Жадность как причина аварии на ЧАЭС

По одной из версий, причиной аварии на ЧАЭС стала жадность. Безостановочное использование мощностей станции могло приносить до 1 млн. рублей в год, нужно было только провести соответствующие опыты. Эксперимент не удался: реактор не выдержал навязанного режима работы. Заработать на электроэнергии не удалось – теперь приходится зарабатывать на последствиях. Идея делать деньги на несчастьях не нова. До сих пор война остается самым прибыльным бизнесом, угнетаемые в прошлом народы получают немыслимые компенсации за обиженных предков, наибольший интерес вызывают музеи, сооруженные на местах трагедий, а сборы от кинопроката «взрываются» при выходе фильмов-катастроф. Как ни странно, Чернобыльская трагедия пока не стала главной декорацией ни для одного блокбастера или хотя бы просто среднекассового художественного фильма: никаких героических побегов, романтических сцен на фоне горящего реактора и традиционных для фильмов-катастроф спецэффектов.

Отчасти потому, что слишком свежи в памяти реальные события, зрительно подкрепляемые «годовщинным» документальным кино, отчасти из-за невозможности положенного по жанру хеппи-энда. Да и провидческое осмысление трагедии Стругацкими и Тарковским не оставляет места для посредственной сентиментальности или героизма в голливудском стиле. Ну и пусть: кино отпадает, зато других возможностей для заработка – хоть отбавляй.

Экстрим-туризм

«Иностранцы едут в Чернобыль, главным образом, чтобы посмотреть на «чернобыльских мутантов», а затем сфотографироваться на фоне АЭС и показать фотографию друзьям, которые со смехом и восхищением воскликнут: «Ты сумасшедший!» – так объяснил популярность экстремального маршрута по Чернобылю и Припяти сотрудник «Чернобыль-информ», экскурсовод Юрий Татарчук. Первым шоком заграничных гостей становится тот факт, что Чернобыль находится в 18 км от ЧАЭС и выглядит далеко не таким пострадавшим, как расположенная в 3 км от реактора Припять. Вторым – ухоженный и вполне нормальный вид станции, ничем не отличающийся от любого другого работающего предприятия. Наконец, после посещения Припяти поведение поначалу бесшабашных иностранных туристов, уверенных, что в действительно опасную зону посетителей не пускают, кардинально меняется. «Мне кажется, здесь они начинают осознавать, что такое горе», – считает экскурсовод.

А вот реакция украинцев, жаждущих экстрима, как правило, противоположна. Наслушавшись с детства о трагедии, экскурсанты отправляются в зону с опаской. Но увидев вполне привычные пейзажи, хорошо знакомые «замороженные» остатки СССР и торжество природы над человеческой глупостью и жадностью, по-довженковски проявляющееся в буйстве нетронутой зелени, обилии внешне нормальных животных и чистом воздухе, проникаются уверенностью, что ничего опасного тут нет. Они норовят залезть в опасные «пятна» бета-излучений, не боятся наступать на мох и даже соглашаются приехать в гости «на грибки и самогон» к местным старикам, вернувшимся доживать век в свои села и каждое лето принимающим «на оздоровление» внуков.

И украинцы, и иностранцы посещают Чернобыль регулярно, но в небольших количествах – по 5-7 тыс. человек в год. Возможно, ситуация улучшится, когда из Припяти создадут официальный город-музей и поставят экскурсии «на поток». А пока за визит в зону разные туристические агентства берут от 70 долл. с человека. За эту сумму турфирма гарантирует как минимум пятичасовое пребывание в огороженном регионе, экскурсию по Чернобылю и Припяти и настоящий «советский» обед в защищенной от радиации столовой. Правда, существуют и нелегальные пути в зону, причем за гораздо меньшую плату: некоторые местные жители таким образом зарабатывают себе на хлеб. Экскурсовод, хоть и подтвердил возможность такого промысла, рассказать о нем подробнее или дать адрес местных «сталкеров» отказался.

Сувенирный промысел

Несмотря на постоянный контроль и жесткие условия прохождения КПП, зону постоянно посещают мародеры и браконьеры. Бывшие жители Припяти, иногда приезжающие в свой город на кладбище, замечают, что вещей в квартирах из года в год становится все меньше. Сейчас там остались только громоздкие предметы, которые сложно разобрать. В основном это – рояли. Неизвестные мародеры умудряются разрубить на дрова мебель, сдать в металлолом радиоактивные провода и предметы быта. А вот уцелевшие советские телевизоры из Припяти приживаются в общежитиях Чернобыля, где сотрудники зоны живут, когда заступают на 15-дневную рабочую смену. Как шутят чернобыльские самоселы, которых сейчас в зоне осталось около 300 человек, браконьеры и мародеры не боятся ходить туда, куда опасаются ступать милиционеры-охранники, а потому поймать их невозможно. Это правда: милиция не в состоянии проследить даже за теми, кто посещает Припять официально: год назад на заброшенных домах появились веселые граффити, а после посещения горожанами кладбищ город напоминает мусорник. «Ловить мародеров и браконьеров – это лишнее: они и так наказаны, – считают сотрудники «Чернобыль-информ». – Заработанные ими копейки не окупят потерянного здоровья».

Игры с мутантами

Если для кино тема Чернобыля слишком сложна и серьезна, то использование ее в компьютерной игре, как оказалось, вполне реально. Более того – успешно. Игра S.T.A.L.K.E.R., действие которой происходит в чернобыльской зоне, не раз подвергалась нападкам со стороны общественности – и за выбор темы, слишком серьезной для использования в игре, и за наполнение игрового пространства всевозможными мифами о Чернобыле, и слишком близкое к современности время действия – 2012 год. Усугубляла реакцию критиков фотографическая точность, с которой разработчики воссоздали зону отчуждения: города Припять и Чернобыль, «рыжий лес», электростанцию, объект «Чернобыль-2».

«В аморальности нас обвиняли задолго до выхода игры в свет, – рассказал «АиФ» PR-менеджер компании-разработчика игры Олег Яворский. – И они были бы справедливы, если бы мы создавали игру в первые годы после аварии. Но сейчас Чернобыль – это уже история. Ведь ни у кого не вызывают протеста игры по мотивам Второй мировой войны».

«Мы хотели создать атмосферу постоянного страха, который преследует живущего в зоне, – как раз для того, чтобы показать весь ужас произошедшего, предупредить об опасности», – аргументировал позицию разработчиков руководитель проекта S.T.A.L.K.E.R Дмитрий Груздков.

При этом разработчики признают, что тема Чернобыля сыграла главную роль в популярности игры: уже второй месяц после выхода она является лидером продаж по всему миру.

Кстати, один из создателей концепции сталкеризма – Борис Стругацкий – на вопрос о возможности создания игры по мотивам романа «Сталкер» с привязкой к реальным событиям в Чернобыле безразлично ответил: «Хорошо, делайте, что хотите». Но писать сюжет для игры отказался.

Марыля Босакевич, Аргументы и факты в Украине

You may also like...