Кредиты – убивают. Несказочная история двойного самоубийства
Люди, которые берут кредит, как правило, не имеют свободных средств или накоплений, поэтому стабильный заработок для них очень важен. Если человек берет кредит – это значит, что он уже начинает планировать свою жизнь. Но эти планы могут из надежд на прекрасное будущее перерасти в безысходное настоящее. Как это и случилось с предпринимателем в Днепропетровской области.
«За все в жизни надо платить. Даже ценой собственной жизни», – такие слова написала в своей предсмертной записке Татьяна Ивановна.
Трагедия с двойным самоубийством в Криничанском районе из-за невозможности рассчитаться с долговыми обязательствами заставила журналистов газеты «Лица» обратить особое внимание на это сообщение. За более детальной информацией мы отправились к начальнику Криничанского РО УМВД Украины в Днепропетровской области.
Ведется следствие
Полковник милиции Александр Корень рассказал, что 13 мая 2010 года около 9 утра в дежурную часть поступило сообщение от водителя частного предпринимателя о том, что, приехав как обычно утром к дому директора, на калитке им была обнаружена приклеенная записка следующего содержания – «БЕЗ МИЛИЦИИ НЕ ВХОДИТЬ». Как впоследствии было выяснено, записка была написана рукой жены погибшего.
На место происшествия была направлена следственная группа во главе с самим начальником Криничанского РО УМВД Украины. Туда же оперативно выехала криминалистическая группа из Днепропетровска, следственно-оперативная группа из отдела по расследованию убийств, судебно-медицинские эксперты, прокурор района. На месте, при осмотре двора, были обнаружены два трупа с огнестрельными ранениями. Все указывало на самоубийство, продуманное до мелочей, никаких следов насилия и пропажи имущества не обнаружено.
Два огнестрельных ранения в области сердца у жительницы села Кудашевка – Татьяны Ивановны Б. (по этическим соображениям фамилии не разглашаем – ред.). Одно огнестрельное ранение в область сердца у ее мужа – частного предпринимателя Владимира Ильича. Они ушли из жизни в возрасте 54 лет. Рядом с их телами лежал труп домашнего питомца – собаки породы мастиф – с огнестрельным ранением в голову. Собака очень любила своих хозяев и никого другого в дом, кроме них, не пускала и не признавала.
При осмотре дома были обнаружены предсмертные записки, в которых говорилось о безвыходности ситуации, невозможности выплачивать заработную плату работникам пред приятия и об отсутствии возможности погашения кредита. В записках самоубийцы также просили прощения у своих детей, а у односельчан – похоронить их согласно христианской традиции.
Эта семья имела свое частное предприятие – занималась переработкой подсолнечника. Кризис забрал возможность поддерживать работу предприятия, платить налоги и зарплату персоналу, особенно на фоне взятого кредита. С каждым месяцем сводить концы с концами становилось все сложнее.
То, что написано в предсмертной записке, Александр Владимирович комментировать более детально отказался, так как сейчас ведется следствие, и эта информация не проверена до конца. Еще трудно утверждать, действительно ли причиной самоубийства стал кредит в банке.
В коридоре дома были обнаружены приготовленные самими покойными вещи: платочки, полотенца и т.п. – с запиской: «Просим использовать на похороны».
В ходе опроса соседей и очевидцев было установлено, что Владимир Ильич позвонил своему водителю по телефону и сказал: «Когда ты подъедешь, меня уже в живых не будет. Жену я уже убил, собаку тоже, теперь сам на очереди». Когда водитель подъехал, было уже три трупа.
Опустевший дом – место трагедии 13 мая
По словам начальника райотдела милиции, смертельные ранения были нанесены огнестрельным оружием марки Remington-870, принадлежавшим погибшему и зарегистрированным в городе Надыме, Тюменской области Российской Федерации. По приезду в Украину оружие перерегистрацию не прошло.
По факту случившегося 13 мая 2010 года было возбуждено уголовное дело по статье 115 часть 1 УК.
«В мире нет неразрешимых ситуаций»
Владимир Ильич в 1996 году переехал в Украину, в Криничанский район. До этого он жил в Сибири, затем – в Москве. Жена родом из Кудашевки. Семья характеризовалась со всех сторон положительно.
Сразу по приезду он начал заниматься коммерцией. Вначале открыл свой магазинчик. Потом по американскому проекту была построена маслобойня. (Еще одну маслобойню покойный так и не успел достроить и ввести в эксплуатацию). Предприятие бесперебойно работало 14 лет, но не выдержало экономического кризиса. С декабря с.г. заработную плату прекратили выплачивать, и с каждым неоплаченным трудовым днем смотреть в глаза односельчанам Владимиру Ильичу становилось все труднее…
Как нам стало известно, Татьяна Ивановна, жена, была поручителем мужа перед финансовыми структурами. Возможно, именно по этой причине она тоже приняла решение о самоубийстве. И как ни печально, но в их совсем не сказочном, а ужасном и трагическом уходе из жизни, как и в их любви, пронесенной через всю жизнь, присутствует типичное окончание сказки – «…и умерли они в один день». Но было ли окончание их жизни сказкой или сущим кошмаром, и как долго вызревало решение о грешном избавлении?..
В семье предпринимателя две дочери. Одна из которых, Мила, 19 лет, учится на юридическом факультете в ВУЗе города Днепропетровска, а другая, Оля, 31 год, работает в таможне днепропетровского аэропорта.
Начальник Криничанского РОВД прекрасно знал Владимира Ильича и произошедшее для самого полковника милиции было большим удивлением и шоком. До 13 мая никто ничего не знал о проблемах семьи Б. и не подозревал о надвигающемся горе. Как сказал сам Александр Владимирович: «Я понять не могу, почему он не обратился ко мне или еще к кому-либо, не рассказал о том, что его тревожит? Что-то можно было бы предпринять. В мире нет неразрешимых ситуаций».
По описанию, полученному в милиции, Владимир Ильич в течение 14 лет вел честный бизнес, обеспечивал людей рабочими местами, помогал родному селу, выплачивал государству все необходимые налоги, не забывал ветеранов. Был ответственным и совестливым человеком.
Уважаемый сосед и примерный гражданин
Далее мы направились в Кудашевку, отстающую от райцентра на полсотни километров. На улице Исполкомовской дом семьи Б. отличается от всех остальных: большой, двухэтажный, он возвышается среди обычных сельских хат. В окна второго этажа еще даже не успели вставить стекла. Во дворе тихо и спокойно. Как будто несколько дней назад здесь не звучали выстрелы, а потом внутри не толпились эксперты-криминалисты.
Для соседки погибших, Лидии Павловны Капинус, как и для большинства жителей Кудашевки, смерть семьи Б. стала полной неожиданностью. Лидия Павловна, по ее словам, как и соседи напротив, не слышали никаких выстрелов. Все, что они знают, это то, что 13 мая в 5:50 Б. позвонил своему водителю и сообщил, что его жена и собака уже отошли в мир иной, и что он сам собирается покончить с собой. Водитель приехал в 6:10, но все были уже мертвы.
Татьяна Ивановна Б. на днях приходила к соседке в гости, даже звонила брату в Кривой Рог. «Уже теперь, когда мы все это анализируем, – говорит Лидия Павловна, – похоже, что она будто бы прощалась. Накануне ходила в церковь исповедоваться».
По рассказам односельчан, Владимир Ильич приехал в Кудашевку после окончания службы с Севера, где и познакомился с женой Татьяной. Построил тут маслобойню, а сам жил в Криничках. Назад в Кудашевку супруги вернулись с дочками, когда младшая еще не ходила в школу.
В сельсовете нам рассказали, что семья Б. принимала активное участие в жизни села. Голова Кудашевского сельсовета Светлана Александровна Буренко говорит, что даже не помнит, когда это вошло в традицию, но с 2006 года, когда она начала работать в сельсовете, Владимир Ильич уже ежегодно поздравлял ветеранов на 9-е мая. «А у нас это как происходит? Надо отчитаться в администрацию, что мы поздравили ветеранов, а в бюджете села это даже не заложено. Б. всегда сам покупал для них продуктовые наборы».
На это 9-е мая Владимир Ильич тоже обещал помочь, но не смог выполнить данное обещание. Почему – об этом узнали уже после его смерти.
По словам головы сельсовета, покойная семья были людьми инициативными и всегда приходили на помощь односельчанам: и с оплатой расходов на похороны помогали, и для местной школы покупали все необходимое. Татьяна Ивановна была главой родительского комитета. «То в школу электрические плиты нужно купить, то были времена, что и продукты из дому приносили, и все это под ее руководством», – рассказывает Светлана Александровна.
Запомнились они как «всегда приятные и интеллигентные люди с улыбкой на лице».
«Может, и было у Владимира Ильича что-то тяжелое на душе, – вспоминает Светлана Буренко, – но он этого никому не показывал. А семья была такой, что только в пример ставить. Вот так надо детей воспитывать! Детки у них учились хорошо».
Смерть – не решение проблемы долгов
На маслобойне работали многие односельчане Владимира Ильича, ставшие с течением времени его друзьями. Сам предприниматель не боялся работы: мог взять в руки сварочный аппарат, или работать вместе с механиками. Люди помнят его как спокойного и порядочного человека, который никогда не обижал добросовестных работников материально.
Предприятие стабильно работало в течение почти 14 лет. По словам председателя сельсовета, перебои все-таки и ранее были, но работники всегда входили в положение хозяина, ведь бывает, как говорится, «не сезон», закончились семечки. И с трудностями все же общими усилиями справлялись.
Маслобойня опечатана, документация – под следствием, а работники распущены по домам
Тем не менее, с декабря 2009-го работникам маслобойни не выплачивали заработную плату. Хозяин обещал в конце мая выплатить всем зарплату и рассчитаться с долгами. Работали в последнее время здесь не каждый день, а только по вызову, время от времени.
Владимир работает на предприятии с самого его основания. Все 13 лет он получал нормальную зарплату. «Хозяин даже помог получить кредит на новую машину», – говорит он.
Как рассказал Владимир «Лицам», он хранил свои сбережения у Владимира Ильича: «Поросят продал и, чтобы дома деньги не хранить, отдавал ему». Так же поступали и другие односельчане, в результате чего на сегодняшний день все они поставлены в очень сложное финансовое положение.
КСТАТИ
Как пишет «Комсомольская правда в Украине», на расширение бизнеса Владимир Ильич взял еще до кризиса в разных кредитных организациях 400 тысяч долларов под залог имущества. Закупил оборудование для новой маслобойки, начал строить дом и новую маслобойню. Но с кризисом дела остановились: все доходы шли на выплаты долга. Продлить договор, взять отсрочку кредита Б. не смог. На нем осталось еще 89 невыплаченных тысяч, да еще и жена оказалась втянута в кредитную историю, так как была поручителем.
На похороны Владимира и Татьяны приехали все родственники семейной пары. Среди них – Олег Михеев, депутат Государственной думы России, который высказал журналистам свое мнение о произошедшем: «У нас в России тоже очень много самоубийств из-за кредитов происходит. Однако этот случай, когда из-за долгов ушла целая семья, для всего СНГ – прецедент… Банкиры не захотели понять клиента, который, несмотря на кризис, старался выплачивать зарплаты, сберечь производство. Вместо того, чтобы пролонгировать договор с ним, дать какие-то поблажки, они устроили форменный прессинг».
Тем не менее, по мнению юристов, смерть должников, увы, не решает проблему. По закону, если в наследство вступят их дети, кредитные обязательства лягут на их плечи. Дети несут ответственность за родителей. Все может измениться только в том случае, если они откажутся от прав на наследство, особенно на залоговое имущество. В таком случае кредиторы получат право им распоряжаться на свое усмотрение.
Почему не обратился за помощью?..
Причины, по которым произошло то, что произошло, до конца пока никому не известны. Об этом можно только догадываться: долги ли, невозможность выхода из сложившейся финансовой ситуации, чувство вины перед оставшимися без сбережений односельчанами, может, какие-то другие неизвестные обстоятельства…
Возможно, следствие ответит на все вопросы. Но может случиться и так, что причины навсегда будут похоронены вместе с семейной парой Б.
В любом случае, люди, готовые прийти на помощь семье, которая всегда их выручала, по их словам, никогда не смогут принять подобного решения покойных.
Изучив мнения разных людей, знавших Владимира Ильича, можно с уверенностью сказать, что он был очень порядочным и совестливым человеком, поэтому тем более остается загадкой последний поступок в жизни этого человека…
Катерина Глотова, Варвара Груздева, Светлана Шарамок, Вадим Хряпо, ЛИЦА
Tweet