Школьные аттестаты снова продаются (журналистское расследование)
Чтобы сфальсифицировать аттестат с минимальным риском, нужно переписать школьный журнал. Тогда не придется объяснять, почему ученик, учившийся так себе, стал золотым медалистом. Чтобы переписать школьный журнал, его надо купить. Журналисты решили узнать, выросли ли продажи этих школьных атрибутов после изменений правил поступления.
– Дожились. Нормальная оценка в аттестат стоит две-две с половиной тысячи гривен. И это в сельской школе Черкасской области, – говорит депутат Верховной Рады Леся Оробец.
– Удивительнее всего было наткнуться на взяточничество в одном из самых престижных лицеев Киева, – добавляет член парламентского комитета по образованию от «Нашей Украины-Народной Самообороны». Только сумма уже измерялась в долларах.
– Презенты за отличные оценки оседают у директора. Где этого нет – счастливое исключение, – делится Оксана Владимировна, преподаватель одной из киевских школ. Говорит, что по распоряжению директора вынуждена была ставить «скорректированные» оценки.
Елена Игоревна преподает английский в маленьком городке: «Меня вызвал директор и дал список учеников, которым надо ставить «отлично». Никакого журнала переписывать не нужно было, прсто «лепишь» им пятерку – и все. Почти все они получили медали».
Такая информация от педагогов пошла после изменения правил поступления в вузы. Два года подряд они принимали абитуриентов только по результатам тестов. В этом году новый министр образования Дмитрий Табачник приказал учитывать и средний балл школьного аттестата. Каждому абитуриенту 600 баллов могут принести тесты и еще 200 – аттестат.
«Старшеклассникам стало неинтересно заниматься всеми предметами в школе, появилось хамское отношение к большинству учителей, а королем всего стал репетитор», – объясняет министр образования Дмитрий Табачник причину отказа от поступления только через тесты.
Лилия Гриневич, запускавшая системутестирования, предупреждала: настолько большой вес школьного аттестата может возродить практику их покупки.
Торговля возрождается?
Мы запросили данные с начала года у Министерства внутренних дел. Там есть Управление по борьбе с экономической преступностью. Среди его обязанностей – отлавливать взяточников в школах и университетах.
Валентин Зорба, оперуполномоченный УБЭП, ответил «Свідомо» так: «Не о чем говорить. За это время мы обнаружили не более пяти случаев. Громких нет».
Снимает ли это подозрения? Чтобы УБЭП занялся конкретным случаем, нужен «сигнал» – заявление от свидетеля или потерпевшего.
Если ни «свидетели», ни «потерпевший» обращаться с жалобами не спешат, «сигналы» УБЭП не получает.
Тогда по совету общественной организации «Опора», вот уже несколько лет следящей за честностью поступления, мы занялись поиском данных о медалистах. «Опора» считает, что тесты серьезно подорвали коррупцию – и количество абитуриентов, которых «волосатые руки» за уши втянули в вузы, уменьшилось.
Вот какие цифры мы нашли. В первый год поступления только по результатам тестов, 2008-й, – «озолотилось» 20220 11-классников. (Повторимся: кроме гордости родителей, эти медали ничего не давали.) И уже на следующий, 2009-й, – медалистов стало втрое(!) меньше – 7040. При этом, как утверждает глава Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук, на тестах многие из них не подтвердили своего «золота». Так, во Львове тестирование в школах провалили аж 70% медалистов – самых умных и сильных, казалось бы, учеников.
Что в этом году?
10855 золотых медалей – на треть больше, чем в прошлом году.
«По предварительным оценкам, у нас будет 141 медалист. Но к концу года их будет еще меньше» – так говорил начальник управления образования и науки Тернополя Александр Остапчук в марте, еще до утверждения новых правил поступления. А в конце мая медали получили не меньше, а больше – 151 выпускник. Как их могло стать больше? Медаль получает тот, кто имеет все пятерки за последние два года обучения!
Отдел образования имеет данные о лучших учащихся города – тех, у кого все пятерки были за десятый класс и все отлично в 11-м. Кто из них не выдерживает дистанцию и получает четверку – остается без медали. Поэтому медалистов может быть только меньше, чем ожидалось. Но никак не больше! В Харькове золотые медали получили 339 выпускников. В прошлом году их было в полтора раза меньше – 197. Черновцы в этом году гордятся 158-ю золотыми медалистами. В прошлом их было почти вдвое меньше – 82. Львов – 284 против 150. Волынь -709 против 679.
«Все уже было решено родителями с классным руководителем и директором. Чувствуешь себя в дерьме по уши», – рассказывает на условиях анонимности учительница. Она незаслуженно тянула 11-классников к медалям, выставляя по приказу директора отличные оценки по своему предмету.
Чтобы сфальсифицировать аттестат с минимальным риском, нужно переписать школьный журнал. Тогда не придется объяснять, почему ученик, учившийся так себе, стал золотым медалистом.
Чтобы переписать школьный журнал, его надо купить. Мы решили узнать, выросли ли продажи этих школьных атрибутов после изменений правил поступления.
По данным Министерства образования и науки, печатью классных журналов для 5-12 классов занимаются 11 компаний.
Когда мы их обзвонили, оказалось, что семь прекратили этим заниматься, а еще две вообще исчезли. Фактически печатают журналы харьковское издательство «Ранок» и Керченская городская типография. Большинство школ покупают журналы «Ранка» в его разветвленной сети магазинов.
– Меня интересует статистика продаж классных журналов за этот и прошлый годы. Можете предоставить эти данные? – обращаюсь я к коммерческому отделу «Ранка».
– А с чего это я, собственно, должна давать такую информацию? – неприветливо отвечает менеджер на том конце провода.
– А вам что-то мешает?
– Это коммерческая тайна.
– Хорошо, я не буду называть название вашей фирмы. Мне важно знать, действительно ли вы в этом году продали журналов больше, чем в прошлом.
– Секунду.
Несколько минут слышу в трубке переговоры с кем-то, а затем – категорический отказ:
– Вы знаете, нам строго запретили распространять эту информацию. Извините. И еще одно – вам эту информацию не предоставит ни замдиректора, ни директор. Так что не старайтесь.
Информацию мы все же получили. Из нее следует, что в марте-апреле 2010 года продажа классных журналов увеличилась на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
То есть за два месяца перед выпуском школьников продажи журналов выросли почти на четверть! Заметьте: сравниваются такие же месяцы перед выпуском в прошлом году. Когда выпускников школ вообще-то было больше.
«МОН не увеличивало заказ классных журналов», – ответил на вопрос «Свідомо» министр Дмитрий Табачник. – «Количество журналов полностью отвечает потребности каждой школы. Лишних никто не заказывал».
На самом деле журнал может купить любой человек. Даже заказать на сайте того же издательства «Ранок». Цена – 23 гривны 50 копеек.
Министр исключил возможность взяточничества вообще:
«Просто физически невозможно переписать школьные журналы за несколько лет для повышения среднего балла аттестата. И даже если возникнут подозрения, то можно провести выборочные проверки этих учебных заведений. Я за свою жизнь ни разу не столкнулся с ситуацией, когда школьный учитель просил взятку за оценку. Для этого надо, чтобы в сговор вступили сразу 30 учителей, директор и представители районных отделов образования».
Перемены ради взяток?
Два последних года выпускники, их родители и преподаватели заявляли: коррупция при поступлении в вузы снижается. Так утверждал Киевский международный институт социологии, опрашивая 11-классников, первокурсников, родителей и учителей школ. Это было именно в те годы, когда в вуз можно было вступить только по результатам тестов.
Тесты не были совершенными. Две недели назад сотни абитуриентов обступили Минобразования с требованием проверить задания по английскому языку. Их не смогли решить не только 11-классники, но и преподаватели и носители языка.
Но вместо улучшения тестовых заданий или введения тестирования способностей Министерство выбрало другой вариант – принимать по оценкам аттестата, а со следующего года – через экзамены, которые будут проводить сами вузы.
Позволит ли это детям из небогатых семей поступать за счет бюджета в университет им. Шевченко или в КПИ? В прошлом году это удалось всем, кто набрал максимальные баллы на тестах. Например, парню из обычной школы в Шостке, поступившему на
экономическую кибернетику в университет им. Шевченко, или школьнице из городка Ромны, которую приняли на юрфак этого же вуза.
Или систему меняют, чтобы вернуть тотальное взяточничестве при поступлении?
В Одесской юридической академии, возглавляемой Сергеем Киваловым, мы нашли странную инновацию. Ее приемная комиссия советует ознакомиться с программой по основам правоведения. «В рамках профориентационных мероприятий» – написано на сайте.
– Для чего? Вы собираетесь проводить вступительный экзамен? – спрашиваю в приемной.
– Если вы просто вступаете в нашу академию, то нет. Если по направлению, скажем, с места работы, то вам нужно будет сдать вступительный тест по правоведению, плюс психологический тест.
– Подождите, а это разве написано в условиях поступления, утвержденных Министерством?
– У нас все законно. До свидания, всего наилучшего.
Максим Опанасенко, Бюро журналистских расследований «Свідомо», «КременчугскийТелеграф»
СПЕЦПРОЕКТ «Телеграфа» и бюро журналистских расследований «Свiдомо»
*****
Школьники теряют знания. Массовая неявка на экзамены и невысокие результаты выпускников снизят конкуренцию за бюджетные места в вузах
Инфраструктура / Регионы
По итогам внешнего тестирования, обнародованным недавно Украинским центром оценивания качества образования, многие старшеклассники не набрали и минимального проходного балла (124). Но доступ в рейтинговые вузы закроется даже для тех, кто преодолел этот порог, поскольку университеты в нынешнем году намеренно подняли стартовую планку по профильным предметам до 160–180 баллов. Если учесть, что экзаменационная сессия отличалась еще и массовой неявкой учеников, армия поступающих в заведения высшей школы автоматически сокращается более чем на 100 тыс. человек.
Отличников стало меньше
На прошлой неделе завершилась кампания по внешнему тестированию. Как показывают ее итоги, озвученные Украинским центром оценивания качества образования, в этом году успешность будущих абитуриентов оставляет желать лучшего. По украинскому языку и литературе набрали ниже минимального проходного балла в 124 единицы 10% учащихся, приблизительно по 40% получили до 150 и до 180 баллов, а на высокие отметки (185–200) претендовали менее 10% старшеклассников. Еще хуже результаты по математике: средние баллы (150–180) получили около 85% учащихся, высокие (185–200) — чуть более 5%.
Практически такие же отметки в тестах по иностранным языкам. По биологии, географии, химии, физике процент тех, кто не сдал экзамен, меньший, чем по вышеназванным предметам, и не превышает 7–8%. Но ниже и доля отличников — до 3%. Порядка 90% будущих абитуриентов сдали экзамены по профильным наукам со средними результатами. Не впечатляют и показатели по количеству тех, кто получил наиболее высокие баллы по двум-трем предметам. В минувшем году сдавших на 200 два теста было около 70, в этом — 52. А получивших 200 баллов по трем предметам всего трое (из Киевской, Донецкой и Львовской обл.) против десяти в 2009 г.
Снижение успеваемости отчасти поясняется более сложными заданиями. Еще в ходе кампании по внешнему оцениванию в Украине вспыхнул скандал вокруг тестов по английскому языку. Старшеклассники и их родители обвиняли разработчиков в том, что задания не соответствуют программе средней школы. Более того, с ними не смогли справиться даже многие ученики специализированных учебных заведений, а также те, кто занимался с преподавателями в индивидуальном порядке. Тогда директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук назвал скандал вокруг тестов «сговором репетиторов».
Последние якобы, чтобы оправдаться перед родителями, заплатившими немалые суммы за их услуги, специально очерняют тесты, хотя на самом деле те полностью отвечают школьной программе. Но, как отметила в интервью «ДС» преподаватель английского языка лицея бизнеса «Лидер» Инна Беридзе, проблема действительно была. «Наши ученики сдали тесты хуже, чем ожидалось. Получить 180–185 баллов, которые бы позволяли рассчитывать на поступление в рейтинговые вузы, удалось немногим. Средний результат составил 170–176 единиц», — отмечает эксперт. По ее словам, задания характеризовались излишне высокими требованиями к лексике и письменной работе.
Схожие недостатки отмечают преподаватели математики: в этом году были усложненные практические задания на фоне упрощения вопросов по теории. Злую шутку с абитуриентами сыграл и тот факт, что на пробных тестированиях задания оказались проще, чем в 2009 г., из-за чего многие позволили себе расслабиться и готовились менее тщательно.
Снижение успеваемости, скорее всего, будет способствовать уменьшению проходного балла во многих вузах. В прошлом году в наиболее рейтинговые университеты на бюджет попали лишь те, кто в сумме по трем предметам получил 550–600 баллов. К примеру, в Киево-Могилянской академии по направлению «Экономическая теория» проходной балл составлял 583–599, по праву — 586–600.
В Киевском национальном университете им. Т. Шевченко на зачисление на факультет биологии могли претендовать те, кто получил по двум тестовым предметам не ниже 387, на факультет экономики — не ниже 399. Желающие учиться на факультете международной экономики должны были предоставить три сертификата с общей суммой 595, на факультете международных отношений — 594, юридическом — 583. То есть, по сути, на бюджет прошли практически одни отличники. В этом году такого числа поступающих с высокими баллами просто не будет.
Более того, многие абитуриенты даже не смогут подать документы в ведущие вузы, поскольку их руководство в 2010 г. намеренно повысило входной порог, увеличив минимальные баллы по профильным предметам. К примеру, в Киевском национальном университете им. Т. Шевченко этот показатель для поступающих на право, журналистику, издательское дело должен составлять не менее 170. В Политехническом институте практически для всех специальностей минимальный проходной балл по профильным предметам увеличен до 150, в Киево-Могилянской академии — до 180.
Лишние конкуренты отсеялись
Конкурсы в вузах уменьшатся и по причине сокращения количества тех, кто смог получить вожделенные сертификаты внешнего оценивания. Ведь нынешняя тестовая кампания стала рекордной по неявке зарегистрировавшихся ранее абитуриентов. По данным общественной организации «ОПОРА», которая занималась мониторингом тестирования, неявка на экзамены в этом году превысила 100 тыс. чел. (до 13% от зарегистрировавшихся).
Сдавать украинский язык и литературу не пришли свыше 50 тыс. чел. (12%), биологию — около 20 тыс. (15%), географию — более 17 тыс. (15,4%), иностранные языки — порядка 13 тыс. (12%). В самом начале кампании эксперты выдвигали версию, что игнорирование старшеклассниками тестирования связано с их желанием «пересидеть» этот год дома в ожидании более благоприятного для поступления следующего сезона, ведь план реформирования средней школы предусматривает, что выпуска 11 классов в 2011 г. не будет.
Но так как именно на это время пришелся пик заявления политиков и профильного ведомства о том, что 12-летнее образование в Украине вообще могут отменить, эту версию отбросили как несостоятельную. По мнению руководителя «ОПОРЫ» Ольги Айвазовской, не пришли на экзамены в основном выпускники прошлых лет. «Дело в том, что регистрация на внешнее оценивание началась раньше, чем появились изменения в правила приема, позволившие окончившим школу в минувшие годы при поступлении на заочное отделение сдавать экзамены при вузе. Поэтому те, кто получил это право, попросту проигнорировали тестирование», — поясняет она.
Но часть учеников не попали на тестирование по причине ужесточения правил: в этом году даже малейшее опоздание или отсутствие какого-либо документа означало автоматический недопуск к экзамену. А учитывая, что количество пунктов тестирования заметно сократилось из-за проблем с финансированием, опоздавших было немало. Часть из них попытались получить дополнительный шанс сдать экзамены, вооружившись медицинскими справками, поясняющими их неявку на предыдущую сессию, и были допущены к дополнительной.
Однако выкрутиться удалось далеко не всем. Доля тех, кто в этом году не попал на тесты или же не набрал минимального проходного балла, близка к 20% от общего количества будущих абитуриентов (434 тыс. чел.). То есть конкуренция за места на стационаре автоматически сокращается. Правда, по словам Ольги Айвазовской, в нынешних правилах приема есть пункт, позволяющий вузам зачислять поступающих, имеющих по непрофильному предмету менее 124 баллов, при условии, что по профильным они набрали не ниже 170. Но таковых среди общего количества не преодолевших минимальную планку немного, так что армия претендентов на места в институтах будет действительно меньшей, чем ожидалось.
Людмила Ксенз, Деловая столица
Tweet