Как «убирали» Виктора Захарова: трупа – нет, убийства – не было?
Следственно-оперативная бригада МВД и Генпрокуратуры Украины в ходе расследования в Крыму расстрельных дел 90-х годов начала «отработку» ОПГ «Башмаки». Когда последовали аресты, лидеры этой преступной группировки подались в бега. Но некоторых из них – граждан Гаврюшенко и Аронова – все же удалось задержать. Обоим инкриминируют причастность к ОПГ «Башмаки», а также соучастие в убийстве Виктора Захарова в 2002 году. Труп последнего до сих пор не обнаружен, поэтому задержанные утверждают, что Захаров… жив. Автор: ЮЛИЯ ИСРАФИЛОВА, Первая Крымская
«Дзюбинская приблуда»
В ОПГ «Башмаки» Виктор Захаров, по прозвищу Захар, влился не сразу. В начале 90-х годов этот человек работал с Олегом Дзюбой — самым жестоким из крымских криминальных авторитетов. Неудивительно, что, пройдя дзюбинскую школу, Захар стал таким же жестоким и дерзким, как его учитель. Именно эти качества Виктора приглянулись «башмакам» после смерти Дзюбы в 1995 году. Долго упрашивать Захарова не пришлось: уже с 1995 года в ОПГ «Башмаки» Виктора Захарова считали своим. Не сказать, чтобы он достиг каких-то вершин в этой преступной группировке: простым исполнителем, конечно, не был, а числился одним из бригадиров. Хотя амбиции Захарова шли намного дальше бригадирства: он хотел такую же власть, какую имели лидеры ОПГ — Данильченко, Аронов, Кожухарь и Карасев.
Кстати, с последним у Захарова частенько случались конфликты. Долгое время они не могли поделить сеть заправок: кто должен контролировать их работу, кто сливки снимать, кто просто подчиняться. «Старшие» смотрели на это противоборство двух авторитетов сначала сквозь пальцы, хотя потом начали бросать косые взгляды на Захара: дескать, «приблудный, а пальцы гнет». Между тем внутрисемейные разборки по поводу заправок протекали достаточно мирно. Происходило это отчасти потому, что у Виктора Захарова имелся и другой не менее доходный бизнес — контрабанда. Захар переправлял через евпаторийский порт в Турцию левую валюту, а оттуда к нему приплывали не менее левые джипы, которые с успехом распродавались как в Крыму (преимущественно в Севастополе), так и за его пределами.
Зарвавшийся «положенец»
Пока Карасев и Захаров тянули каждый на себя денежное одеяло, выясняя, кто авторитетнее, на свободе нарисовался некий Егор Гриц — один из лидеров ОПГ «Греки». Выйдя из мест не столь отдаленных в начале 2000 годов, этот человек объявил себя чуть ли не вором в законе, которого в зоне «короновали» и теперь якобы назначили смотрящим по Симферополю. В этом с ним были полностью солидарны многие крымские криминальные авторитеты во главе с вором в законе по прозвищу Мираб.
Получив благословение и одобрение высшей воровской группы, Гриц начал развивать в Симферополе активную деятельность — как криминальную, так и коммерческую. К примеру, на ул. Пушкина у Егора имелась сеть «лохотронов», которые приносили ему неплохой доход. Но заниматься предпринимательством и «держать общак» греческому «положенцу» пришлось недолго. Как только по Симферополю поползли слухи о появлении нового смотрящего, первыми возмутились «башмаки», которые считали себя здесь единственными хозяевами. При всем этом их обескуражило то, что «грек» нагло, никого не спросив, развернул свой бизнес на их территории.
Очень скоро эта тема уже вовсю муссировалась на общем «сходняке» в башмаковском офисе АОЗТ ФК «Таврия». В тот день здесь находились президент федерации бокса Крыма Александр Данильченко (Данила), президент федерации вольной борьбы Николай Кожухарь (Молдаван), спортивный директор СК «Таврия» Рувим Аронов (Рома), президент клуба Виктор Карасев, а также Виктор Гаврюшенко (Коллега) и Виктор Захаров. Решено было поставить на место зарвавшегося Егора Грица. Для начала «башмаки» решили его просто попугать, пригласив к себе в офис. Приглашение было передано «греку» в тот же день, но тот его, к великому удивлению лидеров ОПГ, проигнорировал. Потом было еще несколько приглашений, но Гриц на них никак не реагировал. Тогда заняться обнаглевшим «положенцем» было поручено Виктору Захарову.
По информации источника, пожелавшего остаться неизвестным, летом 2002 года Александр Данильченко дал Захару поручение найти Грица и поговорить с ним «по-плохому»: то есть припугнуть как следует, предупредив, что, дескать, «если не смотает удочки — пойдет на корм рыбам», а в случае сопротивления силой привезти в офис. Захаров взял джип Данильченко и поехал выполнять приказ. Егора Грица он выследил на ул. Лермонтова, прижал к обочине его иномарку массивным джипом и велел «греку» выходить. Тот продолжал сидеть в машине, не желая разговаривать с Захаром. «Качели» затянулись, и взбешенный Захаров набрал телефон Данилы и объяснил ситуацию. Ответ «старшего» был прост и лаконичен: «Кончай его». Через несколько часов Егора Грица нашли возле магазина на улице Лермонтова со смертельными ножевыми ранениями.
Позже в милицейских сводках прошла информация о том, что гражданин Гриц был убит двумя неизвестными. Одного из них удалось задержать — им оказался безработный наркоман, который рассказал, по чьей наводке действовал.
На похороны Егора Грица наверняка бы явилось практически все преступное сообщество Крыма, если бы не правоохранительная слежка. Никто не хотел рисковать: это были уже не беспредельные 90-е годы, и открыто демонстрировать свою причастность к известным криминальным группировкам было глупо. Однако известный в Крыму вор в законе Мираб все-таки приехал попрощаться с товарищем. Со слов источника, стоя у могилы Егора, он произнес приблизительно такую фразу: «Башмаки» творят полный беспредел». А потом добавил, что самый адекватный из этой ОПГ, пожалуй, Данильченко и что именно с ним нужно вести переговоры по поводу убийства Егора Грица.
Встреча Мираба и Данилы таки состоялась. На ней присутствовал и известный киевский вор в законе по кличке Антимос, приглашенный Мирабом. Эти двое высказали лидеру «башмаков» свои претензии, мол, живете не по понятиям и в своем беспределе перешагнули все мыслимые и немыслимые границы. Данильченко с этим… согласился. Он поступил достаточно мудро и с именитыми ворами в законе вступать в конфликт не стал: сказал, что не доглядели, допустили оплошность, и пообещал, что виновный обязательно будет наказан.
Нет тела — нет дела
Захаров напрашивался на тепленькое местечко в аду уже давно. Был он человеком конфликтным и то и дело вносил смуту во внутрисемейную жизнь «башмаков». А теперь из-за него возникли проблемы с воровским сообществом Крыма и Киева. В общем, нужно было срочно избавляться от «дзюбинской приблуды» и выполнять обещанное Мирабу и Антимосу.
Между тем Виктор Захаров нутром чувствовал, что против него зреет заговор, и на время постарался исчезнуть из города. Сначала «башмаки» его искали, а потом поняли, что нужно действовать хитро. Как рассказал неофициальный источник, в день рождения Захарова ему позвонил Александр Данильченко и пригласил его в офис «Таврии». Весело сказал по телефону, что, дескать, хватит губы дуть, приезжай, выпьем мировую и отпразднуем день рождения. Захаров на такую приманку клюнул. Приехал в офис в хорошем расположении духа, но немного настороженный. Чутье его не обмануло — здесь его ждали. Не было ни накрытых столов, ни поздравлений, а лишь молчаливо поджидающие его члены банды — Данильченко, Кожухарь, Аронов, Гаврюшенко и другие.
Данила достал нож, который был обвязан черной лентой (своеобразная черная метка бандитов), и посмотрел Захару в глаза. Тот не проронил ни слова. Виктор Захаров молча принял смерть от руки своего «старшего», потом нож пустили по кругу, и каждый нанес удар дзюбинскому воину. Напоследок произвели два контрольных выстрела в голову и вывезли тело, чтобы закопать его. До сих пор остается загадкой, где спрятан труп Виктора Захарова. По одной информации, тело захоронено недалеко от турбазы «Таврия», по другой, его вывезли за пределы Крыма, в Херсонскую область.
Достоверно известно лишь одно: с того дня Захаров стал считаться пропавшим без вести. Через несколько лет в бега подались Данильченко, Кожухарь, Аронов и многие другие. По подозрению в поджоге Центрального рынка Симферополя был задержан Виктор Карасев, а до этого Виктор Гаврюшенко. Последнему сейчас среди прочего инкриминируют причастность к убийству Виктора Захарова. Кстати, то же самое нынче предъявляют и арестованному недавно в Киеве Рувиму Аронову. Однако Гаврюшенко, зная, что тело Захара не найдено, на допросах утверждает, что никто не убивал Захарова: он жив и сейчас находится где-то на Дальнем Востоке. Выходит, нет тела — нет дела? Однако интересно получается: в керченских штольнях найдено много «сейлемовских» трупов, но нет исполнителей и заказчиков.
А у «башмаков» все наоборот: есть и киллеры, и заказчики, но вот труп найти — проблема. Умели, значит, заметать следы…