Ангарской ОПГ больше нет: конец банды «пожарников»

 Следствие по делу банды так называемых «пожарников» из сибирского города Ангарска длилось около 4,5 лет. В феврале 2010 года Иркутский областной суд вынес справедливый приговор.

В забранных железной сеткой окнах колыхались пятна фонарей — вечерний Ангарск погружался во тьму. Но здесь, в спортзале пожарной части, расположенной в центре города, было светло и тихо.

Мускулистые парни отрабатывали броски на татами, двое мужчин с короткими стрижками по очереди вскидывали над головой внушительную штангу. Молодой пожарный Андрей Дубинин, недавно пришедший на службу, сосредоточенно и интенсивно молотил боксерскую грушу.

Дубинин был настолько увлечен тренировкой, что не замечал любопытных взглядов, которые исподтишка бросали на него штангисты-любители.

Впрочем, бывший боксер, кандидат в мастера спорта, привык к таким взглядам — он легко двигался, резко бил, хорошо «работал» головой. А кто из молодых людей не хочет стать таким же сильным и ловким, овладеть хорошо поставленным, профессиональным ударом?

А Андрей им владел…

Банды Ангарска

Когда-то Дубинин серьезно занимался боксом, мечтал о медалях и чемпионских титулах. Но спортивная карьера по разным причинам не сложилась. Андрей женился, бросил спорт и стал искать свое место в обычной жизни. Вскоре трудоустроился в одну из пожарных частей Ангарска, стал выезжать на пожары.

На первое время о тренировках можно было забыть — времени катастрофически не хватало, да и желания проливать пот ради поддержания спортивной формы почти не было.

И только втянувшись в работу, Андрей решил возобновить занятия и в первую очередь восстановить «коронный» апперкот — мощный, хлесткий удар в подбородок, от которого соперник мгновенно валится на пол.

Для этого имелось немало причин. И самой главной было то, что в городе развелось чересчур много «братков». «Казино», «Дроби», «Квартальные», «95 квартал» — чтобы перечислить всех, пальцев на руках не хватало. Можно сказать, в каждом районе, а то и квартале имелась своя «команда», свой лидер, свои «шестерки». И проходя по вечерним улицам, можно было наткнуться на кого-либо из «отморозков», жаждущих переложить в свой карман чужой кошелек, а то и просто покуражиться над беззащитным прохожим.

Разумеется, Андрей имел знакомых среди бывших спортсменов и тех, кто шнырял по улицам в поисках приключений. Но не будешь же по каждому поводу искать заступничества у друзей и знакомых. Вот Андрей и решил восстановить навыки, свой мощный, в чем-то даже выдающийся удар. Уроженец и житель сибирского города еще не знал, что, «благодаря» этому умению, его судьба скоро круто изменится.

И далеко не в лучшую сторону.

Но пока Андрей об этом не думал. Он кружил вокруг раскачивающейся груши, лупил ее изо всех сил, отскакивал, выбрасывал кулаки. Пот застилал глаза, тело ломило, но это была приятная усталость. Дубинин видел, что достаточно нескольких тренировок, и удар станет таким же, как прежде.

Поэтому он не удивился, когда один из парней-штангистов после тренировки подошел к нему и восторженно отозвался об ударе. Андрей вежливо его поблагодарил и хотел уходить, когда незнакомец предложил Дубинину поучаствовать в одном дельце. Разумеется, не бесплатно.

Суть заключалась в следующем — надо было подъехать по названному адресу, позвонить в дверь и, когда хозяин выглянет, долбануть его в челюсть.

Дубинин уточнил, сколько ему заплатят. Парень назвал приличную сумму. Андрей, подумав, согласился — он нуждался в деньгах, а тут такое плевое дело, да за такие деньги!

На следующий вечер они вместе с Николаем Корсаковым (это и был тот самый парень-штангист) направились по указанному адресу. Корсаков остался в машине, а Андрей поднялся на этаж и позвонил. Дверь открылась, Андрей саданул выглянувшего из-за двери мужчину с такой силой, что тот поднялся в воздух, пролетел несколько метров, а потом полночи плевался кашей из разбитых зубов.

Не успел Корсаков как следует отблагодарить Дубинина, поступило новое предложение — разбить физиономию еще одной жертве.

Дубинин снова согласился. Правда, прибыв на место, он растерялся — оказалось, нужно ударить женщину.

Но бывший боксер уже «вошел во вкус». Подводить новых знакомых не хотелось. Он блестяще справился и с этим заданием. В результате удара у женщины едва не оторвалась голова.

Зато Дубинин заслужил целый «мешок» благодарностей и предложение познакомиться с одним «хорошим» человеком.

Как оказалось, таким образом банда известного ангарского авторитета Бориса Деркача «усмиряла» несговорчивых бизнесменов и «проверяла» очередного кандидата. Дубинин испытания выдержал. В тот же вечер его представили новому «хозяину».

Деркач молча пожал руку бывшему боксеру, достал портмоне и отсчитал приличную сумму — столько Андрей не зарабатывал и за месяц. А здесь два удара — и весь в «шоколаде»!

Дубинин еще не знал, что впереди его ждут новые «испытания». Да такие, что через несколько лет он будет проклинать час, когда поступил «на службу» в банду убийц, вымогателей и разбойников.

Но к моменту прозрения бывший боксер станет убийцей и вымогателем, на счету у которого будут десятки жертв.

Ангарский Аль Капоне

Деркач предложил Андрею поучаствовать еще в нескольких «операциях». Отказаться он уже не мог.

Дело было пусть и несложным, но с моральной «червоточинкой» — Дубинин и Корсаков должны были подъехать к владельцу ларька, расположенного на одной из центральных улиц. Пока Корсаков будет убеждать хозяина платить ежемесячную дань, Андрей обольет ларек бензином и бросит горящую спичку.

Для профессионального пожарного это было вызовом — Андрей привык бороться с огнем, а не поджигать. Но Деркач знал, что делает. Опытный психолог таким образом «ломал» своих подопечных, разрушал моральные барьеры, тем самым готовя людей к более серьезным «операциям».

Разумеется, Дубинин справился. За мастерский поджог он получил очередную благодарность и денежную «премию». И если его поначалу мучили какие-то угрызения совести, то через пару месяцев Дубинин успокоился. Регулярные денежные выплаты (а в банде, в отличие от пожарной части, задержек не было) и уверенность в том, что его ценят и уважают, окрыляли.

Группировка Бориса Деркача ничем не напоминала банду. Скорее всего, это было нечто среднее между бизнес-структурой и военной организацией. Главарь когда-то и сам занимался боксом, так что бывших и нынешних спортсменов уважал. Молодые люди, составляющие костяк группировки, поголовно занимались спортом — это было требование вожака.

Тренировались они в спортзале пожарной части, где служил Дубинин. Это и стало причиной того, что банду назвали «пожарниками». С этим названием она и вошла в историю криминальной России.

Деркач запрещал «бойцам» пьянствовать. Про наркотики и речи не было — наркоманов главарь на дух не переносил. Кроме того, Деркач был яростным проповедником семейных ценностей. Внешне все «пожарники» казались вполне добропорядочными людьми — имели жен, воспитывали детей, семейные праздники отмечали сплоченным коллективом. Правда, вожак строго-настрого запрещал подчиненным намекать женам о том, чем они занимаются. А уж рассказать правду — не приведи господь! Хотя этот запрет не спас семью самого Деркача — супруга Бориса со временем узнала, чем занимается муж, и потребовала, чтобы он перешел на «легальный бизнес». Но Деркач предпочел лучше развестись, чем бросить любимое «дело». Впоследствии он завел себе любовницу, известную иркутскую манекенщицу, которая не мешала ему заниматься криминалом. Но для своих подопечных Деркач всегда оставался в роли ревностного сторонника семьи.

Правда, это не мешало ему разрушать другие семьи, убивая и калеча отцов и мужей, начиная от рядовых охранников, пытающихся остановить бандитов, заканчивая бизнесменами, не желающими делиться с «пожарниками» своими доходами.

Борис Деркач не очень хорошо учился в школе (мешали занятия спортом), но впоследствии он регулярно пополнял образование. Жестокий бандит увлекался психологией, сочинения Фрейда и Карнеги были его настольными книгами. Даже после ареста Борис не расставался с ними, читал с таким усердием, что оперативники заподозрили, что посредством книг главарь общается со своими подельниками. Книги изъяли, проверили и… вернули владельцу — ничего крамольного там не обнаружили.

Одним из главных принципов деятельности ангарской банды была чрезвычайная жестокость. Это было принципиальной позицией Деркача — он всегда с восхищением отзывался о бандитах, действующих максимально жестоко. И этому было свое объяснение: Борис хотел, чтобы и жертвы, и конкуренты на криминальной ниве знали — тем, кто стоит у них на пути, пощады не будет!

Но для выработки такого «имиджа» банде пришлось немало потрудиться.

От охранника до бизнесмена

Банда Деркача с момента образования занималась «крышеванием», масштабными хищениями с нефтехимического комбината, нелегальным оборотом золота, а чуть позже, убедившись в собственной «значительности», и жестокими убийствами.

Немалый капитал бандиты «заработали», воруя металл и нефть с Ангарского нефтехимического комбината. Для этого «братки» разрабатывали хитроумные схемы, «вербовали» работников комбината. А тех, кто не хотел оказывать услуги, избивали и калечили.

Так случилось с «чересчур бдительным» охранником Георгием Ткачевым. Зная, что машина с ворованным металлом принадлежит «браткам», Ткачев не открыл ворота и сорвал реализацию плана.

Узнав об этом, Деркач пришел в ярость. Он приказал своим подопечным — Максиму Фролову и Ивану Трошкину — проучить строптивого охранника.

«Братки» подкараулили охранника в укромном месте. Напали, сбили Ткачева с ног, после чего «обработали» железными трубами. Били жестоко, беспощадно. Несчастному охраннику проломили голову, переломали кости. К счастью, Ткачев выжил, но долгое время лежал в больнице, а после выписки получил инвалидность.

С другим «слишком честным» сотрудником таможенной службы Игорем Чесноковым поступили еще безжалостней — его тоже избили железной трубой, но от полученных травм мужчина скончался.

И это были далеко не единичные случаи — от рук бандитов в Ангарске и в Иркутске пострадали десятки человек.

Впрочем, в ход шли не только трубы. В «арсенале» Деркача было множество разнообразных методов. Например, когда трое бизнесменов отказались платить дань ангарской «братве», те решили вопрос проще простого — узнали, где живут строптивые бизнесмены, и бросили им в окно гранату. Каким-то чудом перепуганные бизнесмены остались живы, но дальнейший бизнес на подведомственной Деркачу территории пришлось свернуть.

Поначалу банда Деркача входила в мощную, хорошо организованную «братскую» группировку. «Братские» базировались в Иркутской области, но действовали на всей территории России, вплоть до Москвы.

Окрепнув и заработав немалые деньги, «пожарники» откололись от «братских» и стали действовать на свой страх и риск. Впрочем, к тому времени у Деркача имелись серьезные покровители и в Иркутске, и в Москве. Они нуждались в квалифицированных молодых «кадрах», не знающих страха и сомнений. Да и сам главарь мечтал о выходе на новый уровень.

Ангарск — город промышленный, а следовательно, финансово привлекательный. Но с Иркутском несравним — там и людей побольше, и кусок пожирней. А то, что в Иркутске уже есть свои группировки, не желающие делиться с конкурентами, Деркача не волновало.

Самонадеянный лидер «пожарников», заточивший когти на ангарских камнях и трубах, знал, что место под солнцем он обязательно найдет. И неважно, какой ценой — патронов и крови (разумеется, чужой) в таком деле жалеть не принято.

Иркутская история

Последние годы и до самого ареста банда Деркача успешно «окучивала» иркутские просторы. В первое время они работали в тени известного сибирского авторитета Каверина. Тот предоставлял им «крышу», подсказывал, где и что можно прибрать в рукам, сводил с нужными людьми.

Но через несколько лет Каверу застрелили в Москве. По странному стечению обстоятельств, в то же время в первопрестольной находился и Деркач, он даже жил в той же гостинице, что и его высокий покровитель. По слухам, Деркач сам организовал устранение «положенца» — он готовился прибрать к рукам то, чем владел Каверин.

Перебравшись на новое место жительства, бандиты сохранили прежний «фирменный» почерк — чрезвычайную жестокость, изобретательность, настойчивость.

Живя в Иркутске, Деркач и его люди, помимо «крышевания», разнообразных финансовых операций и рэкета, освоили новую «сферу деятельности» — реализацию заказных убийств. Для этой цели Деркач завел собственную «киллерскую группу», состоящую из нескольких молодых, решительных парней. Одним из них был Игорь Федотов. На счету «штатного киллера» несколько человеческих жизней.

Впоследствии Федотов рассказал, как шла подготовка к убийству иркутского бизнесмена Олега Шаповалова, владельца двух крупнейших иркутских рынков.

По словам Федотова, Деркач сделал Шаповалову недвусмысленное предложение — он хотел стать «крышей» успешного бизнесмена. Шаповалов отказался. Тогда главарь приказал готовиться к его устранению.

Для этого Федотов вместе еще с одним членом «группы киллеров» Игорем Шерстобитовым в течение нескольких дней следил за Шаповаловым. Было установлено, что бизнесмен каждое утро отвозит своего сына в школу. Деркач решил, что убивать бизнесмена нужно в подъезде. Но в этом случае нужно было убивать и мальчишку-школьника. Федоров и Шерстобитов задали вопрос Деркачу: дескать, а мальчонку-то за что? И Деркач, удивленно уставившись на киллеров, заявил: «Как за что! А что ж с ним еще делать?»

Но киллеры, тем не менее, нарушили запрет главаря — рискуя собственной безопасностью, подстерегли Шаповалова, когда тот возвращался домой без ребенка и охраны. Напали на бизнесмена в подъезде, предварительно сломав дверной замок.

В течение нескольких лет группировка Деркача убила 12 человек. И это только те преступления, которые удалось доказать в суде. А сколько «недоказанных» трупов на совести банды, известно только самому Деркачу и его ближайшим сподвижникам.

Правда, восхождение ангарской группировки нельзя назвать совсем безболезненным — на Бориса Деркача тоже охотились. Конкурирующие группировки мечтали его «завалить», особенно после того, как Деркач стал посягать на чужие сферы.

Однажды конкуренты напали на вожака в тот момент, когда он ехал на автомобиле вместе с телохранителем Пухляковым. По машине выпустили 14 пуль, Пухляков умер на месте. Но самого Деркача даже не ранило, его спасла боксерская реакция — в момент выстрелов он скатился на пол.

Надо полагать, Борис Деркач вместе со своими людьми (в период расцвета в банде подвизалось около 40 человек) достиг бы тех высот, о которых мечтал.

Но выдержать ежедневное напряжение, страх разоблачения и муки совести, которыми сопровождаются убийства, может не каждый.

Первым не выдержал тот, кого Деркач считал самым надежным и мужественным, — киллер Игорь Федотов. Однажды, когда Федотов, планируя убийство очередного авторитета, разгуливал возле его дома, убийцу задержали милиционеры. При себе киллер имел оружие и рацию. Иркутские опера поняли, что это птица высокого полета, и занялись задержанным вплотную. В течение месяца Федотов хранил молчание. А потом заговорил, да с такой искренностью, что опера опешили.

Федотов заявил, что ему надоело убивать, прятаться и вести двойную жизнь. Он признался в том, как убивал, рассказал об «операциях», в которых участвовал, раскрывал секреты хорошо законспирированных «пожарников».

В результате этих признаний сыщики, которые уже давно ходили вокруг Деркача и его сподвижников, получили нужные доказательства.

Следствие по банде «пожарников» длилось около 4 с половиной лет.

В феврале 2010 года Иркутский областной суд приговорил Бориса Деркача к пожизненному заключению. Остальные члены банды получили сроки от 12 до 22 лет.

Бывшего киллера Федотова, сотрудничавшего со следствием и оказавшего ему неоценимую услугу, приговорили к минимальному сроку — 12 годам заключения. Самого Федотова и членов его семьи включили в федеральную программу защиты свидетелей, так что о его дальнейшей судьбе ничего не известно.

Пятеро членов банды до сих пор находятся в розыске. Можно не сомневаться, рано или поздно они сядут на скамью подсудимых.

Но уже сейчас можно сказать — ангарской ОПГ больше нет. И это большая победа иркутской милиции.

Егор ШВАРЦ, КРИМИНАЛ

You may also like...