Москву захватила армия карманников . Как работают воры?
По данным МУРа, в ее рядах — тысячи бойцов, готовых напасть на вас каждый день. Как не стать их жертвой, рассказал оперуполномоченный МУРа, сотрудник отдела, который и был создан для борьбы с карманниками. Жертвой карманника хотя бы раз в жизни становился каждый четвертый житель любого крупного российского города. В Москве этот процент еще выше. Таковы данные милицейской статистики. Масштабы ежедневных краж говорят о том, что в столице работает многотысячная профессионально обученная армия воров-карманников. О том, что они из себя представляют и как не стать их жертвой, «МК» рассказал оперуполномоченный МУРа, сотрудник отдела, который и был создан для борьбы с карманниками.
В самом МУРе спецов по карманникам называют топтунами. В силу специфики работы оперативникам порой сутками напролет приходится плутать по городу за очередным «клиентом». «Принимать» карманника надо с поличным — на месте преступления, при наличии свидетелей и с чужим кошельком в руке. Это требует от топтунов волчьей выносливости, колоссальной выдержки, умения затеряться в толпе и взорваться в нужный момент. Поэтому их и считают элитой городского сыска. Наш собеседник — сотрудник МУРа, один из главных специалистов по карманникам Константин ИЛЬИН (фамилия изменена по просьбе героя).
— Москва — место исторического противостояния карманников и муровцев, — рассказывает Константин Павлович. — Как только рухнул Союз и в соседних республиках воцарились хаос, безвластие и нищета, на московские рынки, словно бабочки на огонек, слетелись асы криминального мастерства из всего ближнего зарубежья. Пальму первенства в этом виде бизнеса традиционно держали и до сих пор держат грузины. Но есть в России и своя школа карманных воров, которая вот уже более более ста лет базируется в Нижнем Новгороде. Патриархи и воспитанники нижегородской школы карманников, так называемые горьковские фармазоны, каждый год делят сферы влияния в столице с грузинами. Пока места хватало всем — во всяком случае, до вооруженного противостояния дело пока не доходило. В Нижнем Новгороде, как и в Грузии, профессия фармазона передается из поколения в поколение, и созданы свои курсы профессионального мастерства для подготовки профессионалов. Как рассказывали нам коллеги из нижегородского УВД, опытные фармазоны натаскивают молодняк на специальных манекенах, облаченных в джинсовый костюм и увешанных колокольчиками. Начинающий вор, сдавая экзамен, должен одним движением руки выхватить из крутящегося вокруг своей оси манекена кошелек так, чтобы не звякнул ни один колокольчик.
— У карманников есть какая-либо иерархия?
— Да, и достаточно жесткая иерархия. Элита — так называемые марвихеры, карманники экстра-класса. Они интересуются лопатниками (бумажниками) только «сочных» горожан — бизнесменов, иностранцев. Марвихеры обожают работать в киноконцертных комплексах, торгово-развлекательных центрах, в ресторанах, на гламурных светских раутах и даже похоронах. Работают обычно своими тонкими, неестественно вытянутыми музыкальными пальчиками, хотя некоторые используют и специальные щипцы. В последние годы из-за участившихся карманных краж доступ на презентации начали ограничивать пригласительными билетами, но воры умудряются достать и эти приглашения. Заработок марвихеров исчисляется десятками тысяч долларов в месяц. Марвихером нужно родиться. Здесь одной ловкости рук мало. Нужно получить от природы определенного склада нервную систему, мгновенную точную реакцию, соответствующее устройство пальцев, ладоней, локтей и плеч, а также необходимую артистичность.
Ко всему этому приложите годы упражнений — только тогда воровской талант разовьется для настоящей серьезной работы. Кстати, ровно те же качества приходится развивать и нам, топтунам. Иначе как же поймать карманника?
После марвихеров в воровской иерархии идут трясуны. Вот этим как раз промышляют нижегородцы и украинцы.
Трясуны работают в давке, чаще всего в общественном транспорте, в часы пик. Они работают «на подсаде» — подсаживают дамочку или прижимаются к жертве в транспорте и несколькими резкими, но точными толчками выбивают из внутренних карманов бумажник жертвы — вся процедура занимает не больше десятка секунд.
Иногда встречаются «рыбаки», которые выдергивают кошелек из кармана или дамской сумочки с помощью лески с крючком. Этим промышляют цыгане из Западной Украины.
— А что является главным орудием вора кроме его рук?
— Наша с вами доброта и отзывчивость. Даже начинающий карманник знает, как грамотно «развести» жертву. Например, разыгрывается сердечный приступ или мужчина не останется равнодушным к девушке, которой вдруг стало плохо. Трудно отказать и глухонемому, который пытается что-то спросить.
— Но, Константин Павлович, в криминальной среде постоянно циркулируют слухи о некоем блатном благородстве карманников…
— Фуфло. Извините… ложь, конечно. История не знает случаев «справедливого» отъема частной собственности. Раньше воры вытаскивали хлебные карточки во времена голода, похищали талоны на молоко у матерей-одиночек, сегодня они могут при удобном случае лишить старушку последних грошей.
Они договариваются только между собой. Например, перед визитом в Москву нижегородские карманники «на собрании профсоюза» нарезают Первопрестольную на карте на сектора, и каждый окучивает только свой сектор. Нарушение конвенции карается самым беспощадным образом.
— Как работают воры?
— На эту тему можно диссертации писать. Грузины, например, предпочитают свободный график посещений, вычисляют в толпе наиболее перспективного клиента и пасут его часами, дабы в удобный момент одним движением дернуть кошелек из кармана хозяина. Рынками они брезгуют — работают только в ресторанах и супермаркетах. Как правило, очень стильно одеваются. Практически всегда работают в одиночку. После одного удачного рывка на пару дней залегают на дно. Украинцы работают «коробкой» — трое зажимают жертву (как правило, женщину) в кольцо, четвертый незаметно достает деньги из сумочки. Иногда сумочки взрезаются лезвием (в советские времена это делалось остро заточенной пятикопеечной монетой). Есть и глухонемые карманники. Они машут перед лицом жертвы руками и «случайно» выбивают рукой портмоне, лежащее во внутреннем кармане. Это так называемые выбивалы. Они на самом деле опаснее всех — у них обычно низкий болевой порог, и они в случае какого-то форс-мажора могут даже наброситься на жертву.
Карманник-одиночка может просыпать какой-нибудь порошок на плечо жертвы (на сторону, противоположную бумажнику) и сообщить ей об этом. Пока одной рукой он чистит вашу одежду, другой — обчищает карман. Кроме того, щипач может, прикинувшись пьяным, нежно положить голову на плечо жертвы (это называется «собачьим поцелуем») и незаметно вытащить бумажник.
— А каков портрет типичного карманника?
— Типажа как такового нет. Грузинский марвихер — лощеный джентльмен с головы до пят: кашемировое пальто, шелковый шарф, французский парфюм, английский костюм из чистой шерсти, на начищенные ботинки водопадом падают брюки… Нижегородец — это абсолютно непривлекательная внешность (если он не марвихер), рубашка с коротким рукавом, бегающий цепкий взгляд, зачастую носит очки. Украинские «кроты» (воры, работающие в метро) ходят во всем темном. Работают по двое. Один ворует кошельки, другой их принимает. Женщины-молдаванки и цыганки, работающие на рынках, носят за спиной детей — для отвода глаз. Внешне они похожи на подростков — низкий рост, субтильное телосложение.
— Задержание всегда проходит безболезненно?
— Только воров старой формации. Старый вор, если его возьмешь, суетиться не станет. Молодежь может и за нож схватиться. У одного из наших оперативников полгода назад проникающее ножевое было — хохлы-карманники зарубку оставили. Мне карманник при задержании в грузинском ресторане руку до кости прокусил. Даже бюллетень брать пришлось. Остряки из отдела предлагали прививку от бешенства сделать — уж очень карманник тогда бесился.
КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ КАРМАННИКОВ
• На улице никогда не расслабляться. Не доверять незнакомым людям.
• Женщинам по возможности носить сумку под мышкой.
• Мужчинам никогда не класть деньги в задний карман брюк (сами воры называют его чужим карманом).
• Бумажник надо носить во внутреннем кармане куртки или пиджака и всегда застегиваться при входе в транспорт или при массовом скоплении людей.
• Борсетку — если она с деньгами — нужно закрывать на ключ.
• В ресторанах, если вы расслабились и решили повесить пиджак на стул, предварительно вытащите из внутреннего кармана бумажник и переложите его в карман брюк. Немного неудобно, конечно, но кошелек целее будет.
• Еще можно оборачивать бумажник резинкой для денег — при рывке она будет цепляться, и незаметно вытащить кошелек не удастся.
• При расчетах почаще пользуйтесь пластиковыми карточками.
Игорь Моисеев, «МК»