Российских боевиков, убивавших украинцев на Донбассе, потихоньку уничтожают в Сирии
Военное формирование, которое его бойцы называют «группой Вагнера», а журналисты — «ЧВК Вагнера», воюет в Сирии с самого начала российской агрессии, но до сих пор лишь раз становилось основной темой расследований. После взятия Алеппо, несмотря на победную тональность репортажей в российских СМИ, частота появления сообщений в социальных сетях с фразой «погиб в Сирии» значительно увеличилась по сравнению с даже периодом самых жёстких боёв за Алеппо.
Активисты группы Conflict Intelligence Team решили сделать обзор российских потерь за начало 2017 года, и первая его часть посвящена российским наёмникам.
Несмотря на то, что изначально целью российской операции в Сирии заявлялась борьба с ИГИЛ, первые же дни российских авиаударов показали, что целью являются повстанцы, умеренная оппозиция. Ввиду стремления оппозиции к признанию их как представителя мнения народа, они всегда считались с мнением международного сообщества, соблюдая режимы прекращения огня и перемирия. К тому же, со стороны противников Асада значительно реже применялись атаки смертников — как правило, ответственность за такие атаки брала на себя группировка «Тахрир аш-Шам» (бывшая «Джебхат Фатх аш-Шам», бывшая «Джебхат ан-Нусра»). В результате значительно меньшие потери российские силы несли на фронтах сражений с повстанцами.
Пока ИГИЛ оставалось вне основного фокуса внимания российских войск, потери не поражали своим масштабом. После повторного захвата Пальмиры террористической организацией, попытки окружения авиабазы Тифор (Т4) и начала контрнаступления сил Асада и России на Пальмиру, число погибших россиян стало быстро расти. Связано это во многом с тем, что боевики ИГИЛ активно применяют смертников, к тому же с ними невозможны режимы прекращения огня, перемирие.
Как и при первом взятии Пальмиры силами Асада и его союзников, поддержку ему на земле оказывала не только российская армия, но и наёмники частной военной компании «Вагнера». Год назад мы писали о погибшем наёмнике ЧВК «Вагнера» Сергее Чупове. Сергей Чупов прошёл афганскую войну, во время чеченских кампаний он служил в 101-й особой бригаде оперативного назначения Внутренних войск МВД России, находившейся в городе Грозный, республики Чечня.
Алексей Найнодин
Вместе с Сергеем Чуповым в 101 ОсБрОН ВВ МВД РФ служил Найнодин Алексей Владимирович, который также прошёл обе чеченские кампании и дослужился до звания подполковника милиции:
Крайний слева: Алексей Найнодин
По разным данным, 31 января или 1 февраля 2017 года он погиб в Сирии:
По словам друзей Найнодина, он также воевал на Донбассе, где был ранен:
Имея множество наград за участие в чеченских кампаниях, в том числе орден мужества, медаль «За отвагу» и другие, Алексей стал героем документального фильма «Выбор русского солдата»:
На отметке 29:19 данного фильма, Алексей произносит следующую фразу:
Если случится война, я не задумываясь пойду обратно. И нисколько об этом не пожалею. Потому что это моя страна, моя родина
Фильм был снят в 2008-м году, и как мы видим, Алексей действительно пошёл на последовавшие войны: войну на Донбассе и в Сирии.
Роман Руденко
Практически сразу в комментариях в профиле Алексея Найнодина мы нашли вдову Романа Руденко, который, по её словам, погиб вместе с Алексеем Найнодиным:
В других комментариях вдова Романа говорит о том, что родственникам называют разные даты смерти:
Разные варианты дат встречаются и в комментариях. Например, в сообщении Николая Гордиенко, которое мы привели выше, говорится что Алексей Найнодин погиб 1 февраля. Однако в комментариях в профиле Алексея Найнодина встречаются сообщения, что он погиб 31 января:
Украинский сайт «Миротворец» называет Романа участником боёв на Донбассе:
Друзья погибшего также вспоминают Чечню, однако неясно, каким образом Роман мог относиться к событиям в Чечне. Учитывая его возраст, он мог попасть в армию не ранее 2006 года, когда активная фаза по второй чеченской кампании уже закончилась (но режим КТО был снят в Чечне в 2009 году):
Константин Задорожный
Одновременно с информацией о Найнодине и Руденко, в сети появилась информация о гибели Константина Задорожного:
Автор сообщения указывает, что Константин регулярно принимал участие как в боях на Донбассе, так и в сирийской войне:
Также в комментариях автор указывает, что Константин погиб в один день с Алексеем Найнодиным:
Помимо того, что в переписке с автором указанного сообщения Константин Задорожный говорит об «участии в боях без оформления», в его профиле также имеется прямая отсылка к ЧВК «Вагнера»:
Факт участия Константина в боевых действиях на Донбассе и в Сирии, а также работе на ЧВК «Вагнера» подтвердил нам источник, бывший лично знакомым с Константином. Кроме того, украинский сайт «Миротворец» опубликовал ряд фотографий, доказывающих его участие в боях на Донбассе.
Учитывая описанные выше свидетельства, мы пришли к выводу, что Алексей Найнодин, Роман Руденко и Константин Задорожный были наёмниками российской частной военной компании «Вагнера» и погибли в ходе боевых действий в Сирии, предположительно 31 января 2017 года. Все трое ранее участвовали в боевых действиях на Донбассе.
Дмитрий Маркелов
В феврале 2017 года появились сообщения о гибели в Сирии Дмитрия Маркелова:
В ходе сбора информации был установлен профиль вдовы Маркелова и в комментариях к её публикациям найдены сослуживцы Дмитрия, которые уточняли, что он погиб в Сирии:
Аналогичную информацию сообщали и друзья вдовы:
Из комментариев бывших сослуживцев Дмитрия Маркелова следует, что он «служил в Науре»:
Станица Наурская находится в Чеченской республике, на её территории располагается база 231-го батальона оперативного назначения 46 ОБрОН:
Именно в 46 ОБрОН служил Сергей Чупов, погибший в Сирии будучи наёмником ЧВК «Вагнера». 101 ОсБрОН ВВ МВД РФ, в которой служил Алексей Найнодин, начиная с 2000 года также вошла в состав 46 ОБрОН. В судьбе Романа Руденко также прослеживается пока неясная связь с Чечнёй, возможно он также служил в одном из подразделений 46 ОБрОН.
Вдова Дмитрия Маркелова при прямом вопросе не подтверждает, но и не опровергает тот факт, что он служил в Чечне:
Интересно, что родственникам о смерти Дмитрия впервые сообщили только через 3 дня:
Комментарии от 2 февраля
И ещё почти две недели близкие были в неведении, надеялись на ошибку:
Окончательно информация о его смерти подтвердилась только к 14 февраля — почти через 2,5 недели после его смерти:
Исходя из опыта наших расследований, мы можем сказать, что такая скрытность (в том числе от близких погибшего), длительная неопределённость, несообщение факта и обстоятельств смерти (в среднем 10-15 дней) характерны для погибших наёмников ЧВК «Вагнера». В этом плане ситуация разительно отличается от погибших в Сирии российских солдат: о факте их смерти близкие узнают окончательно не позже чем через 2-3 дня после смерти.
Михаил Нефёдов
В конце февраля пришло сообщение о гибели в Сирии ещё одного россиянина: Михаила Нефёдова, родом из города Миасс, Челябинской области.
Как видно по сообщению его сослуживца, Михаил служил в 2008-2009 годах, затем воевал на Донбассе и в Сирии. В процессе поиска информации с нами связались его друзья и на условиях анонимности передали информацию. Они подтвердили, что Михаил воевал в рядах сепаратистов на Донбассе, о чём есть подтверждающие фотографии из Донецка:
Геоточка снимка, за помощь в геолокации спасибо пользователю Edvard Edvardovenko
Также близкие Михаила подтвердили, что в Сирию он отправился воевать не как военнослужащий российской армии, а как наёмник частной военной компании. По их словам, о смерти Михаила им сообщили 22 февраля, при этом погиб он ещё 10 февраля. В подтверждение этому была представлена фотография могилы Михаила с датой его смерти:
Заключение о смерти Михаила было выдано военным госпиталем им. мученика Абделькадера Шакфэ, который находится в городе Хомс:
На сайте администрации провинции Хомс приводится репортаж визита губернатора в госпиталь в 2016 году, из чего можно сделать вывод, что это действующий госпиталь.
По данным близких Михаила, им было сказано, что он погиб при взрыве смертника. При этом всего погибло 10 человек вместе с Михаилом. В Ростов его тело привезли в запаянном «цинке» (оцинкованном ящике), передав вместе с ним армейский жетон и сотовый телефон с выломанной сим-картой.
Ранее другой близкий Михаилу человек опубликовал переписку с ним, из которой следует, что он поехал в Сирию с целью заработать денег:
Однако после возникшего внимания к смерти близкого, он удалил скриншот переписки (сохранённая копия).
Город Хомс, в госпитале которого было оформлено заключение о смерти Михаила Нефёдова, является ближайшим крупным населённым пунктом к Пальмире, где в момент его смерти происходили бои против террористической группировки ИГИЛ. Исходя из этого, можно сделать предположение, что как и многие другие наёмники ЧВК «Вагнера», погибшие в начале 2017 года, Михаил погиб в боях за Пальмиру.
Александр Тычинин
Как мы уже упоминали выше, друзья и родственники наемников «ЧВК Вагнера» узнают об их гибели на Донбассе или в Сирии, как правило, через 2 недели или даже больше после их смерти, тогда как для российских военных этот срок зачастую составляет 2-3 дня.
2 марта в аккаунтах ряда человек, имеющих то или отношение к Александру Тычинину, стали появляться сообщения о его смерти. Друзья и родственники стали менять свои аватарки, публикуя совместные фотографии с Александром. Но при этом они отмечали, что погиб он ещё 18 февраля, т.е. почти за две недели до появления первых скорбных постов.
Оригиналы и сохранённые копии:
https://vk.com/photo161586416_456239028 | http://archive.is/LdEvu
https://vk.com/wall31374351_2349 | http://archive.is/5wnoq
https://vk.com/wall59245958_5210 | http://archive.is/vibBp
https://vk.com/wall325101456_275 | http://archive.is/8t69M
https://vk.com/wall131732456_1675 | http://archive.is/F90Ak
Более того, как и в случае с Алексеем Найнодиным, как и в случае с Романом Руденко, как и с другими наёмниками ЧВК «Вагнера», изначально родственникам сообщили неверную дату смерти:
Мы не сталкивались с подобным при расследованиях смерти российских военнослужащих.
Из татуировки Тычинина следует, что ранее он служил в 12 ОБрСпН ГРУ ГШ, которая располагается в г. Асбест, Свердловской области:
А период прохождения срочной службы относится, вероятно, к 2007-2008 годам:
Друзья погибшего подтвердили нам, что Александр Тычинин отправился в Сирию не как российский военнослужащий, а как сотрудник ЧВК.
Иван Слышкин, Василий Юрлин и Александр Сагайдак
Помимо приведённых выше фактов гибели наёмников «Вагнера», за последнее время наша команда и журналисты различных изданий сообщили о гибели ещё троих бойцов ЧВК: Ивана Слышкина (погиб 12 февраля), Василия Юрлина (погиб 20 февраля) и Александра Сагайдака (точная дата гибели неизвестна, погиб в конце февраля). Все они также не служили в армии на момент гибели, а об их смерти друзья и родственники узнали спустя более десяти дней.
Иван Слышкин и ISIS hunters
В начале марта РБК опубликовало статью о гибели сотрудника частной военной компании Вагнера Ивана Слышкина. По словам собеседника РБК, Иван тренировал элитное сирийское подразделение «ISIS hunters». На видеозаписях агентства Ruptly, датированных началом марта, действительно можно увидеть сирийцев с нашивками подразделения «ISIS hunters», охраняющих установку подготовки газа Хаян:
Также на других видеозаписях этого агентства можно различить предположительно бойцов ЧВК «Вагнера», передвигающихся по району на внедорожных автомобилях (c 0:44):
И занимающихся разминированием в Пальмире (с 0:26):
Вывод
Собранные свидетельства позволяют сделать предположение, что бойцы частной военной компании «Вагнера» участвовали как в первом, так и втором освобождении Пальмиры от ИГИЛ. При этом группа несла потери, значительное количество имён ещё предстоит установить. Из общения с близкими погибших было установлено, что Алексей Найнодин отправился в Сирию отомстить за Сергея Чупова. Находясь в Сирии он возглавил группу из четырёх человек, в которую входили также Роман Руденко, Юрий Сокальский (на данный момент данных о нём в открытых источниках нам не удалось найти) и ещё один боец (имя на данный момент не установлено). Все они погибли в один день: 31 января 2017 года. В тот же день погиб ещё один наёмник «ЧВК Вагнера» — уроженец Москвы, Константин Задорожный.
Эта группа была не единственной потерей вагнеровцев, нам удалось установить имена также погибших в разные дни, предположительно в боях за Пальмиру Александра Тычинина, Михаила Нефёдова и Дмитрия Маркелова. В ходе общения с близкими и друзьями погибших нам была передана информация, что в некоторых из этих случаях имело место быть атака смертников со количеством погибших в размере до 10 человек.
Случаи смерти российских наёмников характеризуются весьма поздним оповещением близких о потере (от двух недель и более), неточностью дат смерти, доставкой тел в запаянных «цинках» с просьбой не вскрывать их. Кроме того, российское Минобороны никогда не подтверждает их гибель, хотя зачастую оказывается вынуждено подтвердить гибель военнослужащих (особенно после публикаций журналистов и расследователей).
Подавляющее большинство выявленных наёмников ранее участвовали в боевых действиях на Донбассе, некоторые имели ранения. Многие из вагнеровцев имели опыт службы в спецподразделениях и горячих точках. Характерной деталью также является «вагнеровская медаль», которой были награждены следующие наёмники ЧВК «Вагнера»: Александр Сагайдак, Иван Слышкин, Алексей Крохун и Алексей Савко.
Источник: citeam.org
Tweet