Вам торт с орехами или с ГМО? Теперь даже на презервативах пишут «без ГМО»
Если раньше о наличии ГМО в продуктах мы могли только догадываться, то сейчас наклейки «Без ГМО» лепят на все подряд. Специалисты «Укрметртестстандарта» объясняют: наклейки – затея хорошая, только закон о них вышел, мягко говоря, абстрактный – отсюда и наобум промаркированные товары на прилавках.
Вместо душевного спокойствия новая маркировка принесла гражданам бурю возмущения: интернет-сообщество второй месяц бурно обсуждает, как, следуя новой моде, сотрудники торговых сетей, не отходя от прилавков, сами лепят наклейки на продукцию, и спорит, нужны ли они на пачках соли и презервативов, бутылках «минералки» и водки. Специалисты «Укрметртестстандарта» объясняют: наклейки – затея хорошая, только закон о них вышел, мягко говоря, абстрактный – отсюда и наобум промаркированные товары на прилавках.
Изменения в закон «О безопасности и качестве пищевых продуктов» обязали продавцов торговать продуктами питания лишь с наклеенными стиками синего цвета «С ГМО» или зеленого – «Без ГМО» соответственно. Без них могут продаваться лишь табачные изделия и пищевые продукты, произведенные для личного потребления (к примеру, домашняя сметана, масло).
– Закон этот очень критикуют эксперты, потому как он обязывает проверять и маркировать даже те продукты, которые по умолчанию не могут содержать ГМО, – говорит по этому поводу начальник лаборатории молекулярно-генетических исследований научно-исследовательского центра испытаний продукции «Укрметртестстандарта» Руслан Анатольевич Голубец. – Ученые давно разработали список продуктов, которые должны обязательно проверяться, но он по непонятным причинам все еще не утвержден МОЗ.
По словам эксперта, наше законодательство вообще сильно отстает от европейского – если ЕС озаботился регулированием движения ГМО еще в конце 90-х, то в Украине первые шаги в эту сторону сделали только в 2007 году. В результате имеем нестыковку: передовые страны мира не маркируют свои продукты, если они содержат до 0,9% ГМО, а в Украине даже сотая доля процента – уже повод лепить стик. Наши производители и дистрибьюторы отдают свои товары в любую аккредитованную лабораторию системы Госпотребстандарта, которых всего 14 (ведь без специальных тест-систем, на вкус, цвет или запах выявить ГМО невозможно).
Только через лабораторию Голубца в месяц проходит около 250 образцов продуктов, в том числе импортных. Но она лишь выдает протокол испытаний с выводом, есть ГМО/нет ГМО, а проконтролировать, куда дальше идет подопытная еда, не может. Это в компетенции органов госконтроля, которые обязаны проводить рейды в торговых сетях и проверять товары, но в честность и неподкупность инспекторов украинцы уже давным-давно не верят…. Между тем существенная доля продукции, содержащей генно-модифицированные организмы, прибывает к нам из других стран.
– Чаще всего находим ГМО во вкусоароматических добавках и сырье – продуктах переработки сои, кукурузы. Их мука, лецитин идут потом в колбасные и кондитерские изделия, – рассказывает Голубец. – Проблема в том, что в Украине де-факто таких организмов нет – в стране не зарегистрирована ни одна линия ГМО, ни одна конструкция или растение, поэтому их нельзя коммерциализировать, а спрятать – запросто. В ход пошел банальный фальсификат – так, получаем на испытание образец ржаной муки или сухого молока, а находим там все ту же сою, 80% которой в мире сейчас уже модифицировано на генном уровне. Согласно регистрации считается, что в Украине ГМО нет, но мы-то видим, что это не так.
По мнению специалиста, проблема просачивания на наш рынок продуктов, содержащих «неправильные» организмы, есть и в дальнейшем наберет размаха, ведь генная инженерия не стоит на месте, и будущее мира все же за ней. Однако каждый потребитель имеет право знать, что содержит купленная им еда, а наше на тяп-ляп принятое законодательство пока не дает возможности понять это.
– Чем быстрее в Украине начнется регистрация генно-модифицированных растений, тем быстрее появится нормативная база для их лабораторных исследований, и мы сможем ответить, вредны ли ГМО для человека, и тем быстрее на товарах появится достоверная маркировка, – полагает начальник лаборатории.
Похоже, мы никуда не денемся от этого явления, но в таком случае пора бы следовать мировой практике и жестко следить, на какие поля попадают генно-модифицированные культуры, где их хранят и перерабатывают, а еще лучше – ввести сертификацию. Впрочем, по словам Руслана Голубца, используя бесконтрольно такое зерно, Украина, имеющая собственные прекрасные сорта тех же кукурузы и сои и чернозем, может запросто потерять свою зерновую базу.
– Советую производителям обращать внимание на происхождение закупаемого сырья, особенно если оно из Канады или Аргентины, а покупателям – хотя бы знать, что наиболее вероятно ГМО есть в сое, кукурузе, картошке, рапсе, – делится эксперт.
Кстати
Лидер про производству ГМО – США, на них приходится 57,7% генно-модифицированной продукции в мире, на втором месте – Аргентина (19,1%), затем Бразилия (15%).
Где можно встретить ГМО?
- хлебобулочные изделия
- мясные изделия: колбасы, паштеты, консервы, др. полуфабрикаты
- молочные продукты: сгущенка, мороженое, полуфабрикаты с творогом и др.
- овощные продукты: консервы, смеси, чипсы
- детское питание: смеси, каши, пюре, консервы
- жировые продукты: майонез, маргарин, соусы
- кондитерские изделия: молочный шоколад, конфеты, желе, мармелад, халва, пастила, жевательная резинка
- пищевые концентраты, каши и супы быстрого приготовления, диетические добавки, пряности и специи
- продукты, содержащие продукты переработки сои и кукурузы
Татьяна НЕГОДА, «Газета по-киевски»
Tweet