Случайность и психологический прием раскрыли «оборотня из Ганновера»
Сначала он ни в чем не хотел признаваться. Но позднее следствию удалось получить признательные показания у немецкого «оборотня». На суде речь шла о 24 доказанных смертях, в которых повинен ганноверский маньяк. За каждую он получил по смертной казни. То есть по сути был 24 раза приговорен к расстрелу.
После того, как вы узнаете все подробности зловещих преступлений, вы поймете, почему в городе долго не могли заметить, что рядом орудует зловещий маньяк, который сначала насиловал свои жертвы, а затем перекусывал им горло.
Идя на казнь, Франц Харман (на фото – в центре)не просто не раскаялся в содеянном, а радовался тому, что совершил. Он считал, что таким образом оставил память о себе
Трупы жертв серийного убийцы нашли случайно. Во время рыбалки
В мае 1924 года дети пришли на рыбалку на реку Лайне и неожиданно выловили человеческий череп. Но это оказалось лишь началом: полиция прочесала реку сантиметр за сантиметром, обнаружив еще 500 фрагментов человеческих тел, которые принадлежали как минимум 22 жертвам. И стало ясно, что в Ганновере орудует один из самых жестоких маньяков в истории человечества! До этой ужасной находки о его существовании даже никто не подозревал.
Поймали маньяка тоже случайно — благодаря одежде, которая была когда-то на жертве
На развалах в Германии продавали все – от продуктов питания до мебели. Один скромный на вид мужчина торговал одеждой. Когда молодой человек купил себе что-то, стоящая неподалеку женщина увидела, что предмет одежды когда-то принадлежал ее сыну. Женщина обратилась в полицию, и ей пришлось арестовать продавца одежды. Им и оказался Фриц Харман, квалифицированный слесарь и по совместительству мелкий воришка, родившийся 25 октября 1879 года в Ганновере.
Первая причина, по которой долго не могли обнаружить сам факт существования маньяка – последствия Первой мировой войны
В недавно закочнившейся в Европе Первой мировой войне Германия потерпела сокрушительное поражение. Страна лежала в руинах, старые ценности были низвергнуты, общество скатилось в кризис. Естественно, что в результате европейской бойни Германия наводнилась бездомными, бедняками, беженцами, да и просто проходимцами, судьба которых никого не интересовала.
Многие из таких «асоциальных элементов» наводнили и Ганновер, прежде всего район городского вокзала. Здесь Фриц Харман и вербовал будущих жертв. Конечно же, судьбой этих людей никто не интересовался. Поднимать тревогу было некому.
Вторая причина, почему маньяка не могли поймать: он «помогал» полиции
Если верить полицейским документам, Харман уже с 1918 года активно помогает полиции в поимке воров, барыг и фальшивомонетчиков в районе квартала красных фонарей. Иначе говоря, Харман был негласным информатором полиции. То, что она активно использовала услуги информаторов, не было секретом.
В полицейской среде Харман постепенно завоевал доверие, которое беззастенчиво использовал в личных целях, по собственному желанию предупреждая некоторых из своих приятелей о планируемых облавах, а некоторых сдавая прямиком в лапы полиции.
Как выяснилось позже (и это отмечено в документах дела), полиция прекрасно знала об этом, равно как и о том, что Харман был гомосексуалистом (надо сказать, нетрадиционная ориентация в тогдашней Германии законодательно преследовалась), однако закрывала глаза на происходящее. Такой подход был распространен в то (да и не только то) время: информаторам и просто «полезным людям» прощались некоторые «слабости».
Хорошие отношения с полицией помогали Харману несколько раз заметать следы преступлений перед обыском в своей квартире: несомненно, кто-то предупреждал его о незванных гостях.
Почему Харман легко находил жертвы? Схема действий: крыша над головой, еда, секс и убийство
Вооружившись полицейским удостоверением, Харман рыскал по залу ожидания Ганноверского вокзала, где знакомился с потенциальными жертвами. Он предлагал бродягам еду, работу и крышу над головой.
Детали того, что делал Харман со своими «куколками» (так на полицейском жаргоне называли гомосексуалистов) никого не интересовали. Подробности стали известны лишь после ареста маньяка. В обмен на кров и еду Харман требовал от своих новых знакомых сексуальных услуг. После получения желаемого маньяк убивал своих жертв, прокусывая им горло (отсюда прозвище «оборотень из Ганновера»). После этого он разрубал труп на куски и отделял мясо от костей. Последние Харман выкидывал в реку Лайне.
Что убийца делал с мясом, следователи так и не выяснили точно, однако в деле «оборотня из Ганновера» сообщается, что в течение нескольких лет он снабжал свежим мясом ближайший трактир. Никто не задавался вопросом, откуда Харман брал это мясо.
Кроме того, Харман, как уже говорилось выше, довольно бойко приторговывал одеждой своих жертв, что его и подвело.
Полиция не была заинтересована в беспристрастном следствии
Из материалов дела (смотрите их здесь) следует, что полиция не была заинтересована в абсолютно беспристрастном суде над маньяком. Во-первых, потому, что Харман был ее негласным информатором.
Во-вторых, сыщики хотели скрыть следы побоев и пыток на теле подсудимого (в тогдашней Германии пытки были запрещены законом).
В-третьих, сильно негодовала общественность, которая, как только о преступлениях стало известно, считала, что полиция ничего не сделала, чтобы защитить ганноверцев от маньяка. Поэтому следователи скорее заботились о скорости следствия, чем о том, чтобы все сделать законно, оформив все необходимые документы.
Харман не собирался признаваться, но расколоть его помог один прием следователей
В июне 1924 года полиция начала допрашивать Фрица Хармана. Ему предъявляли неоспоримые доказательства вины, давали читать показания свидетелей, но все безрезультатно: убийца молчал.
Полицейские применили необычную крайнюю меру: пошли на крайние меры: в камере крайне суеверного Хармана поставили четыре человеческих черепа (это были черепа его жертв) и зажгли внутри них свечи. Такое психологическое давление дало результаты: нервы заключенного не выдержали. «Оборотень из Ганновера» стал давать признательные показания. Об этом писал в своих мемуарах тогдашний шеф полиции.
Судебный процесс стал сенсацией
Судебный процесс над «оборотнем из Ганновера» начался 4 декабря 1924 года. Он стал одним из самых больших скандалов Веймарской республики. Зеваки буквально дрались за право попасть в зал, где проходило заседание. Он вмещал всего-навсего 80 человек. Газеты смаковали подробности расследования, соревнуясь друг с другом в описании зверств, совершенных Харманом.
Даже серьезные наблюдатели, среди которых был известный философ и публицист Теодор Лессинг, выпустивший книгу (она доступна здесь) о процессе над маньяком, поддались общей истерии и проявили неподдельный интерес к ходу судебных заседаний.
Приговор: смертная казнь за каждое убийство
Гособвинению удалось доказать 24 убийства, совершенных Харманом. 19 декабря 1924 года, после окончания двухнедельного процесса, обвиняемый был приговорен к смерти, причем по одному разу за каждое убийство. Надо сказать, мало кто сомневался, что на совести «оборотня из Ганновера» было куда больше жертв, однако обвинению не удалось убедить в этом суд. Сам Харман сообщил во время заседания, что не помнит точное число убитых им юношей.
15 апреля 1925 приговоренный был казнен на гильотине, специально установленной для этого во дворе окружного суда города Ганновер.
Маньяк не раскаялся и хотел славы
В ожидании казни Харман не раскаялся в содеянном. Напротив, он сообщил надзирателям, что если бы не совершил своих преступлений, мало бы кто помнил о том, что он существовал на свете. Теперь же, по словам Хармана, его «будут помнить и Америка, и Китай, и Япония, и даже Турция».
«Оборотень из Ганновера» решил, что о нем должен быть написан роман и снят фильм. «Также неплохо бы было увековечить меня в камне, — считал он, — чтобы даже через тысячу лет люди могли взглянуть на меня и вспомнить о том, что произошло».
По иронии судьбы, все пожелания маньяка были исполнены.
Харман получил посмертную популярность
Скандальная слава Фрица Хармана пережила его самого. Сегодня немецкие дети знают стишки и песенку об убийце Хармане (условный аналог русской страшилки «Идет коза рогатая»), написанные сразу после завершения судебного процесса. В задорном, а местами просто разудалом кунстштюке поется о том, что «Фриц придет и за тобой» (послушать песню можно здесь). При этом в композиции точно описывается обстановка комнаты, где жил Харман до ареста, а также способ, которым он расправлялся со своими жертвами.
В киноискусстве «оборотень из Ганновера» тоже оставил след: в 1995 году вышел фильм «Der Totmacher» («Убийца») (смотрите здесь) с Гетцем Георгом в главной роли, который имел большой успех у немецкоязычной публики.
Австрийский скульптор Альфред Хрдлика создал бронзовую статую Хармана (фото статуи здесь), где тот представлен обнаженным и пожирающим внутренности одной из своих жертв. Получается, что все предсмертные пожелания маньяка были удовлетворены.
Для потомков сохранена и в прямом смысле частичка самого Хармана: после его казни на гильотине отсеченную голову сохранили, заспиртовали и отдали в Анатомический институт университета города Геттинген (единственную публично доступную фотографию «экспоната» можно посмотреть здесь). В комнату, где хранится голова, посетители не допускаются, несмотря на то, что интерес к личности одного из самых безжалостных маньяков в истории по-прежнему не ослабевает.
Автор: Александр Московкин, pravo.ru
Tweet