Государство Украина: взрослый тинейджер
Коррумпированная, экономически несвободная и финансово нестабильная страна с низким уровнем человеческого развития — такой видит Украину мир после 19 лет независимости. Одна ее часть ностальгирует по СССР, другая — упорно называет себя европейцами и желает немедленно вступить в Евросоюз.
За 19 лет Украина приобрела все внешние атрибуты независимого государства. Осталось наполнить их смыслом.
Под стать стране и портрет ее гражданина: украинцы — одни из самых несчастливых людей в Европе и не самых счастливых в мире (73-е место в рейтинге из 155 стран). А согласно опросам, проведенным Центром им. Разумкова, счастливыми в нашей стране чувствуют себя лишь 3,8%. Причин на то много, одна из них — 78% украинцев, по статистике ООН, живут за чертой бедности. При этом подавляющее большинство граждан Украины никак не влияют на центральную и местную власть, ждут от государства социальной защиты и лишь 12,3% считают, что их жизнь зависит от них самих.
Список проблем, волнующих «среднестатистического украинца», в течение последних 19-ти лет менялся вместе со страной. Если в ранние 90-е главной проблемой для большинства граждан был дефицит, то в конце 90-х на первый план вышли задолженности по пенсиям и зарплатам. После того, как их удалось ликвидировать, украинцев стали беспокоить низкие доходы и высокая безработица. Однако из общественно-политических проблем самой главной 56,6% соотечественников считают все-таки безразличие власти к мнению граждан.
Сфера обслуживания
Казалось бы, формально Украина — «страна победившей демократии»: созданы все необходимые для независимого государства структуры и институты, в стране с завидной регулярностью происходят различные выборы, в которых принимает участие множество кандидатов и партий. Однако эти партии, которые должны бы отстаивать интересы симпатизирующей им части общества, превратились в «сферу обслуживания» интересов определенных групп. Что автоматически отразилось и на качестве работы украинского парламента.
«С каждой каденцией парламент становится хуже, потому что он утратил функции представительства общественных интересов и стал реализовывать интересы кланов», — говорит директор политических программ Центра им. Разумкова Юрий Якименко. И ставит всем ветвям украинской власти общий диагноз: политическая коррупция. С ним согласен и директор социологических программ Центра им. Разумкова Андрей Быченко: госаппарат в целом гораздо больше занят удовлетворением своих интересов, чем ответственностью перед гражданами, которые со времен распада СССР так и не поняли, что власть должна служить им, а не наоборот.
Рыночные планы
Украинская экономика перестала быть плановой, но не до конца стала рыночной: уже нет социалистического планирования, однако власть все еще регулирует цены. Причинами «недоразвитого» состояния экономики, по мнению директора экономических программ Центра им. Разумкова Василия Юрчишина, является то, что за 19 лет в стране не сформирована надежная налоговая система и центральный банк, к которому было бы доверие.
Вкупе с отсутствием верховенства права и незащищенным институтом собственности это и выливается в неутешительные для Украины позиции в мировых рейтингах, составленных международными организациями: по легкости ведения бизнеса страна находится на 142-м месте из 183-х, по простоте уплаты налогов — на 181-м из 183-х, а по финансовой стабильности занимает последнее, 55-е место. «Все страны, переходившие от плановой экономики к рыночной, пережили шок. Мы этот шок растянули на десятки лет», — констатирует Быченко.
«Половинчато» оценивает Юрчишин и состояние экспорта, отмечая его «узкую направленность как по структуре, так и по регионам». Такое же двойственное отношение вызывают у него и проекты реформ, где наряду с намерениями развивать рыночную экономику в проект налогового кодекса закладывается усиление администрирования. «Я не вижу заложенной там идеологии: то ли это либерализация, то ли усиление налоговой администрации и предоставление ей карательных функций», — говорит он.
Рожденные в СССР
В этих условиях жители Украины стали больше полагаться в принятии жизненных решений на себя. По данным Центра им. Разумкова, более четверти граждан считают, что они сильно влияют на ход своей жизни. «Во многих аспектах личные достижения происходят не благодаря, а вопреки государству», — подтверждает это Юрчишин. Однако в то же время 96,3% населения полагает, что для успешного развития страны необходимы государственные гарантии социальной защиты!
Быченко видит в этом «наследие» СССР: «Общество должно было научиться жить в кардинально других условиях, где каждый гражданин должен делать свой выбор, кода нет «смотрящего» генсека ЦК или царя». Проявляется такая «незрелость» и в неготовности принимать «непопулярные решения»: при отсутствии «достойного» кандидата на выборах украинцы чаще голосуют за «меньшее зло», чем «против всех».
Общество до сих пор не научило власть отвечать за свои решения. Однако Якименко отмечает на этой стезе заметный прогресс: по его мнению, ростки гражданского общества закладываются благодаря не только общественным организациям, но и социальным сетям. А еще эксперт уверен в том, что влиять на ситуацию в стране в критические моменты может малый и средний бизнес: «Если будет большое давление, они могут сделать то же самое, что сделали в 2004-м — поддержать движение общественного сопротивления».
Впрочем, окончательно «забыть» о роли общественного мнения власть не сможет, уверен Якименко: «Все-таки власти иногда приходится идти на выборы. Люди пойдут на участки и будут бросать бюллетени». Также эксперт считает, что «зарываться до конца» власть имущим не дает и международное сообщество, которое «заставляет хотя бы формально отвечать на какие-то вопросы и создавать какое-то впечатление» — как минимум, во избежание блокирования иностранных счетов и проблем с визами. А приучат ли граждане Украины власть считаться с их мнением — зависит только от них самих.
3 сентября 2003 г.
Леонид Кучма, президент Украины:
Российские интеллигенты делятся на тех, кто желает нам удачи в восстановлении и развитии украинства, и на тех, кто не желает нам этого. Это они сегодня пишут, что Украина является «младшей сестрой» России, а ее независимость — так, недоразумение.
6 декабря 2003 г.
Леонид Кравчук, президент Украины:
Украина избрала демократический путь развития. Необратимость распада Союза, потребность в сближении с Западом осознавали и в Москве. Иначе чем объяснить тот факт, что Россия признала независимость Украины в первой десятке стран, даже опередив США?
23 августа 2009 г.
Виктор Ющенко, президент Украины:
Восстановление нашего государства 24 августа 1991 года — наиболее значительная победа нашего народа. Подорвав коммунистическую тоталитарную империю, она изменила лицо всей Европы и всего мира.
16 июля 2010 г.
Виктор Янукович, президент Украины:
В составе Советского Союза, пусть и в условиях ограниченного суверенитета, Украина заложила основы экономической и культурной мощи.
*Должности указаны на момент высказывания
Автор: Нина Курьята, Власть денег
Tweet