Трудное детство маньяка. Что сделало Анатолия Оноприенко безумным убийцей
27 августа в житомирской тюрьме № 8 в одиночной камере умер самый страшный и кровавый маньяк за всю историю Украины Анатолий Оноприенко. На его счету как минимум 52 жертвы, в том числе 10 детей – столько удалось доказать. В камере-одиночке Оноприенко отсидел 17 лет. Жизнь маньяка неприглядна: папа-зэк, интернат, банда, грабежи, убийства на заказ. Обезумев от крови, Оноприенко стал убивать ради собственного удовольствия.
Трудное детство
Он родился в Житомирской области. В родном селе Ласки о нем стараются не вспоминать, хотя многие знали его с детства. Местные неохотно показывают дом, где родился маньяк – полуразваленный и заросший сорняками. Покупать землю и строиться здесь никто не хочет.
Детство у будущего маньяка было трудным, вспоминают в сельсовете:
– Мать была простой дояркой. Отец часто бил и ее, и Толю с братом. Затем мать умерла, а отец сел. Воспитывали его баба с дедом, но они немощные были. Старший брат Валентин сначала взял его к себе, но сам жил очень бедно. Вот и сдал брата в приют. Там он тоже натерпелся. Здесь много таких – с покореженными судьбами. Но не все же пошли убивать!
Сергей Тулузов, подельник маньяка Анатолия Оноприенко, убившего 52 человека: «Оноприенко шел убивать людей, как на охоту»
Ужас темной зимой
В 1995 году село Братковичи во Львовской области пострадало больше всех от зверств маньяка. Здесь он убил двенадцать человек.
– Слава богу, что он сдох. Пусть отправляется в ад, – говорят местные.
Кое-кто еще вспоминает те времена.
– Хорошо помню декабрь 1995-го и январь 1996-го, – рассказала «Взгляду» бывшая жительница Братковичей Людмила. – Такого ужаса еще в деревне не знали. Зима, морозы, люди по домам сидят и ждут, кто придет по их душу в эту ночь. Многие паниковали, убегали к родным в другие села или города. Тогда еще на час-два отключали свет. Представьте себе ужас: сидеть в темноте и не знать, кто появится из тьмы. Боялись все. Сходились ночевать по нескольку семей в один дом, баррикадировались, окна фанерой загораживали. Помню, как отец с кумом поочередно дежурили ночью с ножами, молотками. Он же как делал: бросал кирпич в окно, а когда выбегал хозяин – убивал хозяина и потом чем придется добивал остальных.
Банда из Запорожья
Земляк Оноприенко из Днепрорудного Запорожской области Евгений Федорченко вспоминает, с чего началось кровавое шествие маньяка по стране. По прошествии многих лет мужчина раскрыл тайну, кем на самом деле был Оноприенко.
– В начале девяностых он состоял в банде, которая действовала в Днепрорудном на протяжении нескольких лет, – рассказывает Евгений. – Их крышевала местная милиция. В банде было пять человек, в том числе Оноприенко и Сергей Рогозин, которого судили вместе с ним за убийства. Они поставляли девушек в бордели Европы и держали в страхе всю область. Когда произошло первое групповое убийство, милиция попыталась замять дело, а Оноприенко в это время прятался в Европе.
Жизнь убийцы круто изменилась, когда он вернулся на родину.
– Ему дали задание убрать одного человека. Задание он выполнил, но вместо одного за двое суток он убил девять человек. Просто так, – вспоминает Федорченко. – Тут-то и стало понятно, что у Оноприенко серьезные проблемы с психикой. Он начал убивать просто ради удовольствия. И все, что он делал, вернувшись в Украину, уже не имели отношения к делам банды.
Груз воспоминаний
В пенитенциарной службе Житомира сообщили, что Оноприенко похоронят за государственный счет – жена и сын от него отреклись. Неизвестно, что стало с личными вещами узника, а среди них есть крайне интересная вещь: мемуары, написанные им собственноручно. Еще сидя в СИЗО, Оноприенко имел доступ в интернет и мечтал выложить в сеть рассказ о своей жизни. Он даже договорился с одним из русских сайтов, что именно там будут опубликованы его мемуары, однако ничего из этого так и не вышло.
Отсидев два с половиной года, 39-летний Игорь Безслезный смог доказать, что невиновен. За это он расплатился свободой, здоровьем и успешным бизнесом — сейчас бывший директор фирмы работает обычным слесарем. Поломанная жизнь, подорванное здоровье — вот что получил житель Житомира за стремление милиции и областной прокуратуры по-быстрому отчитаться в раскрытии резонансного убийства.
Осужденный на пожизненное. «Я засыпал под вой маньяка Оноприенко»
Все сложилось воедино
Впервые связать убийства в разных областях догадался генерал-майор милиции Виктор Король, которому министр поручил возглавить сначала опергруппу, а затем и целый штаб по поиску маньяка.
– Я ехал из Киева в Братковичи через Житомирскую область, – вспоминает Король, – и обратил внимание на похожее убийство.
В селе Гамарня Малинского района Житомирской области маньяк убил 3-летнего Борю Зайченко, его брата, 3-месячного Олега, и их родителей – 25-летнюю Юлию и 27-летнего Вадима Зайченко. Дом поджег. Все это было на что-то похоже. Началась разработка версии о гастролирующем маньяке, милиционеры стали собирать схожие факты по остальным областям.
Чудесная поимка
Взяли Анатолия Оноприенко абсолютно случайно – на Пасху 1996 года в городе Яворов, во Львовской области. Выдал его кассетный магнитофон.
По всем отделам области были разосланы ориентировки. Участковому Игорю Хонию из Яворова свои источники донесли, что в частном доме некоей Анны Козак живет подозрительного вида мужчина, по приметам похожий на разыскиваемого.
– Игорь вместе с братом Иваном, тоже милиционером, пошли в тот дом, – рассказал «Взгляду» их двоюродный брат, тоже Игорь Хоний. – Хозяйка как раз вышла в магазин. Оноприенко ни о чем не подозревал, открыл дверь безоружный, в одних трусах – думал, что вернулась сожительница.
Братья быстро скрутили Оноприенко, но еще не знали, кого именно они взяли. Выдал маньяка магнитофон – точно такой же находился в розыске как украденный в одном из домов, где зверствовал Оноприенко. После этого убийца стал давать показания.
На суде присутствующих до ужаса поразил эпизод убийства 9-летней Люды Новосад. Оноприенко сначала убил маму девочки, затем 20 минут сражался с ее отцом, спокойно добил тетку-инвалида. Испуганный ребенок все это время сидел в кроватке и молился.
– Я укутал ее одеялом и ударил несколько раз гантелью, потом дорезал ножом, – спокойно рассказывал в суде маньяк.
Слушатели этих признаний и родные седели прямо в суде. Дедушка Люды Новосад Михаил Григорьевич поседел за один день.
Авторы: Рената Жданова, Алена Вовченко, ВЗГЛЯД
Tweet