Стрельба по BMW в Киеве: разбор «полета»
Украинское общество до сих пор шокировано трагическими событиями в Киеве, случившимися в ночь на 7 февраля. Как помните, тогда четверо парней на люксовом седане BMW устроили безумные гонки с полицией, подвергая окружающих смертельному риску. Двухтонный болид не смогли остановить ни 20 патрульных экипажей, ни пули полицейских, пока пьяный водитель, наконец, не потерял управление и не слетел с дороги.
В результате происшествия от пуль правоохранителей погиб 17-летний Михаил Медведев из Боярки, который не был за рулем. Также тяжелые потери понесла репутация патрульной полиции.
В соцсетях народ разделился на три условные группы. Самая большая – это те, кто одобряют жестокие действия полиции. Много и тех, кто обвинил правоохранителей в непрофессионализме и осудил убийство невинного несовершеннолетнего. Есть также немало одобряющих «прессование мажоров», одновременно выступающих против полицейского произвола. Как правило, большинство представителей всех трех групп, формируя собственное мнение, не только не пытались собрать максимум информации о происшествии, но и руководствовались мифами, которыми быстро обросла эта история. Специально для сайта ТЕКСТЫ руководитель проекта CRiME Андрей Лаврик сделал «разбор полетов»
Смертельный маршрут
Рассмотрим здесь два вопроса: почему автомобиль сорок минут носился по ночному городу, и могли ли полицейские бескровно заблокировать BMW до его роковой остановки на улице Заболотного, где во время стрельбы погиб подросток-пассажир?
Ответ дает маршрут беглецов и средняя скорость (120 км/ч) их машины.
Если скорость уже известна, то маршрут легко определить из открытых источников. Например, сообщество «Авто Киев» вело подробную on-line трансляцию в Twitter. Также мы дополним маршрут с других сообщений в соцсетях, а также из официальных заявлений.
Итак, нам известно, что погоня за парнями началась на улице Борщаговской, которая представляет собой довольно протяженный путепровод с более-менее хорошим покрытием. Затем BMW резко свернул на Воздухофлотский проспект, ведущий к Большой кольцевой дороге в район агломерации Боярка-Вишневое. Направление, как мне кажется, неслучайно, ведь все четверо парней – оттуда.
Однако водитель неожиданно делает разворот и, минуя Южный железнодорожный вокзал, направляется в центр Киева. Он добирается до бульвара Тараса Шевченко, по встречной полосе которого выходит на проспект Победы и на бешеной скорости мчится по направлению к окраине столицы. В районе станции метро «Житомирская» водитель поворачивает на Большую кольцевую. Достигнув съезда на улицу Киевскую, которая ведет их на «территорию комфорта», парни не сворачивают, а мчатся дальше, выходят на улицу Заболотного и на повороте на улицу Ивана Сирко вдруг останавливаются.
(Приблизительный маршрут беглецов)
По словам начальника Главного управления полиции Киева Юрия Зозули, там машину нарушителей «развернуло». Был ли этот маневр рассчитан водителем, или нет – сейчас мы не знаем. Однако удивляет то, что он не воспользовался возможностью сразу двинуться дальше, а ждал некоторое время, пока патрульные доберутся до места и выйдут из своих «Приусов».
И только тогда BMW сорвался с места, сбив одного «копа» и едва не переехав другого. После чего вернулся на Заболотного и разогнался в сторону Киева. И мы уже знаем, что вскоре в районе ТРЦ «Магелан» водитель не справился с управлением и вылетел на обочину. Гонка закончилась.
И мы возвращаемся к вопросу: могли ли полицейские остановить нарушителей до этого? На самом деле, маловероятно. Поясню почему.
Во-первых, как нам известно, средняя скорость погони составляла 120 км/ч. Таранить на такой скорости или «подрезать» двухтонное авто – очевидное самоубийство, не говоря уже о смертельном риске для других участников движения.
Во-вторых, полиция не имела времени и ресурсов устроить засаду на нарушителей в самом городе. Злоумышленники преодолевали примерно два километра за минуту и в любой момент могли изменить маршрут. Упрек о том, что даже два десятка экипажей не смогли справиться с одним водителем, выглядит несерьезным. Поскольку одновременно 20 полицейских авто, конечно же, не гонялись кавалькадой за бешеным BMW – кто-то непосредственно преследовал, кто-то потом его подменял, остальные пытались другими путями выйти наперехват.
То есть, правоохранители тут делали то, что и должны: преследовали автомобиль злоумышленников, выгоняли его на загородные дороги, где у нарушителей меньше шансов для маневра, а в «копов» больше возможностей для блокировки и развязаны руки относительно применения оружия.
А теперь посмотрим на действия Ростислава Храпачевского, 24-летнего водителя BMW. Следует отдать ему должное – большинству его предшественников-беглецов в Киеве не удалось преодолеть столь длинный маршрут; обычно они сходили с более коротких дистанций – на больничную койку или в морг. А здесь мы видим не только мастерство в управлении авто, но и неплохую тактику.
Увидев за собой преследование, он не искал счастья на малых улицах, а выбирал прямые широкие магистрали, где мощный двигатель немецкого седана, как раз и рассчитанного на быстрые автомагистрали, получил серьезное преимущество над полицейскими «Приусами». Он имел все шансы оторваться от патрульных на достаточное расстояние за городом, чтобы потом исчезнуть на второстепенных дорогах. Но даже не попытался это сделать. Более того: на самой окраине Киева резко развернулся и попытался прорваться обратно в город. Странно, не так ли?
77 пуль и тайны следствия
Много нареканий у сторонних наблюдателей вызывает применение оружия полицейскими. Пусть и после полуночи, но все же в городе (в соцсетях гневаются из-за того, что во время погони было выпущено 77 пуль, а в BMW попало только 14). Но прежде всего многих возмущает тот факт, что «копы» застрелили пассажира через лобовое стекло, в то время, когда, как утверждают официальные представители НПУ, правоохранители стреляли только по колесам.
Как известно, во время трагических событий полицейские впервые открыли огонь, когда нарушители выехали на Большую кольцевую дорогу. Это был огонь на предупреждение. В том месте после полуночи вряд ли бывают прохожие, а ближайшие жилые дома, если посмотрите на карте, находятся на достаточном удалении. Также из официальных источников известно, что патрульные стреляли и на самой Большой кольцевой, пытаясь пробить колеса BMW. Здесь тоже выстрелы вряд ли кому угрожали (кроме нарушителей, конечно). В очередной раз «копы» открыли огонь на улице Заболотного, которая в такое время суток почти безлюдна, а в жилые дома тоже удалены. Я могу это утверждать, поскольку знаком со всеми локациями, более того – живу рядом с местом кровавой развязки.
Что касается того, что полицейские якобы выпустили во время погони 77 пуль. Цифра выглядит мистической, но вовсе не фантастической. Обойма самозарядного пистолета «Форт-17», которыми вооружены столичные патрульные, вмещает 15 патронов, и, согласно ТТХ, темп стрельбы из этого оружия с учетом быстрой замены магазина составляет 40 выстрелов в минуту. 77 пуль – это 5,13 обоймы «Форт-17». Если предположить, что полицейские израсходовали при предупредительной стрельбе одну обойму, две во время попыток остановки на Большой кольцевой и еще чуть более двух на Заболотного, то цифра представляется вполне реальной. Но откуда она взялась?
Первым ее озвучил народный депутат от «Радикальной партии» Игорь Мосийчук в эфире телеканала «112». Крайне «надежный» источник, учитывая личность этого народного избранника.
Другая «зрада», которая сейчас гуляет в информационном пространстве, заключается в том, что полицейские солгали обществу, заявив, что пассажиры BMW якобы отстреливались. Миф о вооруженных «мажорах», которые якобы стреляли по «копах», на самом деле очень легко отслеживается. Он идет от очевидцев событий на улице Заболотного, которые, услышав выстрелы, решили, что стреляли именно беглецы (см. верхнее видео). Но, ни полицейские, ни журналисты и общественные активисты, которые отслеживали те события в режиме реального времени, никогда не публиковали версию о перестрелке. Более того, этот миф тиражируют именно те, кто обвиняет полицию в распространении дезинформации.
Теперь перейдем к самому трагичному. Примечательно, что правоохранители официально не комментируют, при каких обстоятельствах погиб несовершеннолетний пассажир BMW. Подозрительно выглядит и то, что полицейские спикеры нигде не говорят о том, что «копы» открыли огонь на поражение водителя и пассажиров авто. А пользователи соцсетей указывают на фото, которое красноречиво свидетельствует, что патрульные стреляли не только по колесам.
Очевидный факт: погибший Михаил Медведев получил огнестрельное ранение в грудь через лобовое стекло.
Что же произошло?
По словам тех, кто был в BMW, они остановились в районе пересечения улиц Заболотного и Ивана Сирко, чтобы наконец сдаться. Но, как говорит Ростислав Храпачевский, водитель, полицейские вместо того, чтобы их задерживать, выхватили оружие и открыли огонь на поражение. Поэтому хлопцы решили бежать (см. видео ниже).
«Они хотели нас не задержать, а расстрелять!» – утверждает Ростислав.
Но почему не расстреляли, а, как видно на видео задержания гонщиков (см. выше), охраняли от очевидцев, которые готовы были линчевать «гонщиков»?
То, что полиция молчит относительно определенных обстоятельств инцидента, многое недоговаривает – вызывает множество слухов и подозрений относительно случившегося. И их усугубляет тот факт, что НПУ так и не обнародовала видео с регистраторов экипажей и нагрудных камер патрульных, которые принимали участие в развязке драмы. Правда, последнее можно объяснить тем, что видео сейчас является вещественным доказательством по уголовному делу, и теперь находится в юрисдикции прокуратуры.
Согласно официальной версии, озвученной руководителем полиции Киева, нам известно, что BMW развернулся и остановился фактически на улице Сирко, где патрульные (а их было не менее двух экипажей), пытались заблокировать авто нарушителей своими машинами, и потребовали, чтобы молодчики заглушили мотор и вышли. «После чего автомобиль снова начал движение [назад], сбив одного патрульного, – рассказал Юрий Зозуля. – Сначала двигался задом, затем [передом] поехал на еще одного патрульного. Он [патрульный] успел отскочить в последний момент перед столкновением. Продолжилось преследование».
Зозуля ничего не говорит о стрельбе на улице Сирко, но очевидно, что полицейские открыли огонь на поражение именно во время этого эпизода. И пули, попавшие в капот и лобовое стекло BMW, скорее всего, вышли из ствола «копа», на которого пытались наехать передом. Возможно, экипаж, продолживший преследование, вел огонь уже сзади, что заставило Ростислава Храпачевского инстинктивно пригнуться и, как результат, потерять управление и выехать на обочину.
Впрочем, отмечу, что это лишь предположение, которое, конечно же, не претендует на истину в последней инстанции. Но, так или иначе, лично я не верю в версию хлопцев из BMW о кровожадных «копах». А молчание со стороны полицейского начальства я склонен связывать с правовой коллизией. С одной стороны, патрульные защищались, однако смерть 17-летнего пассажира, который, возможно, и одобрял действия водителя, своего друга, де-юре оправдать будет сложно.
Беспечный ездок
На момент трагедии, на сколько известно, Ростислав Храпачевский был безработным. Ранее подрабатывал то грузчиком, то официантом. Родители – далеко не миллионеры. Откуда же у него престижный седан, который даже с немаленьким пробегом стоит внушительную сумму?
– Взял покататься у друга, – утверждает Храпачевский.
– Наверное, завел «правильные» знакомства, – говорят его знакомые.
Среди моих друзей на Facebook оказалась давняя знакомая Ростислава Храпачевского, которая хорошо знала его в старших классах школы (имя не называю, потому что не имею ее согласия). Она вспоминает его странным веселым юношей, который любил шокировать знакомых. Например, он мог публично высморкаться в бумажный платок, а потом его на глазах у окружающих съесть. Однажды он подарил знакомой девушке на день рождения грязный кирпич. На сколько я могу судить, он часто грубо оскорблял сверстников, но его быстро прощали благодаря его располагающей харизме и добродушному нраву.
Бессердечность и привлекательная харизма, слившиеся в одном человеке, а также беспечное отношение к последствиям своих действий может свидетельствовать о социопатии субъекта.
В интервью тележурналистам, которое он дал вскоре после трагедии, Ростислав признается: да, сел за руль в нетрезвом состоянии, боялся, что «копы» отберут машину, поэтому и убегал. Посмотрите: он признает вину, но не выглядит виноватым.
Он не сожалеет, что, кроме его несовершеннолетнего друга, в ту ночь мог погибнуть еще кто-то. У него виноваты лишь полицейские.
Интересная деталь. Никто из попутчиков Храпачевского на видео и словом не обмолвился, что погибший Медведев или кто-то из них пытался остановить устроенные Ростиславом смертельные гонки. То есть, все трое де-факто были соучастниками преступления.
Ростислав не объясняет, почему решил якобы сдаться лишь после 40 минут преследования. Его попутчики тоже. Похоже, что сдача в руки закона не входила в планы «неистового квартета», пока им не помешали полицейские пули и смерть. После изучения доступной информации, лично у меня возникло жуткое предположение, что ребята специально остановились на улице Серко и ждали, пока патрульные выйдут из своих авто.
Автор: Андрей Лаврик, ТЕКСТЫ
Tweet