Долгий путь к автокефалии: Процесс создания украинской церкви завершен
В Стамбуле во время торжественного богослужения в соборе Святого Георгия предстоятелю Православной церкви Украины Епифанию Вселенский патриарх Варфоломей вручил томос, то есть указ об автокефалии. Этим символическим жестом завершился многолетний процесс создания независимой украинской православной церкви.
Томос был подписан накануне Варфоломеем в присутствии членов делегации, прибывшей из Украины.
“Как после темноты ночной снова восходит солнце, так и в настоящее время древняя несправедливость благодаря мудрости вашей всехсвятости и священного синода матери-церкви устранена, а справедливость восстановлена… При поддержке украинского государства и нашего президента разделение устранено, а единение восстановлено”, – сказал во время церемонии передачи томоса митрополит Епифаний. Он был избран главой Православной церкви Украины в конце прошлого года во время объединительного собора в Киеве.
“Только что завершилось великое историческое событие, во время которого Бог был с нами, а мы были с Богом!” – написал в Твиттере по случаю передачи томоса президент Украины.
В тексте церковного указа, который был обнародован в субботу, 5 января, прописаны условия предоставления автокефалии Вселенским патриархатом. Документ был подписан накануне патриархом Варфоломеем I в Стамбуле в присутствии президента Украины Петра Порошенко и главы Верховной рады Андрея Парубия. В нем говорится, что автокефальная церковь провозглашается в границах Украины и не может иметь заграничных приходов.
Блаженный митрополит Киевский и всея Украины является главой Священного Синода, в состав которого будут приглашаться “по старшинству” архиереи из епархий, созданных на территории Украины. Решения будут приниматься большинством голосов синода, а в случае несогласий, архиереи смогут обратиться с апелляцией к Вселенскому патриарху. К нему же можно будет обращаться для “решения значительных вопросов церковного, догматического и канонического характера… при этом права Вселенского Престола на Экзархат в Украине и священные ставропигии сохраняются неограниченно”.
Согласно документу, титул “митрополит Киевский и всея Украины” отныне сможет использовать лишь глава автокефальной Православной церкви Украины. Таким образом, ситуация, при которой митрополит Онуфрий, глава Украинской православной церкви Московского патриархата, именуется митрополитом Киевским и всея Украины, признана неканонической.
“Мы признаем и провозглашаем… автокефальную церковь нашей дочерью и призываем все православные церкви признавать ее как сестру”, – говорится в тексте томоса.
В объединительном соборе, созванном после решения Вселенского патриархата предоставить автокефалию, принимали участие лишь несколько архиереев Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Глава этой церкви Онуфрий вернул Константинопольскому патриарху нераспечатанным письмо с приглашением принять участие в объединительном соборе в Киеве в середине декабря. По этой причине на территории Украины отныне будут параллельно существовать две православные церкви: автокефальная Православная церковь Украины, признанная Константинопольским патриархом и рядом других православных церквей, а также УПЦ МП, имеющая частичную автономию в Русской православной церкви.
Процесс предоставления автокефалии связан для УПЦ МП с угрозой значительного уменьшения количества приходов. До передачи томоса эта церковь была самой крупной на территории Украины и имела 11 тысяч приходов. Пока только 40 приходов объявили о переходе в лоно новой церкви. Наибольшее их число находится в Западной и Центральной Украине. При этом очевидно, что этот процесс далек от завершения.
Резиденция патриарха Варфоломея в Киеве
11 октября 2018 года Синод Вселенского патриархата в решении относительно украинского вопроса постановил: “Восстановить ставропигию (статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам, соборам, означает независимость от местной епархиальной власти и подчиняемость непосредственно патриарху или синоду. – РС) Вселенского патриарха в Киеве, одну из его многих ставропигий в Украине, которые всегда там существовали”.
Спустя неделю, 18 октября, Верховная рада Украины приняла президентский закон № 9208 “Об особенностях пользования Андреевской церковью Национального заповедника “София Киевская”. Согласно документу, в Андреевской церкви, которая остается в государственной собственности, будет обустроена ставропигия Вселенского патриархата. В законе украинского парламента подчеркивается, что храм передается для “для восстановления связей с Константинопольской Церковью-Матерью, устранения негативных последствий вмешательства РФ в жизнь украинского православия и для противодействия угрозам нацбезопасности”.
Почему Вселенский патриархат в качестве своего постоянного представительства в Украине выбрал именно Андреевскую церковь? Как отмечает историк, заведующий сектором “Музей “Андреевская церковь “Национального заповедника “София Киевская” Игорь Нетудыхаткин, связь между Андреевской церковью и Вселенским патриархатом существует давно. Апостол Андрей Первозванный – святой для Киева и Константинополя, его считают основателем Патриаршего трона. И именно на холме, где стоит Андреевская церковь, как гласит легенда, в середине І столетия апостол Андрей Первозванный установил крест и предсказал великое будущее городу, который здесь возникнет.
Андреевская церковь имеет символическое значение также для истории России. И дело здесь не только в том, что на ступеньках, ведущих к храму, снимали сцену несостоявшегося венчания героев популярного в советское время фильма “За двумя зайцами”.
В XVIII веке построить вместо деревянной каменную церковь на холме, с которого открывается живописный вид на Подол и Днепр, приказала во время посещения Киева императрица Елизавета. В августе 1744 года она собственноручно положила в основание храма первый камень. Церковь должна была стать дворцовой: ее строили как часть киевской царской резиденции, состоявшей из Мариинского дворца и церкви. Оба проекта разработал итальянский архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. Строительство финансировала петербургская придворная Канцелярия от строений. Для небольшого и в то время провинциального города возведение шедевра архитектора Растрелли на Андреевской горе было беспрецедентным событием.
Стоимость работ составила несколько годовых бюджетов Киева. Инженером проекта стал приехавший из Москвы Иван Мичурин, а основные работы выполнили мастера Киево-Печерской лавры. Предполагалось, что церковь будет закрытой, у ее входа выставят караул и открывать ее будут лишь, когда в Киев приедет императрица или кто-то из членов ее семьи. Завершили строительство Андреевской церкви спустя десять лет, в 1754-м, и еще до освящения, которое состоялось 19 августа 1767 года, Елизавета Петровна умерла. После смерти императрицы церковь вычеркнули из списка царских дворцовых сооружений, как считается, из-за экономических проблем империи. В 1768 году храм передали Киевскому магистрату, а с 1785 года за него отвечала Киевская городская дума.
Андреевская церковь уникальна тем, что ее внутреннее убранство (иконостас, картины, кафедра для проповедей) сохранилось в первозданном виде. Весь интерьер спроектировал Франческо Бартоломео Растрелли. До настоящего времени уцелели только два иконостаса мастера. Один – в Санкт-Петербурге, второй – в Киеве. Главными достопримечательностями церкви, кроме уникального и богатого внутреннего декора и липового позолоченного иконостаса красного цвета, являются часть мощей Андрея Первозванного и Евангелие в драгоценном окладе – подарок императора Александра.
После прихода советской власти Андреевская церковь оставалась действующей вплоть до 1932 года, когда богослужения в ней запретили. В 1939-м в церкви разместили филиал Софийского антирелигиозного музея. В годы Второй мировой войны в храме возобновили богослужения. А с 1949 года в стилобате церкви размещалась Киевская духовная семинария, которую закрыли в 1960 году. Тогда же закрыли и саму церковь. В 1968 году ее открыли для посетителей и она стала филиалом заповедника “София Киевская”.
С 2001 года Андреевская церковь находилась во временном пользовании Украинской православной автокефальной церкви. Здесь продолжается реконструкция, начатая несколько лет назад. После передачи храма Вселенскому патриархату 13 декабря 2018 года, в день праздника Святого Андрея Первозванного, несмотря на продолжающейся ремонт, в виде исключения в церкви разрешили провести первую архиерейскую литургию. Ее возглавили экзархи Вселенского патриархата. Служба состоялась на украинском, церковнославянском и греческом языках. “Это было не просто символическое богослужение Церкви-матери в Киеве, – говорят сейчас в созданной ПЦУ, – а духовное единение, возвращение Украины к своим истокам Киевской Руси, которая приняла христианство от Константинополя”.
Долгий путь к автокефалии
Через два месяца после обретения Украиной независимости в 1991 году в Киеве был созван собор Украинской православной церкви, на котором было принято единогласное решение об автокефалии УПЦ. Председательствовал на соборе Филарет – тогда митрополит Киевский и всея Украины, один из кандидатов на патриарший престол, а позже – глава Украинской православной церкви Киевского патриархата. Решение о канонической самостоятельности действовало всего несколько месяцев.
После вмешательства Москвы архиереи стали отзывать свои голоса, а на архиерейском соборе, который проходил в Москве в 1992 году, общественность поставили в известность, что голосование в Киеве якобы происходило под давлением митрополита и оно недействительно. После этого митрополиту Харьковскому Никодиму было поручено провести еще один собор Украинской православной церкви, на котором Филарету выразили недоверие. Через пять лет его отлучат от церкви и предадут анафеме, которая была снята недавно – решением уже Вселенского патриархата.
До объединительного собора единственной канонической, то есть признанной во всем мире православной церковью, считалась Украинская православная церковь Московского патриархата. Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь считались неканоническими. Канонический статус они обрели после того, как стали частью автокефальной Православной церкви Украины.
Авторы: Владимир Ивахненко, Александра Вагнер; Радио Свобода
Tweet