Ядерная бомбардировка 6 августа
Утром 6 августа 1945 года американский бомбардировщик B-29 «Enola Gay» (командир экипажа — полковник Пол Тиббетс[1]) сбросил на японский город Хиросима атомную бомбу «Little Boy» («Малыш»). Три дня спустя атомная бомба «Fat Man» («Толстяк») была сброшена на город Нагасаки пилотом Чарльзом Суини.
Утром 6 августа 1945 года американский бомбардировщик B-29 «Enola Gay» (командир экипажа — полковник Пол Тиббетс[1]) сбросил на японский город Хиросима атомную бомбу «Little Boy» («Малыш»). Три дня спустя атомная бомба «Fat Man» («Толстяк») была сброшена на город Нагасаки пилотом Чарльзом Суини.
Оценки человеческих потерь от атак затруднены тремя факторами: низкой достоверностью записей, сделанных в это тяжёлое для Японии время, большим количеством жертв, умерших месяцами или годами позднее бомбардировки, и периодическим стремлением то преувеличивать, то преуменьшать потери в зависимости от политических намерений. Считается, что 140000 человек умерло в Хиросиме от взрыва и его последствий; аналогичная оценка для Нагасаки составляет 74000 человек. Эти цифры, опубликованные в феврале 1946 году штабом американской оккупационной армии в Японии, не учитывают военных и умерших впоследствии от лучевой болезни.
Роль бомбардировок в капитуляции Японии, равно как и их возможное оправдание, сомнительны. Ныне в Соединённых Штатах доминирует воззрение, что бомбардировки помогли закончить войну на месяцы ранее, чем было бы без них, таким образом спасая множество жизней, которые были бы потеряны с обеих сторон, если бы произошло запланированное американцами вторжение в Японию. В Японии большинство считает, что бомбардировки не были необходимы, поскольку японское гражданское руководство тайно стремилось положить конец войне.
Хиросима была основной целью (запасными были Кокура и Нагасаки) первой американской ядерной бомбардировки 6 августа 1945 года. В «летающей крепости» B-29 Enola Gay, предназначенной для выполнения задания, командиром и пилотом был командир только что созданного элитного 509 смешанного авиаполка, дислоцированного на авиабазе Розуэлл, полковник Пол Тиббетс. Он взлетел с Северного Поля, авиабазы на острове Тиниан в западной части Тихого океана примерно в 6 часах лёта от Японии. Дата 6 августа была выбрана потому, что до этого над целью были облака. На момент старта, погода была хорошей, а команда и оборудование работали исправно. Капитан флота Уильям Парсонс поставил детонаторы спустя немного времени после взлёта, а его ассистент, лейтенант Моррис Джепсон убрал предохранители за тридцать минут до того, как самолёт достиг цели. Атака прошла, как было запланировано, и атомная бомба свободного падения пушечного типа была запущена.
Примерно за час до бомбардировки сеть японских радаров раннего предупреждения зафиксировала приближение нескольких американских самолётов, направлявшихся к южной части Японии. Была объявлена воздушная тревога, а также остановлено радиовещание во многих городах, в том числе в Хиросиме. Население спустилось в бомбоубежища. Самолёты приближались к побережью на очень большой высоте. Примерно в 08:00 оператор радара в Хиросиме определил, что количество приближавшихся самолётов было очень малым — возможно, не более трёх, — и воздушная тревога была отменена, а японцы решили не перехватывать такое маленькое формирование с целью экономии горючего и самолётов. По радио было передано стандартное сообщение, что будет разумно отправиться в бомбоубежища, если B-29 будут в самом деле замечены, но что ожидается не налёт, а всего лишь какая-то разновидность разведки. Поэтому воздушная тревога была отменена, и большинство людей покинуло бомбоубежища. Этот фактор предопределил большое количество жертв ядерной бомбардировки среди населения города.
Тремя самолётами, наносящими удар, были: Enola Gay (Энола Гэй) (главный самолёт, названный так Тиббетсом в честь матери), The Great Artiste (нёсший измерительные приборы) и тогда безымянный B-29, позже названный Necessary Evil («необходимое зло»), нёсший фотоаппаратуру.
В 08:15 местного времени самолёт Enola Gay сбросил атомную бомбу под названием «Малыш» на центр Хиросимы. От сброса до момента взрыва прошло 45 секунд. Она взорвалась примерно в 600 метрах над поверхностью со взрывным эквивалентом примерно 20 килотонн тротила (бомбы из урана-235 считались очень неэффективными, в них расщеплялось только 1,38 % материала). Так было убито на месте примерно 70—80 тысяч человек. Примерно 2000 человек из этого числа (ещё 800—1000 умерших от последствий взрыва) были японскими американцами, учившимися здесь до войны и оказавшимися неспособными покинуть страну. Скорее всего, сотни американских военнопленных также умерли. Радиус зоны полного разрушения составлял примерно 1,6 километра, а пожары возникли на площади в 11,4 квадратных километра. 90 % зданий Хиросимы было либо повреждено, либо полностью уничтожено.
Осознание японцами последствий атаки
Токийский оператор Вещательной корпорации Японии заметил, что станция Хиросимы перестала подавать сигнал в эфир. Он попытался вновь установить вещание, используя другую телефонную линию, но это также не удалось. Примерно двадцать минут спустя в токийском центре управления железнодорожным телеграфом поняли, что основная телеграфная ветка перестала работать чуть севернее Хиросимы. С полустанка в 16 километрах от Хиросимы пришли неофициальные и путаные сообщения об ужасном взрыве. Все эти сообщения были пересланы в ставку японского Генерального Штаба.
Военные базы неоднократно пытались вызвать хиросимский Центр Управления Войсками. Полное молчание оттуда поставило в тупик Генеральный Штаб, поскольку в нём знали, что в Хиросиме не происходило крупного вражеского налёта и не было значительного склада взрывчатых веществ. Молодого офицера из штаба проинструктировали немедленно лететь в Хиросиму, приземлиться, оценить разрушения и возвратиться в Токио с достоверной информацией. В штабе в основном считали, что ничего серьёзного там не происходило, а сообщения объяснялись слухами.
Офицер из штаба отправился в аэропорт, откуда вылетел на юго-запад. После трёхчасового полёта, будучи ещё в 160 километрах от Хиросимы, он и его пилот заметили большое облако дыма от бомбы. Был яркий день, и горели руины Хиросимы. Их самолёт вскоре достиг города, вокруг которого они кружили, не веря своим глазам. От города осталась лишь зона сплошных разрушений, до сих пор горевшая и покрытая густым облаком дыма. Они приземлились к югу от города, и офицер, сообщив о случившемся в Токио, немедленно принялся организовывать меры по спасению.
Первое настоящее понимание японцами того, что действительно вызвало катастрофу, пришло из публичного сообщения из Вашингтона, через шестнадцать часов после атомной атаки на Хиросиму.
Потери
Только одна бомба, мощностью 20 тысяч тонн тротилового эквивалента, взорвавшаяся на высоте 600 метров над городом, в одно мгновение разрушила до основания 60 процентов города Хиросима. Из 306545 жителей Хиросимы пострадало от взрыва 176987 человек. Погибло и пропало без вести 92 133 человека, тяжелые ранения получили 9 428 человек и легкие ранения — 27 997 человек. Такие сведения были опубликованы в феврале 1946 г. штабом американской оккупационной армии в Японии. Стремясь уменьшить свою ответственность, американцы, насколько возможно, занизили число жертв. Так, при подсчете потерь не было учтено число убитых и раненых военнослужащих. Кроме того, надо иметь в виду, что многие и тяжело и легко раненные через несколько дней, месяцев или даже лет погибли от лучевой болезни. Поэтому в действительности число погибших, по-видимому, превышает 150 тыс. человек.
В Нагасаки погибли более 70 000 человек, полностью разрушено оказалось 36 % домов.
К декабрю 1945 года еще тысячи людей умерли от ран и лучевой болезни. Статистики оценивают количество умерших в Хиросиме и Нагасаки от последствий радиации между 1950 и 1990 годами в несколько сотен тысяч человек.
Фото Национального Архива США, Shizuo Kambayashi (AP), U.S. Department of Navy, The United States Strategic Bombing Survey Archive
Текст: Википедия
Tweet