КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1995-ГО: МИФЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

23 июня 1995 года в поселке Курортное под Коктебелем, два члена ОПГ «Башмаки» получили деньги за “место” на рынке от двух торговцев-татаров. Однако местный житель Асанов догнал вымогателей и потребовал вернуть деньги. Началась драка, за которой последовали массовые драки, погромы, убийства… В первой части публикации автор анализировал ситуацию в криминальном мире Крымского полуострова того времени и условия, которые привели к открытым военным действиям не только между словянскими и татарскими ОПГ, но и в целом против правоохранительных органов, государства.

На этот раз автор предпринимает попытку не только развенчать некоторые расхожие мифы, связанные с событиями семилетней давности, но и спрогнозировать будущее оргпреступности с «национальным лицом», перспективы терроризма исламского толка в Украине.

Миф №1. О стихийности действий.

Выступая после описываемых событий, многие лидеры меджлиса, давая оценку произошедшему, называли действия крымских татар стихийными — как следствие постоянного ущемления их прав и притеснения со стороны местных криминальных группировок (последнее было подхвачено средствами массовой информации).

Следствием же было достоверно установлено (это подтвердили в суде непосредственные участники событий), что 24 июня вечером все те, кто на следующий день возглавлял колонны погромщиков, собрались в Старом Крыму. Там на местном стадионе подготовили металлические прутья, бутылки с зажигательной смесью, огнестрельное и холодное оружие, легковые автомашины и автобусы. Экспромт был тщательно подготовлен. Все это удивительно напоминает сюжет, предложенный в известной песне Макаревича о марионетках «в ловких и натруженных руках…». Только вот определить , кто в этих руках «волк и заяц, тигр в клетке» задача отнюдь не простая.

На следующий день, когда в Щебетовке проходили похороны погибших, в Феодосии колонна автомашин подъехала к ресторану «Киммерия». Здание обстреляли из огнестрельного оружия (в том числе использовались автоматы типа «Узи»). После этого ресторан забросали бутылками с зажигательной смесью. При этом нападавшие прекрасно знали, что в помещениях находились женщины и дети.

Затем колонна выехала из Феодосии. Возле Коктебеля одну из машин задержали и досмотрели работники милиции. В багажнике обнаружили бутылки с зажигательной смесью. Двух находившихся в машине молодых людей, активных участников нападения на ресторан (из так называемой «джановской» бригады), доставлены в горотдел милиции.

Миф №2. О задержании «невинных татар» .

Руководство меджлиса неоднократно заявляло (что немедленно подхватили СМИ): терпение татар лопнуло после задержания милицией в тот день двух “невиновных татар”.

В действительности один задержанный был русский, а другой — кабардинец. Однако съехавшимся в Щебетовку со всего Крыма на похороны объявили, что задержаны невиновные крымские татары. И результат не заставил себя ждать – была предпринята попытка штурма горотдела милиции, освобождение задержанных и взятие в заложники начальника местной милиции. Затем колонны двинулись по городу, громя киоски, магазины, офисы. Следующими объектами стали Коктебель, Щебетовка и Судак. Погромы сопровождались поджогами, уничтожением имущества, избиением людей, грабежами автозаправок, кафе. Обстреливали здания. Неоднократно обливали бензином и грозились сжечь взятого в заложники начальника милиции. Впереди шли «имдатовцы» и «аскеры Адалета» в зеленых повязках (были там и вездесущие чеченцы…). В Судаке возле двух жилых домов разгорелась настоящая перестрелка из автоматического оружия. В толпу бросили гранату (по счастливой случайности взрыватель ее не сработал). А оба дома подожгли. Сожгли и три автомашины (головная боль для меджлиса, так как это оказались машины «крутых» москвичей — из известной солнцевской группировки, прибывших на отдых в Судак). Ущерб от погромов исчислялся десятками миллиардов тогдашних купоно-карбованцев.

При выезде из Судака руководители колонн собрались возле автомашин, поделили похищенные тут же на автозаправке деньги и определились с дальнейшим маршрутом: Старый Крым — Белогорск — Симферополь. При выезде из Судака, возле поселка Суук Су, колонна была остановлена ОМОНом и другими подразделениями милиции, а в процессе возникшей затем перестрелки два человека убиты и еще около 20-ти получили огнестрельные ранения (в числе последних и двое ранее отпущенных под напором толпы “джановцев”).

Миф №3. О роли меджлиса

А что же меджлис? Вряд ли представителей его руководства можно отнести к тем самым “натруженным рукам”. Вероятнее всего они сами ощущали себя марионетками в известных им руках…Еще в Коктебеле руководство меджлиса гарантировало, что беспорядки будут прекращены. Однако, обстановка к тому времени давно уже вышла из-под их контроля. Cобственно, она не контролировалась с самого начала – с 24 июня. Роль меджлиса достаточно красноречиво иллюстрирована картинкой неоднократно показанной в те дни по телевидению: фигура одного из руководителей меджлиса с беспомощно поднятыми руками, а мимо проезжают легковые автомашины с погромщиками, ведомыми иными лидерами (неформальными?). На передней развивался зеленый флаг (колонну возглавлял лидер «Адалета»).

Меджлису выгодно было поддерживать этот миф. Ведь это — напоминание о себе как о реальной политической силе и единственном представителе крымско-татарского народа. А значит — это деньги, иная помощь от единоверцев из-за рубежа. Автор этим заявлением ни в коей мере не хочет огульно очернить все руководство меджлиса, тем более, хорошо зная истинное положение подавляющего большинства крымских татар, вернувшихся на свою историческую родину…

Изет Абсатаров — лидер регионального (феодосийского) меджлиса крымско-татарского народа, о котором сообщали, как об одном из организаторов погромов 25 июня на самом деле таковым не являлся. Не дотягивал он даже до «волка», разве что до “зайца”. А если точнее, Абсатаров — продавец магазина, выдававший себя за мастера восточных единоборств, в предыдущие годы безуспешно пытавшийся создать собственную криминальную группировку, чтобы занять место между «башмаками» и «имдатовцами». Но как первые, так и вторые решительно пресекали все его попытки. Действительно, тем июньским днем он вел одну из колонн погромщиков в пригород Феодосии, где проживал «Белый» — руководитель местных «башмаков». Однако потом Абсатаров сам же испугался и колонна, достигнув поселка, по его команде повернула в обратном направлении, не предприняв каких-либо ранее обговоренных действий (погромов).

Фигура этого человека была раздута с одной целью — чтобы помочь ему уйти от ответственности за совершение преступлений, не дав таким образом, скомпрометировать все руководство меджлиса. На первоначальном этапе это удалось. Незадолго до массовых беспорядков у Абсатарова в доме изъяли более полукилограмма марихуаны. Представители местной милиции, опасаясь, что привлечение к уголовной ответственности лидера регионального меджлиса, может спровоцировать новые волнения среди крымских татар, дело незаконно прекратили (решив извечное противоречие категорий законности и целесообразности в пользу последнего).

Тогда же лидер регионального меджлиса оказался в “шестерках” у заезжего чеченца, который вовлек того в преступную группу. В октябре, с целью решить свои финансовые проблемы, они бросили в подвал своего же товарища — бизнесмена из крымских татар, и утюгом выжигали из него 350 тысяч долларов США, якобы полученных потерпевшим от незаконной продажи за границу вертолетонесущего крейсера Черноморского флота “Ленинград” (в это время руководство меджлиса инициировало активность местной милиции в поисках пропавшего бизнесмена, не предполагая, что одним из активных участников похищения является членом его руководства…). С аналогичной целью чеченцы с Абсатаровым взяли в заложники предпринимателя-армянина из Старого Крыма, которого “отутюжили”, требуя 20 тысяч долларов… Спасло последнего то обстоятельство, что терзаемый мыслью о близкой смерти, он «вспомнил» о золоте, якобы зарытом на огороде у тещи. Ночью чеченцы и Абсатаров вырыли там огромную траншею, но ничего не обнаружили. Понимая, что хозяйка дома видела, с кем ее зять приехал на огород, киднепперы вынуждены были отпустить потерпевшего на время. Именно за эти преступления Абсатаров и был впоследствии осужден к лишению свободы, как рядовой участник преступной группы.

Где сейчас остальные герои нашего повествования? Дзюба и его жена не пережили того лета и уже в июле погибли. Стрелявшие в него в Борисполе осуждены к лишению свободы и высшей мере наказания. Многие из участников массовых беспорядков осуждены и отбыли наказание. На месте столкновения колонны с милицией в Суук Су возведен обелиск, посвященный памяти двух погибших татар. Коряк, обвиняемый в убийстве двух крымских татар находится в розыске (как и четверо других участников тех событий). Мустафа Джемилев (тогдашний и нынешний лидер меджлиса, а ныне и председатель Совета представителей крымско-татарского народа при главе государства) и Рефат Чубаров (заместитель председателя меджелиса) стали членами парламента Украины. Начальник милиции, отдавшийся в руки погромщиков в том же году уволился из милиции. А для крымчан то лето запомнилось пустынными пляжами, санаториями и пансионатами, простаивающими в отсутствие отдыхающих. Памятью о тех событиях еще недавно кое-где виднелись остовы зданий, сожженных погромщиками …

Подведение итогов

Сторонники историко-социологического подхода в изучении причин коллективного насилия утверждают: действия толпы в массовых беспорядках, в конечном итоге, рациональны и оправданы. Коллективный протест является прогрессивной исторической функцией, инструментом обновления общества. С его помощью “выпускается пар” — снимается накопившееся напряжение, предотвращается более крупный социальный взрыв, а виновники общественного неблагополучия наказываются.

Действительно, государство иногда специально организует или провоцирует массовые беспорядки, чтобы снять внутреннее напряжение или направить накопившийся в обществе потенциал насилия против неугодной части населения. Это происходит, обычно, в тоталитарном государстве по вине антинародного правительства, которое не может “выпустить пар” иным способом. Примером таких организованных беспорядков стали еврейские погромы в Германии в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года. Еврейские синагоги и магазины были разграблены, а многие граждане еврейской национальности — убиты.

Было ли заинтересовано наше государство в таком “выпускании пара”? Однозначно — нет! Разве что ему было абсолютно безразлично все происходящее… Что же тогда произошло в Крыму в июне 1995 года? Происшедшее можно отнести к современным формам коллективного насилия, в частности, к такой их разновидности, как инструментально-экспрессивные, где первые служат инструментом (средством) достижения определенных, в том числе политических целей, а вторые, используют некоторые моменты, связанные с внезапно возникшими под влиянием эмоций (после подстрекательских призывов) и переживаний их участников.

В чистом виде массовые беспорядки, возникшие стихийно, характеризуются таким же стихийным созданием органов управления, призванных руководить и планировать действия толпы. Здесь же, как известно, стихийно органы управления не создавались, так как они были заранее определены, как распределены и роли участников погромов.

Все дело в том, что Украина, переживала тогда наиболее сложный период начала экономических преобразований и безусловно не могла избежать дележа сфер влияния между организованными преступными формированиями. Ранее тоталитарные режимы (Гитлер, Сталин, многочисленные военные хунты в Латинской Америке и проч.) уничтожали организованную преступность. Можно привести длинный перечень их методов — начиная от расстрела рецидивистов в Булонском лесу во время первой мировой войны и заканчивая сбросом членов организованных преступных группировок в океан с самолетов (без парашютов), что практиковала, в частности, хунта в Аргентине еще не так давно… Однако Украина — не тоталитарное государство и в силу последнего существование организованной преступности у нас естественно. А как обоснованно считают специалисты, современный преступный мир, как и современный бизнес, склонен к централизации, организации и коммерческой деятельности. То есть такая преступная деятельность требует не только сохранения, но и постоянного расширения сфер своего влияния. Все это порождает процесс непрекращающейся борьбы между группировками за сохранение и расширение сфер влияния. Основные формы такой борьбы: подрыв экономической мощи противостоящей криминальной группировки — путем уничтожения имущества, угроз, насилия, а как крайняя мера — убийство лидеров и активных членов группировок в процессе “разборок”.

Именно с этим мы и сталкиваемся, анализируя обстоятельства массовых беспорядков в Крыму в июне 1995 года. Происшедшее необходимо рассматривать через призму деятельности именно организованных преступных формирований, как попытку “выдавить” силовыми методами местные (традиционные) криминальные группировки и войти в уже поделенные сферы влияния новой криминальной группировки, сформированной преимущественно по этническому признаку, объединившейся с другой — также по их мнению обделенной своей сферой влияния. Для решения своих проблем одна из сторон инициировала социальный взрыв недовольства меньшинства в связи с систематическим ущемлением его прав, направив впоследствии их силы против другой группировки и придав при этом конфликту вид межнационального.

Говоря о межнациональном конфликте, нельзя исключать в перспективе массовые беспорядки в Крыму, в основе которых будет лежать и межнациональный конфликт. Исходя из предлагаемой некоторыми учеными типологии межнациональных конфликтов (Паин Э.А. Проблема регулирования этнических конфликтов в постсоветском обществе // В кн.: Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Вып.2. 1998), это может быть конфликт “неуправляемых эмоций” (конфликт-бунт или конфликт-погром); либо конфликт “идеологических доктрин”, когда недопонимание проблем этнотерриториального характера может повлечь конфликт (ныне вялотекущий), возникший как историческое эхо депортации крымских татар.

Но происшедшее — только предупреждение, поскольку события 23-25 июня — лишь один эпизод в «разборной» войне организованных криминальных формирований Крыма. Сегодня там якобы покончили с местными криминальными группировками. Но, ведь, пустым такое прибыльное место как Крым никогда не будет. Новые группировки будут делить полуостров. Да и старые вряд ли так легко сдадут позиции (быстрое восстановление своего состава – одна из характерных черт современной организованной преступной деятельности). А это значит, что не за горами то время, когда вновь будет разыграна “крымско-татарская карта”. Кто следующий это сделает? Криминалитет? Политики? В чьих “ловких и натруженных руках” окажутся “… волк и заяц, тигры в клетке…”? Кого они будут сметать на этот раз — коррумпированную власть, криминалитет?

Нельзя сбрасывать со четов мусульманский фактор. Ведь в большинстве современных военных конфликтов одной из сторон выступают мусульманские государства либо сам мусульманский фактор (бывшая Югославия, Кипр, Нагорный Карабах и др.). Не секрет, что крымские татары принимали участие в боевых действиях в горячих точках…Новоявленные миссионеры из ряда арабских стран (может быть и на деньги бен Ладена) вовсю насаждают различные течения своего учения. Это может быть и ваххабизм – он просто может первым заполнить (уже заполнил?) ту пустоту в сознании молодежи (да и лиц среднего возраста), которую создал воинствующий атеизм в последние десятилетия существования СССР.

Останется ли Украина в стороне от этих процессов? З.Яндарбиев утверждает, что Крым должен выйти замуж за ислам, потому что только ислам сохранит честь и достоинство Крыма, крымских татар. Что будет? Насколько тогда будет актуален вопрос о Крыме как следующей Чечне…

Следует оставить иллюзии, что все плохое останется где-то далеко и мы из своего «далека» будем с интересом наблюдать за происходящим на экране телевизора, посмеиваясь над проблемами россиян и восхищаясь чеченцами, которые ухитряются перегонять деньги из Украины на закупку вооружений для боевиков, либо закупать его у вездесущих прапорщиков. Надо помнить, что эти деньги получены мошенническим путем либо путем вымогательства и это наши деньги. И если раньше можно было без проблем «толкнуть» для боевиков партию «джипов», привезенных в феодосийский порт, то сейчас такие сделки могут плохо закончиться для всей страны… Будем помнить и предвидеть, что наши мир и спокойствие могут оказаться всего лишь затишьем…

Мы стремимся в Европу, но о ней говорят как об объекте исламского наступления. И если мы стали прагматиками и думаем о получении своего куска пирога со стола цивилизованного мира, тогда следует помнить и то, что исламский радикализм совершенно не озабочен получением благ западной цивилизации — ему плевать на современную цивилизацию как таковую. Украина хочет остаться той «третьей» силой, которую не связывали бы напрямую ни с Западом ни с Востоком. Как долго она сможет балансировать в таком «интересном» положении?

Если семь лет назад группа «неверных» смогла направить толпу на нужные им объекты, то что тогда может сделать исламский радикализм и деньги какого-нибудь бен Ладена?..

Помните, как все заканчивается в известной песне: “… Хозяин гасит свечи. Кончен бал… Кукол снимут с ниток длинных и засыпав нафталином — в виде кукол сложат в сундуки…”. Надолго ли?

Об этом в следующих публикациях, ближайшую из которых посвятим национальным особенностям борьбы с организованной преступностью в Украине.

В.БОЯРОВ, специально для «УК»

Читайте также: