ЗИЯЮЩИЕ РАМЫ

Неизвестно чего испугавшийся персонаж картины Эдварда Мунка “Крик” столь же узнаваем и популярен в мире, как неизвестно чему улыбающаяся Мона Лиза Леонардо да Винчи. 21 августа 2004 года из Музея Эдварда Мунка были похищены две картины: знаменитый “Крик” и менее известная, но тоже довольно ценная “Мадонна”.Случившееся стало не только преступлением года для тихого Осло. Денежная оценка “Крика” столь высока, что в рейтинге десяти крупнейших похищений картин современности эта кража заняла четвертое место (оттеснив на пятое кражу другой версии того же полотна). Ту версию впоследствии нашли. Эту, несмотря на все усилия полиции,– пока нет. Конечно, хочется надеяться на лучшее.Вопиющее норвежество

Музей Эдварда Мунка, самого известного в мире норвежского художника, построен специально для 1000 картин, 4500 рисунков и 18 000 литографий, которые по завещанию их автора, умершего в 1944 году, были переданы в дар городу Осло. Жемчужиной коллекции является “Крик”.

Полотно “Крик” было написано в двух вариантах. Один из них хранится в Национальной галерее Осло — большинство экспертов считают его первым и датируют 1893 годом. Второй — тот, что был похищен из музея Мунка,– считается более поздним. Существуют также две литографические версии “Крика” (одна в музее Мунка, другая — в частной коллекции).

Удивительно, но в Норвегии с ее невысоким уровнем преступности имя Эдварда Мунка довольно часто мелькает на страницах криминальной хроники.

В 1982 году из музея Мунка была похищена картина “Вампир” (ее нашли и вернули на место только шесть лет спустя). Тремя годами позже в музей проник взломщик, но его спугнула сигнализация, так что он успел унести только юбилейную монету стоимостью около $1500.

Февральским утром 1994 года в Национальной галерее Осло вместо “Крика” номер один было обнаружено пустое место и найдена записка с благодарностью за плохую охрану музея. Как установили сыщики, накануне ночью неизвестный преступник приставил лестницу к окну, проник внутрь, снял со стены картину и беспрепятственно скрылся. Сигнализация сработала, но похититель быстро ее отключил, а охрана музея, видимо увлеченная телетрансляцией открытия зимних Олимпийских игр из норвежского городка Лиллехаммера, просто проигнорировала сигнал тревоги. К розыску похищенной картины по просьбе норвежской полиции подключился Скотленд-Ярд. Британским сыщикам удалось выйти на тех, в чьем распоряжении оказалась картина, и договориться о ее покупке за $410 тыс. По подозрению в причастности к похищению были арестованы трое человек, один вскоре был выпущен на свободу, а остальных обвинили в сбыте краденого. Картина была найдена целой и невредимой в отеле в городке Асгарстранд. Через продавцов удалось выйти и на похитителя — безработного футболиста, которого упекли в тюрьму на шесть месяцев.

Преступление, совершенное 21 августа 2004 года в 11.00, не было похоже на предшествующие. Вместо кражи под покровом ночи — вооруженный налет средь бела дня. Двое мужчин в капюшонах, скрывающих лица, зашли в музей, где в этот момент находилось около 70 человек. Один пригрозил пистолетом смотрителю, другой снял со стены сначала “Мадонну”, потом “Крик”. Поскольку обе картины были выставлены в ближайшем к выходу зале, преступники быстро покинули музей и скрылись на автомобиле. После длительных поисков были обнаружены только рамы от обеих картин. Что касается полотен, то их судьба неизвестна до сих пор. Полиция ожидала, что вскоре после преступления поступит предложение заплатить выкуп, но злоумышленники не вышли на связь. Обещания властей найти и вернуть картины в музей к Рождеству с приближением Рождества выглядели все менее правдоподобно.

По оценке Кнута Форсберга, представителя норвежского аукционного дома Blomqvist Fine Arts, стоимость похищенного “Крика” составляет примерно $60-75 млн. А по оценкам других экспертов, еще больше — до $100 млн. В обычных случаях, когда речь не идет о продаже произведения искусства, его оценивают по сумме страховки, но, как выяснилось, ни один из экспонатов музея не был застрахован от кражи.

Музей Мунка закрыт до лета 2005 года: в нем устанавливают современную систему сигнализации. Впрочем, его директор Гуннар Сренсен считает, что “совершенных систем попросту не существует, предусмотреть все невозможно”.

Со времен “Страшного суда”

Кражи картин — старинный промысел. Одно из самых известных преступлений этого рода датируется 1473 годом. Работу Ханса Мемлинга “Страшный суд”, заказанную для украшения домовой церкви рода Медичи во Флоренции, переправляли на корабле. По пути корабль был захвачен пиратами. С современной точки зрения дальнейшая судьба картины выглядит удивительной: один из похитителей презентовал ее Гданьскому кафедральному собору, где она и находится по сей день.

Самым известным преступлением XX века, связанным с произведениями живописи, часто называют кражу знаменитой “Моны Лизы” кисти Леонардо да Винчи в 1911 году. Годом раньше директор Лувра Теофиль Омоль (вскоре после кражи ушедший в отставку) заявлял, что покушение на “Мону Лизу” так же вероятно, как попытка похитить колокола собора Парижской Богоматери. 60 лучших сыщиков парижской полиции не нашли ничего, кроме отпечатка пальца человека, не значащегося ни в каких картотеках.

Картина была найдена в 1913 году, когда похититель, итальянец Винченцо Перруджио, попытался продать ее торговцу антиквариатом (а тот проинформировал об этом полицию). Перруджио утверждал, что хотел вернуть полотно великого соотечественника Италии — в виде компенсации за мародерство Наполеона. Преступление работавший в Лувре маляром Перруджио совершил, воспользовавшись случаем: увидев, что в зале, где висит картина, никого нет, он снял ее, затем избавился от рамы и вынес полотно из музея, спрятав под заляпанный краской халат. Между прочим, исчезновение и возвращение картины подействовало на общественное мнение как своеобразная рекламная кампания: после них популярность “Моны Лизы” возросла многократно.

Крупнейшей по масштабам похищенного кражей картин в XX веке ФБР называет налет на бостонский Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, совершенный 18 марта 1990 года. Наутро после празднования Дня святого Патрика в музей вошли двое людей в полицейской форме и сообщили охране, что им необходимо осмотреть музей, так как в одном из его помещений сработал сигнал тревоги. Доверчивых охранников затем связали, а из музея одно за другим были беспрепятственно вынесены 13 полотен, среди которых были работы Дега, Мане, Рембрандта и Вермеера. Общая стоимость украденных картин была оценена приблизительно в $300 млн. Сумма вознаграждения, назначенного за возвращение картин, составила $1 млн. Особенно тщательно прорабатывалась версия о том, что организовал похищение и руководил им из тюремной камеры знаменитый специалист по кражам произведений искусства Майлз Коннор, отбывавший срок по другим делам. Через семь лет, когда власти признали, что расследование зашло в тупик, администрация музея увеличила вознаграждение в пять раз. Вскоре бостонский торговец антиквариатом Уильям Янгуорт заявил репортерам, что готов указать местонахождение полотен за назначенное вознаграждение при условии, что ему будет гарантирована личная неприкосновенность, а Коннора выпустят на свободу. В доказательство того, что он действительно знает, где находятся полотна, Янгуорт предоставил специалистам копии фрагментов похищенного полотна Рембрандта. Однако исследование показало, что к украденному шедевру они никакого отношения не имеют. Ни одна из 13 похищенных картин до сих пор не найдена.

Одним из самых странных следует признать ограбление галереи искусств в Манчестере 2003 года. Неизвестные похитители проникли в здание и завладели тремя полотнами (“Укрепления Парижа с лошадьми” Ван Гога, “Бедность” Пикассо и “Таитянский пейзаж” Гогена). Охрана и администрация хватились их только на следующий день, поскольку камеры слежения ничего подозрительного почему-то не зафиксировали. Вскоре в полиции прозвучал анонимный телефонный звонок. Звонивший сообщил, где находятся картины. Полицейские обнаружили их в указанном месте — рядом с общественным туалетом. В оставленной преступниками записке был указан мотив преступления: “слишком плохая система охраны бросалась в глаза”. Полотна были возвращены в музей, но за время своего пребывания вне его стен сильно пострадали от сырости.

Самые воруемые

Кражи произведений живописи можно условно разделить на две категории. В первую попадают произведения стоимостью от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов долларов. Они, как правило, легко могут быть проданы на черном рынке с незначительной потерей в цене. Вторая категория — шедевры, оценивающиеся в десятки миллионов долларов. Их обычно похищают по спецзаказу ярых поклонников творчества конкретного художника высококлассные воры-специалисты. Здесь особого упоминания заслуживает француз Стефан Брайтвизер, который был профессиональным похитителем картин и коллекционером в одном лице. За свою преступную карьеру (1995-2001) он похитил 239 произведений искусства общей стоимостью более $1 млрд. Все похищенное хранилось в доме его матери. Узнав об аресте сына, та со зла испортила и уничтожила около 60 полотен.

Выделить среди художников самого воруемого весьма затруднительно. Информация о таких похищениях не всегда доступна и зачастую необъективна. Как-нибудь анализировать ситуацию можно только по сообщениям о кражах из крупных государственных музеев и галерей. Владельцы частных коллекций часто предпочитают не предавать огласке случаи воровства, а иногда, напротив, сильно завышают ценность похищенного или же сообщают о произведениях, подлинность которых или даже факт их существования не могут подтвердить искусствоведы.

Так, по некоторым оценкам, в розыске сейчас находится около 500 работ Пикассо, 250 — Шагала, более 200 — Ренуара, полсотни картин Ван Гога и сотни творений Дали.

Судя по официальным сообщениям последнего времени, больше всего похитители ценят работы Винсента Ван Гога. Одним из крупнейших в истории считается ограбление Музея Ван Гога в Амстердаме в 1991 году, когда было похищено сразу 20 его работ. Воры проникли в музей среди ночи. Здание охранялось настолько плохо, что грабители позволили себе спокойно осмотреть экспозицию, выбирая, что именно взять. На это они потратили почти час. С места преступления они скрылись на машине охраны. Общая стоимость похищенного была оценена специалистами более чем в $200 млн.

Десятилетием позже, зимой 2002 года, тот же музей пострадал повторно. Воры проникли в здание через крышу. При этом сработала сигнализация. Надо отдать должное профессионализму преступников: за пять минут, которые потребовались местной полиции, чтобы добраться до места, они успели снять со стен две картины и покинуть помещение вместе с ними по приставленной к крыше лестнице. Добыча воров — полотна “Вид на море в районе Схевенингена” и “Паства выходит из реформистской церкви в Ньюнене” — оценивается специалистами примерно в $10-20 млн.

Пабло Пикассо стал особенно моден у преступников в последние 15 лет. С 1990 года сообщалось о похищении по крайней мере девяти картин художника, относящихся к разным периодам творчества. Пожалуй, наибольший резонанс получила кража “Портрета Доры Мар” во Франции. Картина исчезла с яхты богатого жителя Саудовской Аравии в марте 1999 года и до сих пор не найдена, хотя владелец объявил о вознаграждении в $500 тыс. за ее возвращение.

Что касается излюбленного места налетов, то это, безусловно, ирландский замок Рассборо. В период с 1975 по 2002 год воры четырежды покушались на хранящуюся в нем коллекцию живописи, собранную алмазным миллиардером Альфредом Бейтом. В 1974 году члены Ирландской республиканской армии ворвались в замок, связали хозяев и вынесли из здания 19 картин. Вскоре преступление было раскрыто, картины возвращены. В 1986 году в Рассборо нанесли шестиминутный визит тринадцать бандитов под предводительством дублинского “авторитета” Мартина Кахилла. Замок они покинули с 18 картинами. Несколько лет ворам удавалось скрываться от правосудия. Два из украденных шедевров не найдены до сих пор. За последние пять лет на Рассборо было совершено еще два нападения: в 2001 и 2002 годах. По некоторым данным, их организаторами и исполнителями стали те же люди, что и 15 лет назад. Нападения на замок из охоты за произведениями искусства превратились в своеобразную преступную традицию. Некоторые из картин, принадлежащих Бейту, побывали в руках похитителей не по одному разу, при этом каждое следующее нападение отличалось большей наглостью: например, в 2001 году злоумышленники просто протаранили входную дверь замка и унесли картины.

Что пропало, то пропало

Черный рынок произведений искусства занимает четвертое место в списке наиболее прибыльных сфер преступной деятельности (после торговли наркотиками, оружием и отмывания денег). По недавней оценке ФБР, его годовой оборот составляет порядка $5 млрд.

По статистике, полиция обнаруживает лишь одну из десяти похищенных картин. Но и немногочисленные находки часто не заслуга полицейских, а счастливая случайность. Бывает, что похищенное обнаруживают при расследовании совсем других преступлений. Так, картина Ренуара “Разговор с садовником”, украденная из Национального музея в Стокгольме, была найдена при обыске квартиры торговцев наркотиками. Отслеживание наркотрафика так же неожиданно вывело и на полотна русских художников-реалистов, похищенные из Государственного музея искусств Узбекистана.

Случаев, когда картины были возвращены законным владельцам в результате официальных расследований, а преступники понесли наказание, очень мало. Самой удачной полицейской операцией последнего времени стало обнаружение в мае 2002 года в Германии украденных месяцем раньше девяти работ немецких художников-экспрессионистов Эрнста Людвига Кирхнера, Эмиля Нольде и Макса Пехштейна общей стоимостью $2 млн. Похитители были задержаны, а картины возвращены в берлинскую галерею Брюке.

Анна Васильева Коммерсантъ

You may also like...