимулировать граждан совершать покупки посредство электронных платежей. Но в реальности это вызовет лишь массовый отказ украинцев использовать электронные системы денежных операций в связи с опасениями повторения ситуации 2008 г., когда доступ к депозитам оказался для многих закрыт. В данный момент такая норма будет способствовать подрыву доверия к банковской системе.
Напомним, что изменившаяся в худшую сторону рыночная ситуация в Украине внесла свои коррективы и на рынок банковских платежных карт. В течение 2009 г. в Украине произошло резкое снижение количества активных платежных карт, рынок сократился сразу на 9,50 млн. штук. В 2011 г. следует ожидать дальнейшего сокращения этого рынка. И чем больше будет ограничений, тем меньше украинцы будут доверять банковским карточкам.
Украинские малые и средние банки уже «списали»?
Уже сейчас можно прогнозировать, что к осени–зиме 2010 г. Украину ожидает очередной системный кризис в финансовой сфере. Процессы укрупнений, слияний и поглощений в банковской сфере однозначно будут происходить. Общее количество банков уменьшится. На этом фоне возможны и частные случаи передела влияния на рынке финансовых услуг. Возможно, одним из первых подобных примеров является продажа банка «Владимирский» незадолго до окончания срока полномочий временной администрации, назначенной НБУ.
За продажу этого финучреждения, экс-владелец ликвидируемых сегодня банков «Европейский» и «Национальный стандарт» Павел Борулько получил 116 млн. грн. По официальным данным, на 01.04.2010 г. активы банка «Владимирский», который был основан в 2001 г., составляли 296 млн. 800 тыс. грн. Кредитный портфель юридических лиц был в объеме 197 млн. грн., а на обязательства частных клиентов составляли 56 млн. 400 тыс. грн.
Обязательства банка «Владимирский», по данным НБУ на отчетную дату, составляли 231 млн. 200 тыс. грн., из которых 27 млн. 300 тыс. грн. были депозитами юридических лиц, а 162 млн. 600 млн. грн. составляли средства частных клиентов. Возможно, в ближайшем будущем мы станем свидетелями покупки крупными банками более мелких с целью расширения сети региональных отделений, вместо организации новых, что может быть дешевле и удобнее для крупных банков.
Исходя из того, что украинские институты власти все чаще и ревностней стараются следовать указаниями внешних агентов, финансовое состояние государства не улучшается, а накануне выборов в местные советы будет нарастать и политическая напряженность – малым и средним банкам не стоит рассчитывать на помощь от государства.
Напомним, что, по мнению Всемирного банка, регулятор украинского банковского сектора (НБУ – прим. «Политика и деньги») скрывает истинные проблемы отечественных финансовых учреждений. По мнению Анжелы Пригожиной, эксперта по вопросам финансового сектора представительства Всемирного банка в Украине, непонятно, почему банки, в которых НБУ вливает значительные финансовые ресурсы, так и не кредитуют экономику. Представитель международного финансового института считает, большинство таких банков фактически неплатежеспособны и уже ни при каких обстоятельствах, даже после предоставления рефинансирования, возродиться для кредитования экономики.
Одновременно с таким «недоумением», международные кредитные организации ясно дают понять, что крайне заинтересованы в очищении украинского банковского сектора от проблемных банков, на место которых уже готовы, судя по всему, прийти другие… Следовательно, малым и средним банкам нечего рассчитывать на получения помощи от НБУ. Скорее всего, их уже просто «списали со счетов» и никто не собирается тратить средства на рекапитализацию и рефинансирование. Сколько из них выживет к Новому году, покажет время. Пока что особых надежд на качественное улучшение ситуации – нет.
Автор: Юрий Гаврилечко, Политика и деньги
Tweet