Акция «Эльдорадо» глазами потребителя: кредиты только для «лохов»!
Акция «Эльдорадо» глазами потребителя: кредиты только для «лохов»! Как и многие жители Киева, я «купилась» на такую многообещающую рекламу сети магазинов техники «Эльдорадо», где, ну просто каждый покупатель, даже щуплого телосложения и туповатого вида, без нитки на теле является настоящим королем для персонала магазина. Надо сказать, что иллюзий по-поводу беспроцентных кредитов не питала, поскольку систему примерно знаю – на товар, который продается в кредит, завышается стоимость изначально, и все возможные проценты уже в нее входят. Однако, в любом случае, перспектива сделать дорогую покупку и выложить не единовременно до тысячи долларов, а отдавать ежемесячно практически не ощутимую для бюджета сумму в 200 гривен меня привлекла. Но самое привлекательное было то, что не нужно никаких дополнительных условий, кроме паспорта и идентификационного кода (по крайней мере, так декларируется в рекламной кампании, и так заявляют все продавцы «Эльдорадо»). Хочу поведать, как на самом деле выглядит эта акция глазами потребителя.
Субботним утром я отправилась в близлежащий магазин «Эльдорадо», что на Харьковском массиве в Киеве. Присмотрела очень симпатичный ноутбук и спросила продавца о кредите, который так активно рекламируется. Вежливый молодой человек выписал счет, сказал, что можно подойти к любому из менеджеров представленных в магазине банков-кредиторов, поскольку условия у всех одинаковы. И, получив там согласие кредитовать, вернуться к нему за желаемым товаром. Пожалуй, оптимистическая часть похода в магазин на этом и закончилась. Потом началось общение с этими «радушными» банками, якобы готовыми за 15 минут осчастливить любого.
В магазине работали менеджеры 5-ти банков: «Home-кредит», «Ренессанс», «Русский Стандарт», «Альфа-банк» и «Дельта-банк». Сразу же выяснилось, что «Русский Стандарт» не работает по данной программе кредитования, поскольку у них в банке эта акция еще не стартовала. У банка «Ренессанс» просто сломалось программное обеспечение, и они тоже не работают. «Home-кредит» вывесил красноречивое объявление, что акция 0% 0% 0% 30 месяцев работает. Однако, когда подходила моя очередь, под словами, написанными крупными буквами – «БЕЗ СПРАВКИ О ДОХОДАХ», мелким, едва заметным шрифтом красовалась надпись: «Справка о доходах не требуется, только если кредит не превышает 4 тысячи грн.». Моя желаемая покупка эту сумму превышала. Однако выбор банков сузился до двух. И я отправилась к столику «Дельта-банка».
Заведомо спросила менеджера Юлию об условиях кредитования. Она ответила по-рекламному лаконично: паспорт и код. И вот началось томительное ожидание своей очереди (миф о 15 минутах быстро развеялся). Хотя не понимаю, что мешает предоставить людям возможность самостоятельно заполнить анкеты с интересующими вопросами, отдать их менеджеру и ожидать ответа по телефону, а не «столбычить» по 2-3 часа в душной очереди. Стою и прислушиваюсь к вопросам менеджера. Очень удивил один из них: «Какая площадь Вашей квартиры?»
Люди добрые, объясните мне, несведущему потребителю, зачем банку, который выдает потребкредит без требования киевской прописки вообще, необходимо знать площадь квартиры? Передо мной стояли женщины; очевидно, мама и дочь. Они были счастливы, что дождались, и облегченно упали на стул около всемогущего менеджера «Дельта-банка», так плотно отпечатавшегося в сознании людей неким Дельта-меном с пачками купюр в руках. Однако, Дельта-леди раздавать подарки к Новому году не спешила. Увидев, что сумма покупки составляет 980 гривен, она заявила, что банк кредитует от 1000 гривен. Два вопроса – почему это дополнительное условие не прописано на месте кредитования? И что мешало выдать кредит на тысячу и расписать эти несчастные 20 гривен в выплаты? Но это совсем не интересует Дельта-леди, увы, не спешащую на помощь. Поэтому женщинам пришлось взять в магазине какую-то ненужную им безделушку, чтобы «добить» до нужной суммы.
Если вы думаете, что их мытарства, наконец, закончились – ошибаетесь. Менеджера что-то не устроило в их документах, и женщины удалились, произнося совсем не слова благодарности.
Вот, наконец-то, и мне довелось пообщаться с олицетворением сей финансовой структуры. Анкета состояла из нескольких незамысловатых вопросов: доход, место работы, место проживания, паспортные данные. Работаю в крупной компании, зарплата вся официальная и раз в 20 превышает ежемесячный платеж по кредиту. Казалось бы, что еще нужно, чтобы стать желанным клиентом для банка, специализирующегося на потребительском кредитовании? Но был еще один как бы пустяковый вопрос, который стал причиной моих пререканий с менеджером. Такие банки требуют указать телефон и точный АДРЕС (!) кого-либо из киевских знакомых. Я попросила сотрудницу не отказать в номере телефона, чтобы ей могли позвонить и меня идентифицировать. Но с разглашением адреса категорически была не согласна!
Спросила у барышни, на каком основании они спрашивают такую информацию о третьих лицах? Зачем банку знать адрес другого человека? Кто будет ответчиком, если вдруг человек, который сегодня называется другом, завтра подаст на меня в суд за разглашение о нем личной информации? Барышня сообщила, что без этих данных заявка не уйдет. На что я посоветовала набрать предоставленный номер и самостоятельно спросить человека, хочет ли он предоставлять о себе такие данные. С горем пополам закончили. Полчаса нужно было ожидать решения…
Вернувшись часа через три, узнала, что банк отказал мне в кредите. Позже спросила сотрудницу, звонили ли ей из банка – оказалось, что нет. Поскольку была суббота, подозреваю, что уточнить данные по месту моей работы им тоже не удалось. Вопрос: в чем причина отказа?
Почему банки считают, что не обязаны давать клиентам этой информации? Если декларируются условия и, несмотря на соответствие им, они отказывают, так почему не называют причину? Для себя я эту причину увидела в следующем: таким банкам, наподобие «Дельта» или «Альфа», где решения принимаются за 15-30 минут, очень удобно работать с людьми, которые мало разбираются в законности задаваемых вопросов, в содержании договоров, которые подписываются и т.д. Пусть у них будет минимальная зарплата – банк сможет «стащить» ее всю, благодаря клиентской некомпетентности. Но совсем другое – работать с людьми, которые эту систему знают и видят все подводные камни. Когда-то слышала о негласном нежелании банков кредитовать юристов. Наверное, это тот же случай. И таких же потребителей, как я сама, хочу предостеречь, исходя из приобретенного опыта:
– если Вам говорят о беспроцентных акциях, знайте, что проценты заложены в цену или товар просто теряет популярность и его хотят побыстрее продать.
– Если не требуется справка о доходах, то могут быть ограничения по сумме кредита, или Вам предложат принести справку «на всякий случай».
– Если Вы получаете мало и хотите взять необходимую вещь подешевле, чтобы легче было выплачивать, Вам навяжут более дорогую. Например, DVD-плейер не за 350 гривен, а за 500 – минимум, потому что кредитуют с 500 гривен или с 1000.
– Если Вам говорят, что прописка не имеет значения, будьте готовы предоставить информацию о площади квартиры.
– Если Вы считаете, что кредит – это Ваше личное дело – забудьте. О нем узнает весь круг Ваших знакомых, пока Вы будете искать того, кто в данный момент находится дома и сможет поговорить с менеджером банка.
– И, наконец, если Вы считаете, что достаточно зарабатываете, разбираетесь в условиях кредитования и поэтому получите кредит без проблем, Вы ошибаетесь. Банки типа «Дельта» и магазины типа «Эльдорадо» ищут как раз тот рекламный типаж, который они для себя определили – бедный, глупый, соглашающийся со всем, что ему предложат, подписывающий все, что ему подсунет любая мартышка.
Ольга, читатель «УК»