«ПРОМ» пишем, «СБЫТ» в уме, или Денщики из «Укрспецэкспорта»
На распродажах военного имущества «сидит» человек с репутацией предателя и афериста. Неплохо обустроивший свой быт за счет государственных активов. Как ЭТО выглядит сегодня.
1. Укроборон: ПРОМ и СБЫТ
Как привычно стало для украинского обывателя слышать о том, что натужные попытки первых руководителей (страны, региона, города, конкретного предприятия и далее по ниспадающей) вывести что-либо из кризиса (стабилизировать, улучшить, достичь максимальных показателей — и далее по нарастающей) упираются в преступные действия предыдущих руководителей, глобальные финансовые катаклизмы, бедность существующей производственной базы, отсутствие профильных специалистов… — в общем, во что угодно, кроме их личного непрофессионализма, необратимой коррупционной тяги либо собственных маркетинговых или, например, кадровых просчетов.
Что бесспорно и крайне тенденциозно: все вышесказанное не имеет никакого отношения к частному бизнесу — приватные структуры отданы сами себе на выживание и барахтаются в условиях, созданных им государством, как могут. Как правило, вышеперечисленные «отмазки» звучат из уст первых лиц бюджетных учреждений и Госпредприятий. И в 99 случаях из 100 искусно загримированная «недееспособность в условиях кризиса» выполняет функцию надежного прикрытия банальной (но — мастерски выстроенной) схемы СОБСТВЕННОГО обогащения.
Если это касается заштатного райцентровского «комунхоза» — это, безусловно, обидно, НО — да простят автора потребители услуг и рядовые смертные из упомянутого предприятия, месяцами не видавшие зарплаты, — МЕЛКО… Когда же в этом нелицеприятном контексте речь идет о Государственном КОНЦЕРНЕ, единственном, уполномоченным производить и торговать «оборонкой», обида за себя лично как за плательщика налогов вырастает в ОБИДУ ЗА ДЕРЖАВУ. И автоматически проецируется в обиду и неприязнь к ее первым лицам. Обиду — мягко говоря…
С тех пор, как Государственная Компания «Укрспецэкспорт», промышлявшая «оборонкой», выросла в Государственный Концерн «Укроборонпром», объединивший под одним командованием и торговцев, и производителей ВПК, утекло немного воды. И некоторые заметные обывательскому глазу изменения в связи с приходом во главу оборонно- промышленного монстра Дмитрия Саламатина все же произошли. Писать о некогда законспирированном госпредприятии стали чаще, упоминать в позитивном контексте — интенсивнее. Дмитрий Альбертович по праву считает «Укроборонпром» своим детищем и неустанно печется о его публичной репутации. Забывая при этом, что кроме внешней политики существует еще и внутренняя. И — она тоже часть репутации. И — от того, кому доверишь сие ответственное занятие, зависит и твое собственное реноме, и авторитет Концерна.
И — здесь как раз и следует напомнить Дмитрию Альбертовичу Саламатину о том, что КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ. Что король суть свита его. Что командиру, как-никак, следует знать, что в его отсутствие творит «товарищ» прапорщик.
Анекдот в качестве лирического отступления и пролога к следующей части.
Идет прапорщик через КПП. Везет тачку с мусором. Навстречу — генерал. Спрашивает:
— Что украл?
— Да ничего я не украл, иду мусор выбрасывать.
— Не может такого быть! Признавайся, что украл?
— Да мусор выношу! Ничего не украл!
— Давай, показывай мусор.
Прапор вываливает перед ним кучу мусора. Генерал смотрел-смотрел — правда мусор. Прапор собрал все назад, повез тачку дальше: «Что украл, что украл… Тачку украл!»
2. Генералы и прапорщики, гусары и денщики
Назвать прямых подчиненных главы ГосКонцерна «Укроборонпром» прапорщиками язык не поворачивается. Не «прапоры» они, смотрящие за чисткой картофеля на солдатской кухне, не прапоры. Скорее — денщики. Казенная прислуга в личной свите. НО — наделенная особыми полномочиями, выполняющая особые поручения.
Правые руки, ограничивающие доступ к главному «телу», советники, распорядители временем и расписанием Командира. Последний, правда, иногда не в курсе, насколько эти «правые руки» свои полномочия превышают и как часто пытаются заменить свою прямую «помощническую» функцию на основную — главнодиректорскую. Главное для таких членов «свиты», как думал герой булгаковского романа, еще будучи собакой, — «утвердиться в этой квартире». Цель — доступ к СБЫТу.
Одной из знаковых фигур в системе ГК «Укроборонпром» (после глобальной кадровой чистки в тогда еще «Укрспецэкспорте») стал некий Д.Л.Пляцук. В знающих его кругах укрепился в амплуа закоренелого предателя: оставил след в Сумской области, где, будучи руководителем газоснабжающей компании, «слил» тамошнего губернатора В.Щербаня, затем крайне неприглядно отметился в ГП «Таско-Экспорт» — также дочерней компании «Укрспецэкспорта».
Последнее предательство, по данным источников, и стало для Д.Пляцука трамплином для его карьерного роста и способствовало попаданию в круг приближенных Дмитрия Саламатина. Как следствие — во время перераспределения ресурса ему и достался «Укроборонсервис» — дочернее предприятие «Укрспецэкспорта». Считаясь, по мнению многих сотрудников «Укроборонпрома», одним из фаворитов Дмитрия Саламатина, его молодой (30 с небольшим) тезка Дмитрий Пляцюк за год работы главой ГП «Укроборонсервис» умудрился снизить показатели госпредприятия настолько, что вызвал недоумение в среде собственных же коллег. Выполнение контрактов предшественников закончилось быстро, а вот новых практически и нет — пожимают плечами инсайдеры концерна. И объясняют это довольно просто: оказывается, у некоторых «денщиков» манера управления предприятием (равно как и предприятиями-спутниками) сродни, как минимум, маршальской.
Сотрудникам Дмитрия Леонидовича Пляцука приходится констатировать: все подчиненные для этого авторитарного «мажора» — рабы, а стиль руководства насквозь пронизан пресечением всяческой деловой инициативы (или же банальным плагиатом идей с целью выслужиться у руководства) и планомерным построением культа собственной личности.
Пустой и малозначительный сам по себе, перед непосредственным начальством г-н Пляцук ухитряется компенсировать эти свойства предельно деловитым стилем общения и взятием на себя непосильных обязательств. Что, впрочем, всегда заканчивается одинаково: для объяснения неудач он находит крайне «уважительные» причины и в это же время, пафосно демонстрируя готовность к любым рискам «во имя блага «Укроборонпрома», берет еще более невыполнимые обязательства. Парадокс, но пустые обещания Д.Пляцука стали для него достаточно плотно набитым и мягким матрацем, который он регулярно подстилает на то место, где ему грозит упасть (а это он предчувствует интуитивно).
Разумеется, на «Укроборонсервисе» Дмитрием Пляцуком тут же был создан клан особо приближенных к собственному директорскому телу (буквально
Казалось бы, ничего удивительного. Своя метла и все такое… Кто в Украине не поведется на соблазн пристроить родственника (друга, партнера) на хлебную должность рядом с собой?..
Но «кумовской» клановостью Дмитрий Леонидович не удовлетворился — для полного и окончательного «утверждения в квартире» ему понадобился адюльтер. Объектом его вожделения сразу же стала молодая финдиректор — Людмила Смилянец. До «службы» в составе «Укрспецэкспорта» ушлая дама работала в одной из крупных аудиторских компаний и четыре года жила в гражданском браке с подданным Франции.
После «захода» на «Оборонпром» вынуждена была скоропалительно разорвать эту связь (действительно ли это так, думается, должно стать серьезным вопросом для украинских спецслужб, ведь руководящий менеджмент подобных предприятий имеет доступ к государственной тайне). Эта дама и стала впоследствии «жертвой» далеко идущего замысла директора «Укроборонсервиса». Впрочем, «жертвой» ее называть даже как-то неприлично.
Всего лишь за последние полгода предприимчивая любовница директора (кстати, женатого и имеющего детей) государственного оборонного предприятия с не ахти какой (тоже государственной) зарплатой приобрела квартиру в центре Киева (завистливые коллеги говорят о цене в $1 миллион), дачу под Киевом и два новых автомобиля (одна из обновок — спорт-кар «Ауди»). Еще «бонусы» — совместные поездки в Арабские Эмираты (весной), Париж, на Лазурный Берег в Ниццу (естественно, замаскированные под командировки и оплачиваемые из бюджета предприятия — то есть за госсчет) — сотрудники «Укроборонсервиса» уже и считать перестали — сбились.
К чести Дмитрия Леонидовича Пляцука, не обижает он и свою законную супругу. Те же источники утверждают: в активе последней появился новый «Лексус» и роскошные драгоценности, которые оцениваются в сумму с пятью нулями. Долларов США. О таких мелочах, как обслуживание служебным автотранспортом семейных и любовных нужд (дети, гастроном, спортклуб, салон красоты и пр.), на фоне вышеперечисленного можно и не говорить — выглядит по-провинциальному мелко и малоубедительно.
Собственно, и вся эта дурно пахнущая love-story Д. Пляцука выглядела бы мелко, если бы в своем естественном развитии не грозила крупной «подставой» его непосредственному руководителю и старшему тезке — Дмитрию Альбертовичу Саламатину.
3. Адюльтер как броня
В связи с отсутствием новых контрактов Дмитрий Пляцук ударился в новаторство и изобрел (оправдания собственного существования перед Боссом все же никто не отменял!) оригинальную схему своих руководящих действий. Она до безобразия банальна, просто в рамках работы такого гиганта как «Укроборонпром» ее как-то не догадывались применять.
Шаг первый: набрать у кого-то под реализацию товар на поставку (например, автоматы для Индии).
Шаг второй: осуществить поставку (получателям из Индии).
Шаг третий: получить деньги от потребителя товара.
Шаг четвертый: не расплатиться (!) с первоначальным владельцем (поставщиком товара).
То есть выступить посредником в сделке, но гонорар ПОЛНОСТЬЮ забрать себе. На «понятийном» языке это называется простым словом — КИДАЛОВО, на «языке» Уголовного Кодекса — мошенничество.
Куда идут полученные средства — история, покрытая бриллиантовым блеском украшений жены и облущенной штукатуркой свежеотремонтированной квартиры любовницы-финдиректора. По крайней мере, по словам сотрудников «Укроборонсервиса», ВПЕРВЫЕ за 17 лет существования госпредприятия Д.Пляцук-директор обратился в банк за кредитом, чтобы выплатить коллективу заработную плату. И это — на предприятии-монополисте, торгующем вооружениями и оборонными технологиями!
А теперь вопрос: почему «мошенничество в особо крупных» сходит
Дмитрию Леонидовичу с рук? Почему на примитивнейшую четырехшаговую схему «кидк» до сих пор не нашлось ни СБУшника, ни прокурора?
Ответ тоже прост: у Д.Пляцука жестко отработана поведенческая политика. Будучи деловитым, грамотным, представительным и обаятельным внешне, он достаточно быстро входит в доверие к потенциальным партнерам. Затем, уже получив деньги, попросту начинает запугивать «лохов»-поставщиков именем самого…
Саламатина (крепость характера и руки последнего была продемонстрирована всему миру во время небезызвестной драки в Верховной Раде). Сила и власть Босса не требуют дополнительных доказательств, поэтому Д.Пляцук, по словам наших источников, вполне может ограничиться словами «посадит» и «порвет», что в ушах запуганных смутным временем «оборонщиков» звучит как смертный приговор без права на апелляцию.
Неудивительно, что любовница-финдирекгор Людмила Смилянец, в свою очередь, поддерживает имидж своего героя как фаворита Саламатина. И доступными ей аудиторскими методами скрывает денежные махинации партнера по дорогим и приятным удовольствиям.
4. «Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет!»
(из советского м/ф «Каникулы в Простоквашино»)
Внимания заслуживает одна из последних афер директора «Укроборонсервиса». Впечатляет, что «лохами» Д.Пляцук в этом случае назначил Министерство обороны Украины.
Дело в том, что Минобороны владеет так называемыми «излишками имущества» (надлишкове майно — укр.), которое, собственно, должно реализовываться. Изворотливый ум Д.Пляцука рассудил:
Шаг первый: нужно заключить предварительные договоры с МО Украины на продажу этого имущества.
Шаг второй: под ПРЕДВАРИТЕЛЬНЬГЕ договоры зарезервировать ЗА СОБОЙ как можно бОльшее количества «излишков».
Шаг третий: спокойно ждать выгодного покупателя, практически являясь конечной инстанцией, с которой можно торговаться в вопросах реализации этого имущества.
Говоря проще, если Минобороны найдет покупателя, скажем, на миллион, этот покупатель, согласно условиям предварительного договора (вспомним методы запугивания чиновников грозным именем руководителя «Укроборонпрома»), должен будет прийти на поклон к г-ну Пляцуку и выложить не миллион, а, например, полтора — на очередной автомобиль в личный гараж требователя. Источники в Минобороны подтверждают: именно по этой причине сейчас МО не может выполнить план по реализации имущественных излишков, что, в свою очередь, значительно усложняет план по поступлениям средств на нужды армии.
Таким образом, парадокс, но ДОКАЗАНО Д.Пляцуком: купить что- нибудь ненужное при отсутствии денег все-таки можно — была бы развита фантазия и атрофировано чувство уважения и субординации при упоминании звучной фамилии Первого руководителя.
5. Вместо эпилога
Говорят, тот самый Первый руководитель даже не подозревает, что иногда делается за его спиной. Но, наверное, многим будет смешно, если через небольшое время грозный «генерал» «Укроборонпрома» и его «денщик» будут ассоциироваться с известным анекдотом.
Звонит прапорщик из части генералу:
— Ну, как там идет призыв? План выполняете?
— Да, не очень. Одни хромые да косые. Процентов тридцать только набрали.
— Да ты что, совсем охренел?!
— Да не переживай ты так. Вроде, враги нападать не собираются.
— Какое нападение! Скоро лето, а у меня картошка на даче не посажена и котлован под бассейн не вырыт!
Автор: Алла Резникова
Tweet