Юридическая сила видеорегистраторов: пригодится ли запись в ГАИ или суде?

Популярность видеорегистраторов растет по экспоненте, все больше водителей старается подстраховаться на случай спорной ситуации на дороге записью обстоятельств происшествия. Некоторые ДТП уже можно рассматривать с нескольких ракурсов, настолько много на дорогах стало камер. Но примет ли ГАИ, а тем более суд, такую запись к рассмотрению и что нужно сделать для того, чтобы запись видеорегистратора стала доказательством в суде?

 Во многих случаях видеорегистраторы защищают водителей от необоснованного привлечения к ответственности после ДТП, безосновательного обвинения, мошенничества на дороге. Случаев, когда только запись регистратора помогла установить истинные обстоятельства происшествия много, ведь далеко не всегда все участники ДТП рассказывают правду и готовы взять на себя ответственность. Как свидетельствует практика, расходы на приобретение видеорегистратора с лихвой будут компенсированы в случае попадания в неприятную ситуацию на дороге.
 
Установив автомобильный видеорегистратор, водитель пытается гарантировать себе безопасность. Конечно, от неприятных ситуаций само наличие прибора не страхует. Но, если случится какая-то авария, то его записи помогут разобраться в ДТП и установить  настоящего виновника. Но что говорит на этот счет буква закона и как применяются видеозаписи с регистраторов на практике?
 
Все водители в нашей стране, как правило, «ходят» под статьями Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) и, в редких случаях при ДТП с пострадавшими, получившими травмы средней тяжести и выше, уже под статьями Криминально-процессуального кодекса (КПК).
 
Согласно действующей статье 65 КПК, доказательствами в уголовном деле являются лишь данные, установленные показаниями свидетеля или потерпевшего, выводом эксперта, протоколами следователей, результатами оперативно-розыскных мероприятий, вещественными доказательствами и другими документами (среди которых видеофиксация не упоминается). В то же время в статье 251 КоАП к перечню доказательств также относятся показания «технических приборов и технических средств, которые имеют функции фото- и киносъемки, видеозаписи или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, которые используются при надзоре за выполнением правил, норм и стандартов, которые касаются обеспечения безопасности дорожного движения». То есть и сюда видеорегистраторы не попадают.
 
Но если руководствоваться Кодексом административного судопроизводства Украины (ст. 80 КАСУ), то "вещественными доказательствами являются также магнитные, электронные и другие носители информации, которые содержат аудиовизуальную информацию об обстоятельствах, которые имеют значение для дела". И согласно этой статье судья действительно может принять во внимание запись с видеорегистратора. Но «может» не значит «обязан». И КПК (ст. 67), и КУоАП (ст. 252) отмечают: должностные лица оценивают доказательства «по своим внутренним убеждениям», а потому никакие доказательства для суда, прокурора или следователя «не имеют заранее установленной силы».
 
Следовательно, возникает достаточно интересный парадокс: с одной стороны в нашем правовом поле нет оснований для запрещения видеонаблюдений (видеозаписей), с другой — украинская Фемида не имеет четкой судебной практики относительно использования видеорегистраторов. В конечном итоге, использование негласных средств получения информации еще нуждается в законодательном совершенствовании в стенах Верховной Рады. А на данном этапе, как пояснил нам об судья Апеляционного суда Донецкой области Владимир Стратило, нужно руководствоваться лишь  вышеупомянутыми законами, вникать в их тонкости и подходить к делу комплексно.
О том, что в машине есть регистратор заявите инспектору сразу, а затем настаивайте на приобщении записи к протоколу о ДТП.
Наиболее важно, чтобы запись получила силу настоящего доказательства при решении административного, гражданского либо уголовного дела. Для этого  необходимо выполнить ряд действий. При дорожно-транспортном происшествии о наличии в автомобиле видеорегистратора желательно заявить сразу, иначе позднее даже самую убедительную запись тяжело будет привязать к делу. В суде данные регистратора должны обязательно иметь юридический статус и к рассмотрению будут приняты лишь при условии, что они подлинные, имеют непосредственное отношение к делу и получены законным путем. Речь идет о том, что факт наличия записи видеорегистратора в обязательном порядке должен быть занесен в протокол, причем в присутствии понятых. В суде это будет означать, что владелец не мог изменить либо переделать видеозапись. Если же такое доказательство «всплывает» позднее, то доверия оно вызывает меньше.
Следите за временем и датой на регистраторе, судья может не принять к рассмотрению запись, на которой «вшита» неправильная дата.
Перво-наперво нужно следить за тем, чтобы дата и время записи полностью совпадало с реальным, поэтому всегда нужно следить за правильной установкой часов в автомобильном гаджете. Судье может показаться странным, что на регистраторе 2010 год и он уже не будет слушать объяснения о сбивающейся дате и времени.
 
Необходимо, чтобы инспектор внес в протокол данные марки, модели, серийного номера устройства, а также способ его установки и ориентацию камер, тип носителя (SD-карта) и его характерные особенности (наличие царапин, меток и т.п.) Перед тем как отдать сотруднику ГАИ флеш-карту, ее лучше запечатать с специальный пакет либо конверт. По возможности лучше на месте сделать копию записи.
 
А вот если госавтоинспектор отказывается зафиксировать в протоколе  наличие ведиорегистратора, тогда там же изложите свои объяснения. И перед тем, как подписать бумагу, зафиксируйте в ней отказ сотрудника ГАИ приобщить к протоколу видеозапись и свое несогласие с этим. Отказываться подписывать протокол бессмысленно, так как без подписи виновника либо потерпевшего документ не потеряет свою юридическую силу (ст.265 КУоАП).
 
Свидетели, в отличие от других участников дорожно-транспортного происшествия, не могут подавать ходатайства либо представлять улики.  Согласно ст.272 КУоАП они имеют лишь право «дать правдивые показания, сообщить все, что им известно по делу, и ответить на поставленные вопросы». Однако они могут предоставить запись потерпевшему либо обвиняемому, который уже подаст ходатайство о ее приобщении к судебному разбирательству.
Возьмите с собой в суд ноутбук или планшет, на котором можно будет показать запись судье.
Во время судебного процесса надо быть готовым дать объяснения, которые касаются работы видеорегистратора, а также предоставить суду устройства для воспроизведения записи (ноутбук, планшет и т.п.).
 
Если же возникают сомнения по поводу сохранности записи, то в момент непосредственного оформления ДТП записанную информацию можно не предоставлять (согласно ст. 265 КоАП разрешается изымать лишь те вещи и документы, которые стали непосредственным объектом или орудием правонарушения). Видеозапись  можно отправить в судебную инстанцию заказным письмом, от чего она не потеряет свою легитимность (экспертиза на подлинность будет назначена в любом случае). Однако в  Госавтоинспекции нам пояснили, что данные процедуры желательно проделывать сразу на месте ДТП и при непосредственном участии инспектора. По словам одного из сотрудников  ГАИ Артемовского УМВД Украины в Донецкой области, пожелавшего остаться неназванным, в последнее время практикуется регистрация (постановка на баланс) автомобильных видеорегистраторов в отделениях ГАИ, что является делом добровольным. Однако в таком случае шанс на выигрыш судебного дела только увеличивается.
Требуйте у продавца украинский сертификат соответствия на покупаемый видеорегистратор. Отсутствие сертификата также может стать поводом для отклонения записи как доказательства.
В конечном счете следует помнить, что служитель Фемиды перед тем как признать видеозапись существенным доказательством и принять ее во внимание, должен ответить для себя на два поставленных вопроса: о чем свидетельствует видеозапись и как она получена. Если с этим у него не возникнет проблем, то и запись к делу будет приобщена. В то же время если судья будет категорически настроен не принимать видеозапись во внимание, то и заставить его это сделать нельзя.
 
Общие рекомендации
  • При покупке автомобильного видеорегистратора необходимо обратить внимание не только на наличие названия устройства и модели, но и  серийного номера. В противном случае невозможно будет внести в протокол необходимые данные и «привязать» устройство и видеозапись  к месту событий. Позднее видеорегистратор могут потребовать для проведения судебной экспертизы соответствия предоставленной записи и устройства. В такой ситуации видеорегистратор без внешних данных, не будет идентифицирован как устройство записи с места аварии, а соответственно может быть  исключен из доказательной базы.
  • Приобретая видеорегистратор, рекомендуется обратить внимание на сертификацию устройства в данной стране. С одной стороны она не обязательна, с другой — во время судебного процесса могут потребовать сертификат соответствия на конкретную модель устройства. При этом важно знать, что сертификационные документы предприятия-изготовителя (к примеру, CE либо FCC) не имеют юридической силы в Украине, необходима локальная сертификация соответствия УкрСепро. Поэтому экономия на покупке через интернет на многочисленных китайских сайтах и форумах может в суде вылезти боком.
  • Отдельно следует отметить, что качество видеосъемки должно быть достаточно четким, чтобы вполне были видны номерные знаки, а также марки и модели транспортных средств, поэтому, опять же, не стоит сильно экономить на покупке видеорегистратора, если цель этой покупки не только пополнить нашу поучительную подборку ДТП очередным видео.
  • В машине стоит иметь ноутбук или планшет, на который в случае ДТП можно скопировать запись регистратора, а карту памяти приобщить к протоколу.

Автор: Виталий Сазонов, Autoua

 

You may also like...