Игорь Бакай для «УК»: «Я долго молчать не буду!»
Опальный экс-глава НАК «Нефтегаз Украины» и Госуправления делами Президента дал интервью «УК». К сожалению, мы публикуем сегодня лишь часть беседы с И.Бакаем – такова просьба Игоря Михайловича. Очевидно, что «привет Родине» будет иметь громкое скандальное продолжение.
– Ваше интервью украинскому телевидению преподносилось, как сенсационное разоблачение «помаранчевой» команды. Но этого не произошло. Среди журналистов пошли разговоры о том, что интервью было купировано чуть ли не в половину. Если это так, то что осталось «за кадром», чего так и не услышали украинские телезрители?
– Спасибо, что Вы нашли возможность со мною встретиться. Действительно, протяженность интервью, которое я дал телеканалу «Интер» – два с половиной часа. Передача же шла чуть более сорока минут и много материала не попало в эфир. О том, почему это интервью вышло в таком усеченном виде, я могу только догадываться. Может, это было связано с давлением на журналистов в Украине; может, сами журналисты посчитали, что это не нужно выпускать в эфир. Но факт: очень многое не прозвучало.
Не прозвучал «энергетический» вопрос, развитие энергетической ситуации в Украине – а я считаю себя специалистом в этой отрасли. Не прозвучали цифры ущерба, нанесенного экономике Украины решениями, которые принимало украинское руководство. Не прозвучали фамилии, не прозвучали фирмы…
Я и не настаивал на этом, для меня это – не самое главное. Главное в моем интервью – это чтобы не разыгрывалась «российская карта» в политической борьбе за места в парламенте Украины. Это вредит отношениям двух дружественных государств, двух народов.
– Можете поподробнее о «газовой» составляющей Вашего интервью?
– О-ох!.. (пауза). Должен сказать, что много людей в окружении Президента Украины на этом поприще играют свою игру. Эта игра – как бы заработать побольше денег, «пока мы при власти». Потому что придут другие, а мы, мол, останемся бедными. Поэтому вся команда только и думает, как бы заработать побольше денег. Все думают о своих собственных интересах. Поэтому нанесен колоссальный ущерб украинскому государству… Я думаю, что Виктор Андреевич сегодня не знает и не понимает, куда завела его «команда».
– Вы готовы сейчас назвать сумму того ущерба, который нанесен экономике Украины заключенными с Россией договорами?
– С точки зрения России – это первый шаг к рыночным отношениям в сфере поставок газа для Украины. События последних дней показали: Россия со своей стороны все прозрачно делает. А Украина начинает играться в какие-то негосударственные игры. Украина играет в частную игру шести – семи человек, которые решили на этой ситуации обогатиться. При этом забывая об энергетической независимости Украины и забывая о партнерских отношениях с Россией. И меня это волнует – как человека. Ущерб экономике Украины от таких «проделок» в ближайшие три-пять лет будет исчисляться в десятки миллиардов долларов.
– Скажите, эти шесть – семь человек, которых Вы пока не назвали, это люди из ближайшего окружения Президента? И кого представляют эти люди?
– Я считаю, что ближайшее окружение Президента – это его жена и его дети. А все остальные – его подчиненные. Все эти министры, чиновники должны опираться на Президента – не как на какого-то царя-батюшку, а как на гаранта Конституции. А эти люди превращают Конституцию в кумовство. И это кумовство, рано или поздно, выходит боком. Президенту выходит боком, государству выходит боком, в отношениях с другими государствами – тоже выходит боком.
Если Президент сможет отойти от этого кумовства – будет здорово. А сейчас кумовство ему и государству наносит огромный ущерб.
– Почему анонсирование Вашего интервью так нервировало властную команду? В частности, «Наша Украина» даже разразилась официальным заявлением по этому поводу…
– Это распереживались те люди, которые прекрасно знают, что нанесли ущерб стране. В том числе и тем, что меня изгнали с Украины. Я сам уехал с Украины, но они потом придали моему шагу политическую подоплеку. Они знают о том, что я – специалист в энергетической отрасли, и потому переживают: а не выльет ли Бакай какой-то компромат? Но я не хочу усугублять ситуацию в стране накануне парламентских выборов. Я даже сейчас не хочу называть фамилии этой «шестерки»… Но вам скажу: если так будет и дальше – например, как поступил Луценко, который обвинил меня в том, чего я не делал – у меня не будет другого выхода. Я должен буду показать Украине, что они из себя представляют, их настоящее лицо. А лицо это – поверьте мне – серьезно запятнано.
– В Украине все почему-то ждали, что вы назовете – поименно – соучредителей «РосУкрэнерго» и «УкрРосэнерго» с украинской стороны. Но этого не произошло. Еще раз: почему?
– Я не враг Украине. И не хочу навредить ни каким-то конкретным людям, ни какой-либо партии, ни Президенту. Поверьте, в Украине многие считают, что ко мне несправедливо отнеслись, сделав меня изгоем. И люди тянутся ко мне; приносят разные документы, рассказывают о происходящем в Украине. Сложилась парадоксальная ситуация: я сегодня вынужден выслушивать людей, которые видят во мне защитника от тех негативных процессов, которые проходят в Украине. Вот в ситуации с «РосУкрэнерго» – пришли люди с документами и говорят: «Смотрите: вот учредители этой компании. А вот соучредители «УкрРосэнерго» … А вот будет создано совместное предприятие; а вот за этим – такие-то люди стоят…» и так далее. И все это в виде документов приносят. Я все это собираю, анализирую… А там распоряжусь, как Бог даст.
– Вы можете назвать нашему изданию украинскую составляющую «РосУкрэнерго» – поименно?
– Даю слово, что Ваше издание первым узнает эту информацию. И в самое ближайшее время.
Хватит того, что когда Украина завалила все переговоры по поставкам газа в 2006-м году, вся «оранжевая» украинская власть кричала, что это попытка давления России накануне выборов в украинский парламент. Будучи гражданином России, я не хочу, чтобы меня «привязывали» к этой теме: мол, я тоже оказываю давление на политические процессы в Украине. Но, анализируя имеющиеся у меня документы, я все больше прихожу к выводу, что вред, приносимый творцами этих «бумаг» – больший, чем мое вмешательство. Что ж, мне придется помочь Украине и ее Президенту понять, что у них происходит.
– В Украине живо обсуждали озвученные Вами регулярные контакты с высокими государственными деятелями нашей страны. После интервью телеканалу «Интер» эти контакты сократились или, наоборот, увеличились?
– Они прекратились. На моих собеседников в Украине было оказано огромное давление – с самого верха, начиная с Луценко и его милиционеров.
Кстати, в интервью не вошел следующий мой посыл, адресованный лично Луценко. Если мне предъявлено обвинение, то по закону я имею право на адвоката. Мои адвокаты восемь месяцев оббивали пороги силовых ведомств, у меня около двадцати просьб моих адвокатов к разным силовым структурам Украины, чтобы те допустили их ознакомиться с «моим» делом… Ответ был дан заместителем Генпрокурора Украины, женщиной, не помню ее фамилии: на Бакая нет ни одного уголовного дела. Есть уголовные дела «по факту». В связи с тем, что в отношении Бакая материалы следствия не выведены в отдельное делопроизводство, адвокатам было отказано в ознакомлении с материалами этих уголовных дел, так как по ним проходит еще то ли 30, то ли 40 человек…
Сейчас мне Луценко говорит: пятнадцать уголовных дел. Вопросов нет! Так допустите моих адвокатов к этим уголовным делам, чтобы они могли также, как и Луценко, с ними ознакомиться! Пусть адвокаты скажут мне, что это за уголовные дела – может, они высосаны из пальца, как часто сейчас на Украине происходит! Моим адвокатам отказано в праве на ознакомление с некими материалами каких-то уголовных дел, но зато меня объявили в розыск! На основании чего? Повторю: меня и моих адвокатов лишают возможности ознакомиться с сутью предъявляемых мне обвинений.
Более того: Луценко утверждает, что я нанес ущерб государству больше, чем на миллиард. А кто оценил этот ущерб? Эту цифру Луценко взял «из головы»? Он решил, что это ущерб? Что, была создана какая-то комиссия, КРУ проверило, аудиторская компания насчитала; кто сказал, что ущерб вообще нанесен? Луценко сам признал: все объекты, упоминаемые в связи с именем Бакая, пребывают в государственной собственности. Но это, мол, не его заслуга, это мы хорошо поработали… Моя заслуга, Луценко заслуга… Еще раз: кто оценил якобы нанесенный мною ущерб?
Луценко утверждает, что мои друзья налетали на самолетах, которыми я распоряжался, на 50 миллионов гривен (речь идет об эксплуатации авиапарка Государственного управления делами – авт.). А знает ли он вообще бюджет президентской авиакомпании? Да он весь – меньше 50 миллионов гривен! Так что даже физически на эту сумму мои мифические друзья налетать не могли.
Или еще одно лживое утверждение Луценко: «У Бакая шесть паспортов». Зачем мне столько? У меня их никогда столько не было. Если он осведомлен вообще, то должен знать: когда я расставался с украинским гражданством, то свой дипломатический паспорт оставил в Посольстве Украины в России – авт.). И у меня остался только гражданский паспорт Украины, который мне вернули…
Луценко вообще все лжет! Хоть паспорта – ложь, хоть 15 уголовных дел против Бакая – ложь. Ущерб в миллиард гривен – тоже ложь.
Я прошу Вас опубликовать один документ – хочу, чтобы его внимательно прочитал Луценко.
Знаете что? Выключайте диктофон! Поговорим без него…
Вопросы, на которые Игорь Михайлович обстоятельно ответил не под диктофон:
– Уже реагируя на Ваше интервью, Юрий Луценко заявлял с телеэкранов, что имеются неопровержимые доказательства Вашей противоправной деятельности, включая документы за Вашей подписью. Ваш комментарий…
– Зная Вашу деятельную натуру, трудно предположить, что, пребывая в Москве, Вы самоустранились от участия во внутриукраинских процессах – будь то экономика или политика…
– Ваш прогноз в отношении экономической ситуации в Украине на 2006-й год?
– Вы можете назвать пятерку наиболее симпатичных лично Вам украинских политиков и пятерку – скажем так, несимпатичных?
– В Украине – неподдельный интерес к бытию «новой украинской диаспоры» в России, лидером которой считают именно Вас. Расскажите о себе: где работаете, как живете и где проводите досуг?
– Вопросы, которые Вы бы хотели публично задать руководителям украинского государства?
P.S. Беседа с Игорем Бакаем оставила у меня сложные впечатления.
Первое: сегодня Бакай совсем не тот, каким он был и пять, и десять лет назад. В нем нет кичливости, показушной «богемности», так свойственной нынешним власть имущим в Украине. Он предельно прост в общении, в нем нет наигранности и чванства.
Он не избегает ответов на острые вопросы. Вместе с тем, в ответах рассчитана каждая фраза: он тщательно подбирает слова, словно хочет, чтобы его поняли как можно точнее. Бакай позволяет себе едва заметную иронию, лишь когда говорит о той или иной схеме личного обогащения отдельных членов «команды Ющенко». Эти схемы Бакай раскрывает весьма доказательно; чувствуется документальное знание предмета.
Второе: Бакай поразительно глубоко осведомлен о закулисье украинской политики на нынешнем этапе. И еще глубже – о бизнес-притязаниях ближайшего окружения Президента Виктора Ющенко – в большинстве своем противоречащих интересам государства.
Третье: Бакаю действительно есть, что рассказать о многих знаковых персонажах новейшей украинской истории. И желание сделать это – тоже есть.
И четвертое: Игорь Бакай молчать не будет. И его откровения ощутимо испортят имидж многим видным персонам украинского политикума. Возможно – еще до парламентских выборов.
(Аудиофайл слушать здесь 673Кб)
Глеб Плескач, специально для «УК»
Tweet