ЧП с гарантией. Почему горят и будут гореть элитные новостройки

Если ранее обязательной государственной экспертизе подлежали все проекты, то с 2011-го индивидуальные и многоквартирные жилые дома высотностью до девяти этажей контролируются по декларативному принципу. Пожар в престижной киевской новостройке показал, что за безопасность домов, сданных в эксплуатацию по новым правилам, никто не отвечает.

«Пожар начался на третьем этаже, на крыше офисов, — рассказывает жилец столичной новостройки Ростислав. — За считаные минуты пламя поднялось до 20-го этажа». В самом конце мая в Киеве вновь горел дом жилищного комплекса «Місце мрії». На этот раз занялась огнём обшивка здания по ул. Вадима Гетьмана, 1-б — пожарные в третий раз спасали 25-этажную высотку.

Обошлось без жертв. Чтобы погасить огонь, спасателям понадобилось 20 единиц техники. По предварительной версии Госслужбы по чрезвычайным ситуациям, пожар спровоцировал брошенный на строительный мусор окурок. Окончательную причину возгорания в течение 10 дней после ЧП озвучат эксперты комиссии при Киевгорадминистрации, они же оценят и размеры ущерба. По словам жильцов, до комнат в квартирах пламя не добралось, но оконные рамы и балконы на нескольких этажах сгорели почти полностью.

Возгорание обшивки дома в районе Шулявка, Киев, 30 мая 2013

Экономпредложение

Несмотря на отсутствие официального заключения, собственники квартир уверены, что здание не загорелось бы, как свеча, если бы не дешёвая пожароопасная обшивка, которая делает высотку опасной для жизни. «Когда мы покупали квартиру, нам дали сертификат качества, согласно которому дом соответствует всем нормам. В процессе строительства вместо минеральной ваты в обшивке оказался пенопласт, потому и горит всё так быстро», — рассказывает жилец дома Владимир.

Использовать пенопласт в вентилируемых фасадах можно, но при некоторых условиях, считает специалист по стройматериалам Виктор Долголаптев. «Вокруг каждого проёма должен быть противопожарный пояс из минеральной ваты, — объясняет эксперт. — Плюс через каждые три этажа слой такой ваты должен идти по всему периметру здания». Судя по скорости, с которой пламя поднималось по фасаду высотки, эти нормы были нарушены.

Чтобы сделать дом безопасным, нужно полностью снимать и переделывать обшивку, считает главный архитектор ООО «Бюро инвестиционных проектов — проектный менеджмент» Татьяна Григорова. «Если бы была штукатурка, то пенопласт бы не воспламенился. А в данном случае применили вентилируемый пенопласт и композитную панель. Застройщики просто решили сэкономить», — говорит Григорова. Сегодня квадратный метр в комплексе «Місце мрії» стоит около $2 тысяч — выше, чем в среднем по Соломенскому району столицы, где расположен этот дом.

Кто виноват

Надежд на то, что фирма-застройщик решит проблему, не много. Сегодня неизвестно, кому предъявлять претензии. Как рассказывают жильцы «Місця мрії», застройщик исчез. Но даже если он и найдётся, не факт, что суд сможет обязать его выплатить компенсации. По словам адвоката Ярослава Бабича, теперь все части дома, кроме квартир, находятся в общей собственности жильцов. «И именно жильцы обязаны содержать имущество, — объясняет юрист. — Вряд ли застройщики будут брать на себя дополнительные затраты».

После предыдущего пожара — в июне 2012 года — так и произошло: ремонтировать сгоревшие окна и обшивку дома хозяевам квартир пришлось за свой счёт. «Три раза подавали заявление в прокуратуру, милицию. Везде отписки, мол, в доме всё нормально», — жалуется Владимир.

Уголовное дело по факту недавнего пожара всё же возбуждено. «И если вина человека, скажем, бросившего окурок, будет доказана, то он станет отдавать деньги жильцам. А если такого не найдут, пиши пропало», — говорит Ярослав Бабич. Тем не менее замглавы Киевской горадминистрации Анатолий Голубченко всё же считает, что жильцы «Місця мрії» должны отстаивать свои права перед застройщиком в суде. Кроме того, столичные власти обещают проверить все дома, построенные в Киеве за последние 10–15 лет.

Без контроля

Правила строительства, в том числе и противопожарные нормы, за которыми следят инспекторы Государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК), были кардинально изменены в марте 2011 года, когда вступил в силу закон о регулировании градостроительной деятельности. Документ существенно упростил застройщикам процедуру согласования с ГАСК.

Если ранее обязательной государственной экспертизе подлежали все проекты, то с 2011-го индивидуальные и многоквартирные жилые дома высотностью до девяти этажей контролируются по декларативному принципу. «Застройщик приходит в инспекцию, заполняет декларацию, в которой заявляет, что у него есть вся разрешительная документация на строительство и что объект уже готов для сдачи в эксплуатацию. Если инспекцию удовлетворяет полнота данных, мы такую декларацию регистрируем», — пояснила Фокусу пресс-секретарь ГАСК Ирина Ярмолюк.

В течение трёх месяцев после регистрации инспектор ГАСК может проверить здание. Однако законодательство не требует обязательных проверок домов невысокой этажности. Кроме того, в категорию зданий, проверяемых по упрощённой процедуре, может попасть и дом выше девяти этажей, если застройщик докажет, что в нём постоянно живут не более 300 человек. Жильцам высоток теперь приходится полагаться только на порядочность застройщика.

«Часто выявить нарушения помогают жильцы, — говорит Ярмолюк. — Мы им за это благодарны». По её словам, именно в этом случае ГАСК может проверить наличие проектной документации и соответствие ей построенного здания.

Найти крайнего

Год спустя после упрощения правил было ужесточено наказание за нарушение строительных норм. В январе 2012 года вступили в силу законодательные изменения в сфере градостроительной деятельности, которыми определена персональная ответственность заказчика, проектировщика и подрядчика строительства.

Так, за качество стройматериалов персональную ответственность несёт представитель компании-заказчика, курирующий технический надзор. «Несмотря на то, что такой специалист отвечает своим имуществом, часто он не выполняет свои обязанности добросовестно», — рассказал источник в киевской строительной компании. По словам собеседника Фокуса, это связано с давлением со стороны заказчика строительства, заинтересованного в применении дешёвых материалов.

Это же касается и горючих утеплителей: государственные строительные нормы запрещают использовать их в зданиях выше девяти этажей, но, по данным сотрудника строительной фирмы, часто применяется именно такая тепловая изоляция. И даже в случае пожара собственники компании-застройщика ничем не рискуют, крайним, скорее всего, окажется ответственный за технадзор. Как объяснил собеседник Фокуса, такие компании часто принадлежат офшорным фирмам, найти истинного собственника которых практически невозможно.

Авторs: Евгения Вецько, Виталий Атанасов, Фокус

You may also like...