Дело маньяка Элвиса и тайны гибели Валерии Новодворской с Оболони
Одним из самых громких расследований, которые довел до суда Руслан Сушко, было, несомненно, дело "боярского маньяка", похожего, по словам одной из выживших жертв, на знаменитого певца Элвиса Пресли. Позже насильником и убийцей, которого СМИ так и прозвали Элвисом (а следствие называло Шатуном), оказался столяр из Боярки Юрий Кузьменко.
Полковник милиции запаса Руслан Сушко — еще недавно один из опытнейших следователей-важняков Главного следственного управления МВД Украины, гроза маньяков и жестоких убийц. Как рассказал он газете «Сегодня», уволился накануне прекращения существования милиции, прослужив более 25 лет. Именно об отсутствии таких, как он, высоких профессионалов с сожалением говорит ныне генпрокурор Юрий Луценко, отмечая необычайно высокий рост преступности и необходимость вернуть опытных сыщиков и следователей в правоохранительную систему.
Следователем Руслан Сушко стал, уже будучи капитаном милиции, прослужив несколько лет в подразделении Госслужбы охраны. Имел к тому времени высшее юридическое университетское образование, а за время службы окончил еще и радиотехнический факультет КПИ. Начинал работу следователем в Минском (ныне Оболонском) райуправлении милиции Киева с простых бытовых дел, но вскоре его заметили и стали поручать дела о нанесении тяжких телесных повреждений, повлекших смерть.
Кстати, по мнению специалистов, это такая замаскированная юридически уловка, благодаря которой количество убийств якобы меньше. Умер человек от побоев, ножа или удавки через 20 минут после события — уже не убийство. Статистика и наказание другие… К тому же тогда тяжкие телесные расследовала милиция, а убийства — прокуратура. Одним из первых громких дел, которое успешно расследовал Руслан Сушко, было раскрытие тайны гибели… Валерии Новодворской!
— Разумеется, это была не та известная российская правозащитница, тут просто совпадение имени и фамилии, — вспоминает Сушко.
— Речь идет о киевлянке Валерии Новодворской, которая жила на Минском массиве и работала ревизором КРУ. В самом начале 2000-х, в мае, она проводила проверку работы подразделения Минобороны, занимавшегося строительством и распределением жилья. В последний день проверки она пришла вечером домой в странном виде и состоянии, без жакета, обуви и сумки, сказала близким, что плохо себя чувствует, легла на диван и… через 20 минут уже была мертва. Разумеется, домашние вызвали скорую, та констатировала смерть, сообщили в милицию и тело отправили на экспертизу. Вскрытие показало, что у покойной разорваны многие внутренние органы, то есть женщина где-то получила травмы, несовместимые с жизнью. Было возбуждено уголовное дело, расследовать поручили мне…
НЕЗНАКОМЕЦ В БЕЛОМ
Поскольку пропали вместе с сумкой и материалы проверки, Сушко поехал в Минобороны, в подразделение, где проводилась ревизия.
— Поначалу меня просто не пустили туда, — с улыбкой говорит Руслан Николаевич. — Я обиделся, дошел до военного прокурора, и через пару часов руководство части уже у меня под кабинетом стояло, ожидало, когда приглашу для допроса…
В итоге, по словам военных, выяснилось следующее. Результаты проверки были неплохими, и ревизора пригласили на организованный по этому случаю ужин. Славно отужинали, затем посадили женщину в служебный УАЗ с солдатом-водителем и отправили домой, как это бывало не раз и в ходе проверки. Солдат подтвердил, что высадил ревизора где обычно, неподалеку от ее дома. Она была в жакете, с сумкой и документами, разумеется, обутая. Солдат уехал, женщина осталась…
— Мы осмотрели место высадки женщины, — продолжает Сушко. — Увидели, что рядом, в полуподвале, продовольственный магазинчик. Продавщица и кассирша дали показания, что видели потерпевшую. Тогда с ней было еще все в порядке. Она зашла в магазин, купила бутылку колы и вышла, остановившись неподалеку. Затем, рассказали девушки, к ней подошел мужчина, о чем-то они поговорили и удалились. Причем мужчина был в белом костюме! На этом девушки настаивали категорически. Ничего больше они не разглядели из полуподвала, к тому же было уже 10 вечера.
Далее, по словам Сушко, несколько месяцев следствие отрабатывало разные версии, перешерстили всех подозрительных в том районе, но ничего не нашли. Не было и следов пропавших вещей (а исчезли, кроме одежды и сумки, еще украшения с женщины). И все же зацепка появилась…
— Вот говорят, что преступника тянет на место преступления, — говорит экс-следователь. — И это верно! Сыщики, тогда действительно имевшие агентуру и умевшие с ней работать, узнали, что время от времени в районе, где все произошло, крутится какой-то мужчина. Как заявила агентура, "не наш, не местный". А через какое-то время сыщики задержали на Оболони незнакомца, кравшего квартирные электросчетчики с целью их сбыта. Проверили по приметам, показали своим людям, те признали в мужчине того, что крутился возле магазинчика. Оказалось, это гастролер из Донецка, наезжавший временами в Киев для совершения краж. Крепкий высокий парень, бывший боксер, по-моему, в тяжелом весе, с набитыми кулаками…
Уголовное дело. Следствие собрало десятки томов документов.
ПОДВЕЛА ПЬЯНКА
По словам Сушко, вор не сразу, но все же признался в том, что происходило в тот поздний вечер, когда была смертельно избита Валерия Новодворская, и почему его так тянуло на это место. Оказалось, этот эпизод его действительно мучил, он же не был профессиональным убийцей. Смерть женщины жгла его изнутри, потому и разговорился. Выяснилось, что в тот майский день вор приехал в очередной раз в Киев с намерением совершить несколько краж и вечерним поездом вернуться в Донецк.
Однако еще на столичном вокзале с утра разговорился с каким-то мужиком, выпили по сто, по двести, в итоге напились. Гастролер понял, что воровать в таком виде нельзя, сразу попадется. Стал ждать вечера, чтобы уехать. А пока слонялся по городу, помаленьку выпивал, потом сел в какой-то троллейбус и к вечеру оказался в Минском районе.
Добавил еще в каком-то кафе и в итоге очутился у того самого магазинчика. Хотел зайти, подергал ручку — закрыто (действительно, девушки из магазина рассказали, что, как только обслужили Новодворскую, дверь закрыли, ибо часы работы закончились). И тут вор увидел рядом с магазином очень симпатичную молодую (около 30 лет) женщину с колой. Подошел к ней, что-то спросил, она ответила, завязался легкий, ни к чему не обязывающий разговор. В ходе его отошли чуть от магазина, и его сотрудницы перестали их видеть…
— Тут отвлекусь, — говорит Сушко. — То, что рассказал вор, конечно, хорошо, но это лишь его слова, для следствия недостаточно, их надо чем-то подкрепить. Я его спросил, в чем он был в тот вечер одет. Он объяснил, что был в костюме… болотного цвета! Сыщики съездили в Донецк и действительно привезли костюм такого цвета. А продавщицы ведь утверждали, что незнакомец был в белом костюме. И упорно стояли на своем! Я спрашиваю вора, может, перепутал и был в белом? Он: начальник, я из шахтерского края, там пыль угольная кругом, белое не ношу, у меня даже маек белых нет! Вот в этом зеленом костюме был!
Тогда я снова поехал в тот магазинчик и по ходу беседы с продавцами взглянул в то самое окно, через которое свидетели видели ревизора с незнакомцем. Смотрю, а листья на деревьях… белые! А стекло в окне – зеленое! Закон физики, стекло сработало как светофильтр. Смотреть через зеленое стекло на зеленый цвет, — он покажется белым. Через красное смотреть на красное — тоже увидишь белое. И так далее. Вот и разгадка. А покрой костюма вора девушки опознали. Появилось вещественное доказательство. Стекло, кстати, мы тоже изъяли для суда, что вызвало большое неудовольствие хозяина магазина…
РАЗДЕЛ, ЗАМЕТАЯ СЛЕДЫ
О самом событии вор рассказал подробно. Как вспоминает Сушко, жулик сразу заметил, что женщина хорошо одета, с украшениями, и решил ее ограбить. Предложил с ним поехать якобы в какое-то кафе, посидеть, но порядочная женщина оскорбилась таким предложением, стала возмущаться. Ну, его, пьяного, и переклинило… Ударил раз, другой, потом вошел в раж, стал бить ногами… Угомонился, лишь когда женщина затихла, и он решил, что убил ее. Взял украшения, забрал сумку, а жакет и обувь снял, по его словам, чтобы запутать потом милицию. Деньги и золото оставил себе, остальное выбросил в мусорный бак. Причем заявил, что бак был круглый, а ведь они обычно в форме трапеции. Однако в ЖЭКе подтвердили, что именно в то время в том месте стоял такой круглый бак, из старых…
— Выброшенные вещи мы, конечно, через столько времени (а расследовали полгода) не нашли, а вот следы золотых сережек обнаружили, — резюмировал Сушко. — То есть показания вора подтвердили другими, объективными, доказательствами. А женщина, вопреки убеждению своего убийцы, сразу не умерла. Она пришла в себя, но ничего, конечно, не помнила, в таких случаях обычно наступает кратковременная амнезия. У ревизора хватило сил дойти домой (это было рядом), где она и скончалась. Вор-убийца получил за это преступление 15 лет.
НАЧАЛО ДЕЛА ЭЛВИСА
На месте преступления. Руслан Сушко (справа) проводит следственный эксперимент с маньяком Элвисом.
Одним из самых громких расследований, которые довел до суда Руслан Сушко, было, несомненно, дело "боярского маньяка", похожего, по словам одной из выживших жертв, на знаменитого певца Элвиса Пресли. Позже насильником и убийцей, которого СМИ так и прозвали Элвисом (а следствие называло Шатуном), оказался столяр из Боярки Юрий Кузьменко.
Этим маньяком, по словам Сушко, он стал заниматься в момент, когда расследовал сложное дело о двойном убийстве. Сын с сожительницей убил своих родителей на Оболони, а части тел раскидал по городу. Сам для создания алиби уехал в Кагарлык якобы на охоту, но там просто пьянствовал. А потом заявил, будто родители, пока его не было, пропали. Правда, старики по очереди перенесли инсульт и почти не передвигались, так что уйти явно сами не могли. Да и комплект зимней одежды и обуви по сезону был у них один. И тот остался в квартире… А соседка снизу пожаловалась, что ее затопили. Пошла жаловаться наверх и увидела, как сожительница драит пол палубным способом, разливая сразу по ведру воды… Потом в квартире еще небольшой пожар был. Но все это не помогло. Когда идентифицировали части тел погибших, нашли в квартире следы крови и другие улики.
— Но дальше расследовал уже не я, — говорит Сушко, — так как в этот момент в Киевской области появился третий труп жертвы неизвестного на то время убийцы, и следы ДНК показали — эти преступления совершил один и тот же человек. Тогда шеф угрозыска страны генерал Василий Паскал впервые заявил, что под Киевом орудует маньяк, что было негативно воспринято руководством МВД. Но Паскал стоял на своем и оказался прав. Расследование объединенного дела поручили мне.
Трудностей была масса, а зацепок — почти не было. Что только мы ни придумывали, чтобы выйти на убийцу! Например, всерьез было решено провести анализы ДНК у… почти всего населения Киевской области! В те времена для этого было достаточно моего, то есть следователя, постановления, сейчас все сложнее. И, наверное, мы бы это сделали, если бы не стечение обстоятельств, позволившее нам вычислить маньяка.
Речь о том, что машину Кузьменко, зеленые "жигули"-пятерку, заметил таксист в момент, когда туда садилась последняя жертва, девочка из села Барахты. Таксист был отставным майором МВД, причем служил в разведке, так что глаз наметан. Он видел машину пару секунд, но запомнил цвет, модель и даже две буквы из госномера. Мы тогда сделали запрос на 7034 автомобиля по всей стране. Увы, если бы сразу эти машины добросовестно отработали, мы бы взяли маньяка раньше, чем это произошло. Слава богу, он не успел за эти дни еще кого-то убить…
Собственноручно. Элвис полностью признает свою вину.
СНИМКИ ИЗ КОСМОСА
Но это было позже. А пока шли поиски, я даже аэрофотосъемку местности заказывал у военных! Думал, что, может, что-то заметим на снимках в то время и в той местности, где происходили убийства. Поначалу военные разведчики, правда, надули щеки и рассказывали, что это очень секретно и дорого, чуть не по 2000 долларов за снимок. Но потом, честно, после пары бутылок коньяка пообещали даже, если будет надо, самолет поднять, чтобы снимки сделать…
До этого, правда, на дошло, но снимки, сделанные из космоса спутниками, я получил. Но поймать маньяка они не помогли, ничего мы там не увидели. Хотя вот в другом громком деле, об убийстве харьковского журналиста Василия Климентьева, следствие с помощью космической съемки раскрыло подлог. Помните, была версия, что он вышел на лодке в водохранилище и там утонул. Вот, мол, лодка осталась, в ней его мобильник… А это же Харьков, там полно военных объектов и всегда идет съемка. И на снимках было видно, если их сопоставить по времени, что лодка появилась в том месте… много позже, чем журналист исчез. Ее завезли на место и подбросили мобильник сами убийцы. Благодаря космической съемке ложные доказательства следствие отмело. Его вел другой следователь из нашего отдела, но я договаривался с военными о снимках, так как уже имел опыт и связи по делу маньяка…
Вернемся к делу Кузьменко. Известно, что после того, как у него дома в Боярке побывал милиционер, маньяк все понял и скрылся. Рванул со двора на своих "жигулях" так, что чуть ворота не снес, бампер повредил… Мы в ту ночь сидели в Боярке во главе с генералом Паскалом. Прикинули все адреса, где может объявиться Кузьменко, набралось 12 мест. Сформировали столько же групп и отправили по этим адресам (а кое-где еще раньше установили наблюдение). Пришлось, конечно, постараться, чтобы получить от судьи все разрешения, но мне это удалось. В таких случаях обыски проводятся одновременно, чтобы информацией никто не обменялся, и рано утром, пока люди дома, не ломать же двери.
Одна из бригад приехала к дому брата Кузьменко в Киеве. Наблюдатели доложили, что подозреваемый тут не появлялся. Однако проверить адрес все равно надо. Стали подниматься по лестнице, впереди — следователь из моей группы, мастер рукопашного боя. Навстречу спускается мужик. Следователь смотрит — что-то похожее есть на фото Кузьменко, но не очень (мы ведь раздали людям фотографии, какие нашли, а там Кузя еще молодой). Следователь: "Ты кто?". Тот: "Я — Юра!". Кузьменко? Да. И тогда без дальнейших слов следователь Юру и вырубил с одного удара — ведь это особо опасный убийца, терять ему нечего… Кстати, за это задержание следователь потом орден получил…
КАК СТАЛ УБИЙЦЕЙ
Маньяка спеленали и отвезли в Шевченковское РУ милиции Киева. Туда срочно прибыл и Руслан Сушко. Он же и провел первый допрос.
— Сначала Кузьменко замкнулся, — вспоминает Сушко. — Так обычно бывает даже с опытными преступниками, они "переваривают" случившееся. Формально я предъявил ему обвинение в краже телефона (в одном эпизоде, где потерпевшая осталась жива, маньяк забрал телефон, его по этому поводу тогда вычислила местная милиция, но отпустила, за что Юра сделал им мебель). Но фактически я его допрашивал по всем тогда известным мне убийствам с изнасилованиями, их набралось на тот момент семь. Разложил на столе доказательства, анализы ДНК, фотографии… Все это, кстати, по закону, в присутствии адвоката и под видеозапись. И тогда он начал говорить. Первыми его словами были: "Все, спасибо!". За что спасибо? "За то, что задержали и остановили, иначе мне пришлось бы убивать каждый день, а я уже не мог".
Сколько сотен, а может, тысяч преступлений (без убийств) совершил Кузьменко на деле, никто не знает и сегодня. Оставшиеся в живых жертвы насильника далеко не всегда заявляли о случившемся. А он же поначалу только насиловал и грабил, начав в Киеве (даже был судим за грабеж, сидел год) и потом переместившись в область. Так было до первого убийства, которое Кузьменко совершил случайно. Девушка по имени Алена оказала ему сопротивление, да еще и оскорбила, завязалась борьба, и маньяк ее задушил руками.
— Потом он рассказывал, что именно тогда получил "необыкновенный кайф", когда убил жертву, — говорит Сушко. — Он понял — вот оно, мое! И с тех пор стал убивать своих жертв. Обычно душил руками, хотя после травмы возил с собой и веревочную удавку. Но, по его словам, ощущения слаще, если голыми руками… Причем частота убийств росла. Второе — через 7 месяцев после первого, третье — через 3 месяца, четвертое — через месяц, потом пошел счет на недели и дни…
Вот почему он и сказал, что сам бы не остановился и пришлось бы убивать каждый день. Такова психика у маньяка, хотя он был признан вменяемым. Я с ним общался год, и поговорить можно было о чем угодно. Если не знать, что он серийный убийца, — вроде нормальный человек… Так о нем думали и окружающие, был даже митинг его земляков, родственников под стенами МВД, мол, отпустите Кузьменко, это не он убивал, вы ошиблись, не может быть… Но доказательств хватало, да и он не отрицал, так что суд приговорил его за 14 убийств к пожизненному заключению.
В тюрьме. По просьбе МВД Кузьменко, как доктор Лектер, пытается помочь поймать другого маньяка.
В тор: Александр Корчинский, СЕГОДНЯ
Tweet