Фавелы Рио – это особая социальная среда
В фавелах Рио. Фоторепортаж Майкла Робинсона Чавеса
Бразильский мегаполис Рио-де-Жанейро известен не только своими пляжами. Второй по величине город страны пользуется дурной славой из-за социального неравенства и высокого уровня преступности. Власти Рио обещали решить эти проблемы ещё до проведения Олимпиады в 2016 год. В Рио-де-Жанейро начнут штрафовать тех, кто бросает мусор на улице, борьба за чистоту помещений, дворов и улиц ведется и в фавелах.
Частному же бизнесу — дать возможность стать исполнителями, точнее — отдать клининг на аутсорсинг. Не исключено, что со временем в Украине появится крупная клининговая компания Киев этобудет или другой город – не важно, которая возьмет на себя функции по уборке улиц, тротуаров и дворов. Причем бизнес этот может быть довольно прибыльным. К примеру, уборка Крещатика с учетом трех смен районным властям обходится в 26 млн грн. Уборка мусора на Майдане после концерта — в среднем выливается в 112 тыс. грн. Пока претендентов занять эту нишу не видно, но они могут появиться с ростом спроса на качественные услуги.
Фавелы есть во всех странах Южной Америки, во всех крупных городах. Это не просто нелегально построенные кварталы — это уже специфический образ жизни, который влияет и на политику, и на экономику стран Южной Америки. И влияет очень сильно. Например, легендарный Уго Чавес — президент Венесуэлы — свою политику строит при помощи манипулирования настроением жителей фавел, которые построены на горах, окружающий прекрасный город Каракас.
Если Чавесу что-то не нравится в Каракасе, то население фавел спустится с гор и наведет порядок — беспорядок на улицах Каракаса. И даже в Аргентине, в центре столицы Буэнос-Айреса, недалеко от дворца президента, есть фавелы (правда, здесь живут в основном эмигранты из Боливии). Конечно в политической жизни Аргентины фавелы такой роли, как в Венесуэле, не играют, но негативный вклад в общую криминогенную обстановку вносят немалый.
Еще раз повторюсь: фавелы – это не просто нагромождение нелегальных построек, – это особая социальная среда, в основном, состоящая из бедных и малограмотных обитателей и это территория, как правило, мало подконтрольная государству и закону. Закон есть, только это закон фавелы, своего рода закон отрицания государственной власти, как таковой.
Реально в Бразилии нет силы, которая могла бы контролировать жизнь в фавелах, но жители фавел голосуют на выборах, поэтому многие политики, особенно модные в Южной Америке – «популисты» – зависят от фавел. Все полицейские операции и прочие силовые акции дают сиюминутный результат. Одной рукой власть борется с «преступностью» в фавелах, а другой рукой берет голоса для выборов у жителей фавел, которые иначе смотрят на проблемы с преступностью.
Две крупнейшие фавелы Рио — Алемаo и Пенья — в октябре прошлого года развязали войну, приведшую к гибели 37 человек. Тогда федеральное правительство совместно с мэрией, готовящие крупнейшие спортивные мероприятия — Чемпионат мира по футболу 2014 и Олимпиаду 2016 — решили принять меры по ликвидации наркобанд в фавелах путем создания там действенных полицейских структур.
Для этого в самые опасные из них были введены войска, которые при поддержке вертолетов и танков установили там контрольно-пропускной режим. Затем был запущен разработанный в 2008 году план по «умиротворению» фавел. Он предусматривает замещение армейских КПП на участки вновь создаваемой «миротворческой полиции» (UPP).
Фоторепортаж Майкла Робинсона Чавеса