Почему ограбить банк в Украине так просто?
Авторитет банков подорван. Из-за кризиса, «замороженных» депозитов люди неохотно несут свои сбережения в эти финансовые учреждения. Однако не только эти факторы настораживают население и вызывают недоверие. Держать деньги «под матрасом» людей вынуждают и участившиеся новости об ограблении банков и нападении на служащих.
По данным Министерства внутренних дел, в I квартале этого года на отделения банков, обменные пункты и банкоматы преступники нападали практически в 2 раза чаще, чем за аналогичный период 2008 году. В первые три месяца этого года произошло 62 нападения, тогда как за весь 2008 год – 103.
Удивительно, что многие посетители интернет-форумов винят в этом… кинематограф! Всем известны захватывающие сюжеты фильмов, где грабят банки, показывают, какими методами удается добиться успеха.
Но рассудим здраво: многим популярным фильмам уже много лет. Однако раньше Украина не сталкивалась с такой волной ограблений банков. Почему же это произошло сейчас?
Команда Финцентра проанализировала данный вопрос, а также получила комментарии по отдельным вопросам у Михаила, начальника департамента безопасности одного из крупных банков Украины. Источник нашей информации просил не указать название банка, где он работает, ни его фамилию.
Уровень жизни и уровень безопасности банков падают параллельно
Казалось бы, самое банальное и очевидное – падение уровня жизни в Украине. Все мы знаем, какую реакцию вызывает у населения сегодняшнее положение вещей. Многие уже вкусили «сладкой жизни», а еще большее количество украинцев – страстно мечтает о ней. Желание восстановить «мировую справедливость», чувство мести, отчаяние может толкать людей на необдуманные поступки.
«Одной из главных причин увеличения случаев ограблений банковских учреждений является кризис, наступивший в стране. Мы анализировали личности преступников. Большинство из них – это люди, которых сократили с работы, и на которых висит валютный кредит. Выплачивать долги им не за что, и люди идут на отчаянный шаг. Другой категорией являются преступники. Многие из них попали под амнистию, на работу устроиться не могут, вот и сказываются старые привычки», – говорит Михаил.
Особенный соблазн испытывают мелкие банковские клерки. Их зарплата в среднем составляет 200-400 долларов, а в руках они ежедневно держат тысячи. Вспомним последнее десятилетие прошлого века. Тогда работа в банке была очень престижной, ее получение было связано с огромными трудностями.
Как минимум, нужно было иметь специальное образование (экономическое, лучше диплом Нархоза), предоставить множество рекомендаций от знакомых семьи, пройти медицинское обследование у психиатра, нарколога, собеседование с психологами и специалистами службы безопасности. Только после этого человек мог получить доступ к банковской тайне и к деньгам.
Какая же ситуация сейчас? Во время расширения банковских сетей, «размножения» подразделений и филиалов обеспечить их все квалифицированными кадрами оказалось просто невозможно. В крупных городах, где основная масса населения хотя бы имеет приличное образование, дела обстоят относительно благополучно. Но в провинции для работы в банке было достаточно окончить ускоренные (например, трехмесячные) бухгалтерские или экономические курсы, получив сомнительный сертификат. И многим банкам приходилось доверять таким кадрам крупные суммы.
Но есть и вторая весомая причина волны преступности. Это уровень охраны украинских финансовых учреждений. В тех же зарубежных фильмах мы видим, как преступники взламывают несколько уровней защиты, сигнализацию, обесточивают целый район – и все ради того, чтобы пробраться в учреждение и забрать все деньги или золото. У нас все намного проще и прозаичнее.
Предоставим слово специалисту: «Как минимум, в каждом отделении должна быть «тревожная кнопка», камера наблюдения и охранник. В идеале, камер должно быть несколько – по одной на каждое кассовое место, а также в зале и на входе. Кассовый узел должно защищать бронированное стекло. Существует масса всевозможных средств безопасности, но все они стоят немалых денег».
В центральных офисах банков безопасность на высшем уровне: несколько охранников внушительного вида на входе, еще столько же в зале, масса камер наблюдения и т.д. Это и понятно: главный офис, в нем появляются ведущие руководители банка, иногда даже сам председатель правления. Что же касается остальных отделений, то каждый клиент может видеть, как в них скучает одинокий охранник, «вооруженный до зубов» резиновой дубинкой.
Кстати, об охранниках. Каждый посетитель банка замечал, что телосложение и возраст этих сотрудников может довольно сильно варьироваться. Как правило, большинство охранников служило в армии, но далеко не каждый из них сейчас находятся в действительно хорошей физической форме. К тому же, каждый человек понимает, что сегодняшний охранник мог нести службу в десантных войсках, а мог и в военном оркестре играть. Так кто же они – сегодняшние охранники банков? И сколько их необходимо отделению?
«Многое зависит от типа, размера отделения, от общей ситуации в конкретном регионе. В среднем, если отделение небольшое, в нем постоянно должен находиться, как минимум, один охранник. Как правило, они работают по графику «сутки через трое», поэтому всего в каждом отделении обычно работает четыре охранника. Конечно, лучше, чтобы их было больше. Ведь даже если один человек заболеет, его будет просто некем заменить», – говорит Михаил.
Единственная служба охраны, которая несет определенную материальную ответственность за охраняемое имущество, это Государственная служба охраны. Однако ее ответственность – неполная, конкретная сумма закреплена в договоре, который с каждым банком заключается индивидуально. Похищенные из банков суммы бывают в разы большими. Наступление ответственности наступает при соблюдении условия: преступление должно случиться до приезда группы ГСО.
Государственная служба охраны – практически монополист в сфере обеспечения безопасности банковских учреждений. Только ее сотрудники имеют право носить и использовать огнестрельное оружие. Но ГСО в последнее время очень резко и часто стала поднимать тарифы на свои услуги, и это стало невыгодно банкам. Например, согласно прайс-листа от 01.08.2008, который вывешен на официальном сайте учреждения, стоимость инкассации денежных средств составляла 0,01%-0,5% от суммы перевозки. Круглосуточная охрана стоит от 22 000 грн. в месяц, а за охрану объекта сотрудниками подразделения «Титан» приходится выкладывать еще больше – от 26,4 тыс. грн. в месяц. В этом году цены продолжили рост.
«Кроме того у них наиболее развита сеть по стране технических пультов охраны, на которые выводятся средства сигнализации от различных объектов, в т.ч. и банков. Неоднократно были случаи, когда сотрудники частых охранных структур по тревоге выезжали на объект, а далее толи не знали, что делать, толи отсиживались за углом, выжидая отъезда грабителей от банка. Потом объясняли свои действия пробками на дорогах, а на самом деле никому не хочется лезть с газовым баллончиком под пули», – объясняет ситуацию Михаил.
Ясно, что далеко не каждое отделение банка может позволить себе такие расходы. Некоторые нанимают охранников сами и вооружают их лишь резиновыми дубинками. Другие прибегают к услугам частных охранных агентств – у их сотрудников обычно есть оружие с резиновыми пулями. Огнестрельное оружие, согласно законодательству, они не имеют право носить. Но есть одна пикантная подробность: ни сами охранники, ни агентство практически не несут материальной ответственности за имущество банков.
«Вопрос вооружения охранников зависит исключительно от руководства банка. Ему могут выдать дубинку или газовый баллончик, могут и пневматическое оружие. Но иногда охранник несет службу совсем без защиты. Многие преступники знают, что право на ношение и применение оружия есть только у сотрудников ГСО», – рассказывает начальник департамента безопасности.
Возникает вопрос: станет ли рисковать жизнью безоружный охранник, если ему придется столкнуться с реальной угрозой? Вряд ли он сможет даже по-настоящему напугать того, кто сознательно идет на преступление и тщательно его планирует.
«Многие банки отдают себе в этом отчет, и, надеясь сэкономить, отказываются от услуг охранников вообще. Функцию охранника выполняет простой менеджер, который носит в кармане «тревожную кнопку». А в некоторых отделениях экономят даже на этом», – делится наблюдениями Михаил.
Теоретически, при попытке ограбления сотрудник должен нажать на «тревожную кнопку», и через 2-5 минут сотрудники милиции будет на месте преступления. Но, как показывает опыт, большинство сотрудников банка во время нападения пребывают в шоке. Поэтому они просто забывают об этом средстве безопасности или же пользуются им уже после того, как грабители скрылись из виду.
Кроме того, даже при своевременном нажатии кнопки не всегда можно рассчитывать на оперативность милиции. Нам только кажется, что 2-5 минут – слишком короткий срок, чтобы скрыться. Но нередко его оказывается вполне достаточно.
Особого внимания также заслуживают инкассаторы. Может, вы и не замечали, как оборудовано большинство наших инкассаторских автомобилей. Бронированная машина – это огромная редкость, ее оснащение стоит очень дорого. Поэтому в качестве инкассаторских машин используют «Газель» или видавшую виды «девятку» с двумя зелеными полосками. Эти машины даже заводятся через раз, а ведь они перевозят сотни тысяч, даже миллионы. Согласитесь, это относительно легкая добыча. Удивительно, что при таком уровне безопасности нападения на инкассаторские машины бывают довольно редко.
Комментирует Михаил: «Инкассаторские автомобили должны быть бронированы, но не все банки тратят на это деньги. В региональных отделениях такое условие практически никогда не выполняется. Иногда деньги из кассы возит сам начальник отделения на личной машине. Однако нельзя сказать, что инкассатора ограбить проще, чем сам банк. Ведь отделения банков не всегда оснащены необходимыми элементами безопасности. А инкассация хотя бы проводится в сопровождении человека с автоматом».
По данным МВД, в конце 2008 года без какой-либо охраны (то есть, без охранника, «тревожной кнопки», сигнализации) оставались порядка 30% банковских отделений. Поэтому мы вынуждены констатировать: банки открывают множество представительств, но экономят на их содержании и безопасности.
«Существует ряд правил от НБУ, ГСО, согласно которых обеспечивается защищенность банковских учреждений. Проблема в том, что не всегда банки придерживаются этих правил до конца. Сейчас все зависит только от руководителей банка, от их отношения к безопасности своих сотрудников», – комментирует Михаил.
Главный регулятор банковской сферы – НБУ – раньше обходился рекомендациями банкам увеличить затраты на безопасность. Только этой весной, видимо, из-за участившихся нападений, Нацбанк совместно с Государственной службой охраны создал рабочую группу, которая разрабатывает новые требования по безопасности финансовых учреждений. В перечень требований войдет экипировка инкассаторов и кассиров, а также оснащение автомобилей и кассовых узлов. Кроме того, ГСО лоббируют положение об обязательной установке камер наблюдения хотя бы в отделениях, предоставляющих полный спектр услуг. В данную категорию попадают около 60-65% подразделений украинских банков.
Пока банкиры не спешат выполнять даже минимальные требования к безопасности. Кризис заставил их урезать до минимума почти все статьи расходов.
Возникает вопрос: стоит ли клиентам рассчитывать на сохранность своих средств и на личную безопасность во время пребывания в банковских отделениях? Конечно, никому не придет в голову спрашивать у банковского менеджера диплом об образовании, требовать у кассира справку от нарколога или проверять исправность оружия охранника. Но, как мы видим, полагаться на службу безопасности банков – просто наивно.
Пока злоумышленники имеют массу возможностей, чтобы воспользоваться чужими средствами. Многие из них совершают преступления, даже не позаботившись об элементарном – оружии и маске. Ведь не секрет, что в банках часто работают молодые женщины, которых может испугать даже огурец в кобуре.
В настоящее время многое, очень многое зависит от действий государства. Если новые нормы безопасности будут приняты, а за их выполнением будут строго следить, и банковские работники, и сами клиенты будут ощущать себя гораздо увереннее. А значит, у банков появится гораздо больше шансов привлечь средства населения и вложить их в экономику.
Ирэн Ангеловская, ФинЦентр
Tweet