Украина: сколько стоит стать политиком (подонком)
В 90-годы стать политиком можно было с одной гривной в кармане. Кандидаты в депутаты и мэры выходили на улицу и агитировали соседей за себя. Но эти романтические времена прошли.
Митинги проходили прямо во дворах многоэтажек, а из подручных средств у молодых соискателей были в лучшем случаи микрофоны и плакаты.
– Но эти романтические времена прошли, – утверждает политолог Владимир Фесенко. – Люди очерствели, а, если хочешь стать политиком, береги честь смолоду и ищи спонсоров.
В разгар местных выборов «Комсомолка» решила исследовать различные пути восхождения на политический Олимп.
ДЕПУТАТ ЗА ПОЛЦЕНЫ
Политическая карьера киевлянина Игоря началась в 18 лет. Еще в школе он твердо решил стать депутатом и, поступив на первый курс исторического факультета, тут же пошел за вторым билетом – партийным.
– Думал, что заслужу доверие руководства партии и меня включат в предвыборный список, – вспоминает Игорь. – Но сначала мне доверили лишь стоять на «оранжевом» Майдане, затем – на сине-белом, а потом моя кандидатура «пролетела» на досрочных выборах в Киевсовет.
Оставшись ни с чем, Игорь отложил затею с депутатством до местных выборов. По его словам, «рыхлить почву» под списки народных избранников политические силы начали еще в январе 2010 года.
– Я мелькал среди партийных аппаратчиков, на митингах старался познакомиться с их организаторами, и в один прекрасный день депутатство мне предложили… купить. Места в списках продавались практически оптом: знакомый предложил мне любую партию на выбор и список любого совета. Ну и что, что у меня прописка столичная? – рассуждает Игорь. – В этом деле главное, чтобы деньги были.
Проходное место в городской совет города-миллионика на «черном рынке» в августе-сентябре предлагали за 50 тысяч долларов. За пределами же Киевской области или крупного города цены были в десять раз меньше. В небольших областных центрах за мандат просили около 5 тысяч долларов, а в райсоветы – от 500 до 1 тысячи.
– Мне продали место в одной из областей по старой дружбе за полцены: взяли штуку баксов. Больше денег не требуется ни на рекламу, ни на партийные взносы. Место взял себе шестое, чтобы в пятерке лицом не светиться. Стану депутатом, выбью себе кусок земли. Дом построю. На сессии ездить практически не надо. А там, гляди, в парламент пробьюсь, – фантазирует Игорь. – Конечно, избирателям я буду помогать, для этого в политику и пошел, но и себя обидеть не хочу.
КОМПЕТЕНТНО
Директор Киевского института проблем управления имени Горшенина Владимир Фесенко:
– Чтобы начинать политическую карьеру, человек должен иметь финансовый ресурс. Можно либо самому за себя заплатить, либо подружиться с тем, кто возьмет на себя денежные обязательства. Распространена практика, когда бизнесмены «оптом» покупают несколько депутатских мест в областном, городском, районном советах и несколько мандатов в парламенте.
«ОРУЖЕНОСЦЫ»
Народный депутат Александр (имя изменено) получил мандат Верховной Рады после пяти лет работы на благо партии. Все эти годы он «подносил патроны» политическому лидеру, участвуя в митингах, партийных съездах и пресс-конференциях.
– Я получал зарплату, а мандата не просил, наверное, поэтому меня так долго не включали в проходную часть предвыборного списка. Но на последних выборах, в 2007 году, жена взбеленилась. Говорит: «Когда ты уже депутатом станешь?!», – делится по секрету с «КП» парламентарий. – Делать было нечего – пошел договариваться с руководством. Напомнил им о своей преданности и получил место в списке. Я его заработал.
Теперь Александр получает деньги в двух местах: в партийном офисе и в бухгалтерии Верховной Рады. Законотворчество его не интересует, он, как и раньше, «разруливает» всякие вопросы.
КОМПЕТЕНТНО
– Партийная карьера – хороший способ стать политиком. Но нужно себя серьезно и положительно зарекомендовать. Сплошь и рядом депутатами становятся партийные юристы, протоколисты, бухгалтеры, организаторы массовых мероприятий, водители, пресс-секретари, помощники и даже хранители партийной печати, – утверждает политолог Владимир Фесенко. – Но такой метод подходит лишь тем, кто готов долго пробыть на вторых ролях. Партийные лидеры не терпят конкурентов.
*
Рисунок Хиао ХУ. Из работ, присланных на I Международный конкурс карикатур, посвященный 10-летию независимости.
РОДСТВЕННЫЕ УЗЫ
Проще всего стать политиками выходцам из «партийных» семей. Политические династии в Украине – уже традиция. Отцы и дети, сестры и братья, мужья и жены занимают государственные посты, теснее смыкая семейные ряды.
В парламенте заседают Виктор Янукович-младший, сестра главы Администрации президента Сергея Левочкина Юлия Новикова, дочь судьи Конституционного суда Виктора Шишкина Эллина… Депутатский список родных и близких легко продолжить. Психологи утверждают, что родственные связи в украинском обществе самые крепкие, и подтверждение тому кумовские связи. Хотя и политические скандалы между кумовьями случаются по-родственному громкие! Чего стоит заявление Давида Жвании о том, что его кума Виктора Ющенко никто не травил…
КОМПЕТЕНТНО
– Политические династии на Западе не приняты, – утверждает политолог Фесенко. – Если чиновник пристраивает своего родственника на государственную службу, это влечет скандал и отставку. Уровень нашего общества подобное явление воспринимает нормально.
*
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Юрий Романенко, директор Центра политического анализа «Стратагема»:
– Депутаты покупаются, но не все. На этих местных выборах политические партии «охотились» и на бизнес, который защищает только свои интересы, и на авторитетных граждан, и на тех, кому доверяют городские общины: медиков, учителей, ученых… Партии сами сегодня хотят продвигать людей с именем и без капитала, чтобы повысить свой авторитет. Поэтому шанс, что в местные советы попадут достойные люди, есть.
Катерина Зорина, КП-Украина