Оружие с хвостом. Свыше 40 пород собак хотят приравнять к оружию
Собак потенциально опасных пород депутаты хотят приравнять к оружию. В скором времени всем владельцам собак, возможно, придётся жить по новым правилам. В парламенте зарегистрирован законопроект, который в случае принятия обяжет собачников проходить специальное обучение у кинологов, а домашних питомцев придётся страховать и чипировать.
Два года назад хмельничанку Наталью Гончарову покусала собственная собака — четырёхлетняя кавказская овчарка Сармат. Залечив раны, хозяйка простила пса. Но с тех пор домашний любимец стал более агрессивен и через полгода искусал ещё двух человек.
Животное пришлось усыпить. «Было очень жалко, но я сама виновата, что не занималась его дрессировкой, — говорит Наталья. — А воспитывать взрослого пса — бесполезное дело». Теперь Гончарова убеждена, что опасных собак можно заводить только для дела — например, для охраны, но уж никак не в качестве домашних питомцев.
Оружие с хвостом. Владелец семи среднеазиатских овчарок Вадим Виноградов считает, что собака потенциально опасной породы в неумелых руках может стать неуправляемым оружием Фото: Женя Савилов / Фокус
В скором времени всем владельцам собак, возможно, придётся жить по новым правилам. В парламенте зарегистрирован законопроект, который в случае принятия обяжет собачников проходить специальное обучение у кинологов, а домашних питомцев придётся страховать и чипировать. Автор законопроекта, внефракционный депутат Руслан Зозуля, рассказал Фокусу, что разработать такие требования его вынудила ужасающая статистика.
По данным СЭС, только в Киеве за прошлый год оказали помощь 5 755 жертвам собачьих клыков. Это на 147 человек больше, чем в 2010 году. «Заводя собаку из списка опасных пород, нужно будет доказать, что вы способны её содержать, — говорит Зозуля. — Жителям малогабаритных квартир никто не позволит иметь такое животное». По сути, чтобы получить право завести собаку, нужно будет собрать те же справки, что и при покупке оружия.
Пример заразителен. Народный депутат Руслан Зозуля утверждает, что если его законопроект примут, он застрахует свою собаку и вживит в неё чип
Мал, да удал
К потенциально опасным и склонным к агрессии Зозуля отнёс более сорока собачьих пород. У экспертов этот список вызывает недоумение. По словам ведущего кинолога Оксаны Гавриш, большая часть из них не встречается в Украине. А бельгийского мастиффа, овчарки Дауфмана, добермана Владека, супердога и его помесей с майконгом вообще не существует в природе, утверждает Гавриш.
«Больше всего впечатлило внесение в список опасных всех собак ростом выше 25 см, — удивляется кинолог. — По этой логике любимец детей цвергшнауцер — потенциальный убийца». Зоопсихолог Сергей Клочко вообще считает такой список нелепым: потенциально опасной является любая собака. «Мелкие шавки, о которых в перечне не сказано ни слова, кусают гораздо чаще крупных, — утверждает Клочко. — Особенно опасны они для детей».
Зоопсихолог убеждён, что вместо составления списков следовало бы уделить внимание лицензированию всех видов профессиональной работы с собаками — от разведения до дрессировки. Сейчас всё это делают общественные организации. А поскольку их членские взносы налогами не облагаются, «околособачья» деятельность стала прибыльным бизнесом. При этом единого стандарта дрессировки собак нет.
На выставках никто не смотрит на их поведение, обращают внимание только на внешний вид. Да и контролировать выполнение собачниками всех требований нового закона попросту некому. В Украине нет специализированных школ, где обучают дрессуре, зоопсихологии и правилам разведения чистокровных собак. «Кто будет оценивать степень их адаптации к городской среде, как того требует законопроект? — спрашивает Клочко. — У нас таких специалистов нет».
А вот обязательное прохождение кинологических курсов большинство экспертов и даже владельцы крупных собак всецело поддерживают. И это несмотря на их высокую стоимость — в среднем $500 за один курс, который, по идее, надо проходить всем, кто гуляет с собакой, а не только хозяину.
Не имей сто друзей
Проблема собачников в том, что, если суммировать все расходы, которые хочет возложить на них Зозуля, содержание питомцев может оказаться доступным не самым квалифицированным, а самым обеспеченным.
Только на питание одной собаки киевлянин Вадим Виноградов тратит более 30 грн. в день. А их у него семь — все титулованные среднеазиатские овчарки. Вес каждой из них — около 100 кг. «Вы представляете, что такая собака может натворить, если у неё будет неуравновешенная психика? — задаётся вопросом Вадим.
— Это оружие массового поражения!» По его мнению, к воспитанию таких животных следует подходить с максимальной ответственностью. Но самое главное — не покупать неизвестные помеси. Дрессировке они поддаются с трудом, а их поведение непредсказуемо.
«Часто на Птичке продают овчарок по 500 грн. Важно понимать, что породистые собаки не могут стоить дешевле $1 000», — объясняет Виноградов. В западных странах цены ещё выше. И именно из-за дороговизны, а не от доброты душевной европейцы чаще берут животных в приютах.
Хотя Виноградов осознаёт ответственность, которую несёт как владелец «живого оружия», он резко против одной из норм законопроекта — страхования ответственности собственника собаки за вред, который та может нанести третьим лицам. «Я и машину свою не страхую, что уж говорить о собаках», — возмущается хозяин овчарок. «Владельцы сразу нескольких домашних питомцев будут вынуждены часть из них выгнать на улицу», — поддерживает его владелица собачьего питомника Светлана Дворядкина.
Ещё одним способом «выкачивания денег» Дворядкина считает чипирование. Если сегодня за 40 грн. питомцу просто наносят клеймо с регистрационным номером, то после принятия закона под кожу животного придётся имплантировать специальную капсулу с чипом. Такая процедура обойдётся в 200 грн. Это не считая самой регистрации, которая стоит 15 грн. за обычную собаку и 60 грн. – за потенциально опасную.
Специалисты Центра идентификации животных убеждают, что это абсолютно безопасная и безболезненная процедура. В чипе содержится уникальный 15-значный код, который заносится в специальную базу данных. «При пересечении границы такой микрочип значительно упрощает прохождение таможенного контроля», — объясняет преимущества чипа директор Центра Олег Качкан. Но зачем он тем, кто не намерен выезжать за пределы страны вместе с собакой, — непонятно.
Правда, может оказаться, что строгость закона будет компенсирована необязательностью его исполнения. Контроль за его соблюдением предлагается возложить на местные органы власти, которые вряд ли смогут его обеспечить — слишком много работы.
Именем закона
Новые требования к владельцам собак
- Получить справку с медицинским заключением об отсутствии противопоказаний, связанных с психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией.
- Зарегистрировать собаку и пройти процедуру идентификации (чипирование) в местном органе исполнительной власти или уполномоченных на это учреждениях.
- Подтвердить адаптацию собаки к условиям населённого пункта путём тестирования по установленной программе.
- Получить справку о прохождении специального обучения в кинологических центрах (клубах).
- Пройти процедуру обязательного страхования ответственности собственника собаки за вред, который может быть нанесён собакой третьим лицам.
Источник: проект закона №11006 от 24 июля 2012 года
Автор: Сергей Одаренко, Фокус
Tweet