Потребительская корзина: цены и мифы
По данным GfK Ukraine, потребительская корзина в целом за I квартал текущего года подорожала, по сравнению с таким же периодом 2009 г., на 27%. На стоимость продуктов влияют разные факторы, такие как объемы производства, стоимость транспортировки, хранение и т. д. Но многие украинцы считают, что такое подорожание необоснованно.
Цены на продукты питания в Украине давным-давно обросли множеством мифов. Журналисты издания «Власть Денег» попыталась развенчать главные из них.
«Еще два года назад я покупала в магазине свои любимые молочные продукты и фрукты на неделю гривен за 100, — рассказывает Надежда Ефремова, постоянная покупательница одного из супермаркетов в столичном Оболонском районе. — Но сейчас на тот же ассортимент мне надо тратить гривен на 50 больше. Зачастую я такого себе не могу позволить, поскольку зарплата «застыла на месте». Прискорбно, но таких покупателей — большинство в Украине.
По данным GfK Ukraine, потребительская корзина в целом за I квартал текущего года подорожала, по сравнению с таким же периодом 2009 г., на 27%. На стоимость продуктов влияют разные факторы, такие как объемы производства, стоимость транспортировки, хранение и т. д. Но многие украинцы считают, что такое подорожание необоснованно. Насколько оправданы такие предположения — выясняла «ВД».
Дорогое качество
Хорошее должно стоить дороже, уверяют производители и продавцы. Так называемые органические продукты, выращиваемые по специальной технологии, действительно обойдутся дороже, чем обычные, примерно на 30%.
Однако основная масса украинцев позволить себе такие расходы не может и отправляется за продуктами «без химии» на рынок. Пользуясь уже сложившимся стереотипом, продавцы могут «накрутить» на одном и том же продукте 15-20%. При этом критерии формирования цены могут быть разными: начиная от привлекательного внешнего вида товара и заканчивая утверждениями, что «растили как для себя».
На мифическом качестве можно накручивать цены, однако проверить его затруднительно. «Частники, которые производят овощи и фрукты для продажи, изначально знают, что эта продукция пойдет на рынок, а не к ним в погреб, — рассказывает Максим Енченко, коммерческий директор ООО «Квиты-Сервис» (промышленный производитель грибов).
— То есть, покупая продукцию у таких частников, нельзя рассчитывать на то, что она будет безопасной». Нарастить производство они могут, как правило, только за счет интенсивного использования разнообразных химических средств защиты от насекомых и тому подобных препаратов. Такого же мнения придерживается и Андрей Ярмак, руководитель проекта «АПК-Информ: овощи & фрукты». «Я лично неоднократно видел, как там работают с «химией». Например, дозировка химических средств защиты картофеля проводится «на глаз».
Впрочем, качество продукции в маркетах также далеко от идеала. При этом надеяться на то, что на рынках и в магазинах действует эффективный санитарный контроль, не стоит. Нашумевшая этим летом история с массовым отравлением продуктами, купленными даже не на рынке, а в одном из киевских супермаркетов, скорее всего, полностью развеяла сомнения в эффективности такого контроля.
Бесценное топливо
Тему топлива активно эксплуатируют и производители, и продавцы. «А бензин как подорожал!»— стандартный ответ продавца на рынке на упреки покупателя в несусветных ценах. На самом деле транспортная составляющая в стоимости большинства продуктов составляет мизерную долю: примерно 2-3%. По расчетам Андрея Ярмака, сегодня при перевозке из Львова в Киев 20 т картофеля транспортные затраты составят всего лишь… 10 коп./кг. «В средней цене 6 грн./кг — это около 1,6%, — рассказывает эксперт. — А вот при цене картофеля 3 грн./кг в прошлом сезоне транспортные затраты были на уровне 7 коп./кг, но составляли почти 2,5%».
Однако и эти затраты могут быть еще ниже. По словам Максима Енченко, если еще два года назад в среднем перевозка небольшими машинами овощей или фруктов стоила 2,50 грн./км, то сейчас она подорожала до 3,50 грн./км, а фурами — с 4,50 грн./км до 7,50 грн./км.Спекулянты-перекупщики
«Значит, в подорожании виноваты перекупщики», — решит читатель и снова окажется неправ. «В Украине производитель фруктов и овощей получает бльшую часть розничной цены этих продуктов, — рассказывает Андрей Ярмак. — К примеру, в апреле отпускная цена отечественного лука у производителя составляла 6-7 грн./кг. В то же время розничная находилась на уровне 9 грн./кг. Это значит, что производитель получал 65-80% розничной цены. Таких процентов нет нигде в мире!
Обычно производители в ЕС и США довольны 25-30% от розничной цены». Кроме того, зачастую посредники рискуют довольно большими суммами. И потери, понесенные, к примеру, в прошлом месяце, им необходимо окупить в следующем. Показательный пример приводит Наталья, фермер из Николаевской области: «Только вчера вечером посредники купили у меня семь тонн картофеля по 8 грн. за килограмм. Но уже сегодня я вынуждена была продать другим посредникам ее по 6 грн. за килограмм. Если первые покупатели не успеют продать картофель, то они только на одной машине понесут убыток в 14 тыс. грн.».
Торговые наценки
Наценки в магазинах довольно высоки. «Гипермаркеты, например, работают с наценкой от 8 до 15%, — утверждает Максим Енченко. — Супермаркеты — от 25 до 35%, а маленькие магазины немного больше. Однако даже такие наценки не гарантируют работу розницы с плюсом». Причем если бы сети подняли наценки, то не факт, что они покрыли бы свои убытки. Но то, что из-за повышения цен они потеряли бы часть покупателей, это факт. Показателен пример текущего года с той же черешней. В то время как сети держали на нее цены на уровне 27-30 грн./кг, на рынках она уже продавалась вовсю по 20-25 грн./кг.
Основная проблема фруктово-овощного отдела в том, что фрукты и овощи — скоропортящийся товар, уверяет Андрей Ярмак. Однако и отказаться от них магазины не могут. «Если не иметь хорошего плодоовощного отдела, то можно потерять постоянного покупателя с высоким и средним уровнями дохода, а именно эти категории потребляют больше всего овощей и фруктов и предъявляют к ним наивысшие требования. Если плодоовощной отдел не отвечает высоким стандартам, продажи в других отделах тоже резко падают», — считает Андрей Ярмак. Повышать и далее наценки маркеты не могут — слишком уж сильна конкуренция с рынками.
Дабы снизить потери, супермаркетам необходимо наладить эффективный менеджмент во фруктово-овощном отделе. Но никак не повышать наценки. Ведь не в наценке кроется результат работы плодоовощного отдела, считает Максим Енченко. Значительно более важным для получения положительных результатов является организация работы сотрудников отдела, мотивация закупщиков сетей, работа с поставщиками.
Подсчет расходов
По ежемесячным затратам домохозяйств на потребительскую корзину в целом за I квартал с. г. эксперты из GfK Ukraine отмечают, что среди лидеров роста цен оказались жиры. Так, сливочное масло стало дороже на 76%, подсолнечное — на 51% и маргарин — на 47%. Однако сопоставимо возросли цены на молочную продукцию (сметана +54%, молоко +53%, кефир +50%, твердый сыр +47%), овощи и фрукты — на 50% и яйца — на 52%. Также мы стали платить больше за шоколадные изделия — в среднем в полтора раза (шоколадная плитка +55%, батончики +50%, конфеты в коробках +55%, развесные конфеты +50%).
У всех — производителей, перекупщиков, продавцов и потребителей — своя правда. Рынки и маркеты могли бы, не повышая наценки, продавать качественный товар, чтобы он не залеживался. Перекупщики — снизить стоимость попыток перестраховаться за счет покупателя. Потребители — лучше разбираться в том, что, где и когда они покупают. Но самая правдивая правда — у чиновников. Желая искоренить перекупщиков, правительство в последнее время стало активно лоббировать создание целой сети оптовых рынков сельхозпродукции по Украине.
Не желая переплачивать, многие из украинцев смогут купить продукты по более низким ценам, нежели в супермаркетах и на розничных рынках. Благо, что цены на таких рынках на 20-30% ниже. Если раньше отовариться на таком рынке могли только львовяне, скоро этим преимуществом воспользуются и жители других мегаполисов. В середине июля на одной из киевских окраин планируется открытие первой очереди оптового рынка сельхозпродукции. А уже через несколько дней возможность купить продукты по приемлемым ценам получат и жители Донецка.
Альтернативой рынкам, гипер- и супермаркетам является закупка недорогих и качественных продуктов в деревнях. У проверенных поставщиков, в том числе в частных домохозяйствах, находящихся недалеко от городов. Правда, в данном случае потребителю придется потратиться на транспортировку, но даже учитывая это, продукты обойдутся дешевле и будут прогнозируемого качества.
И уж совсем своеобразный выход из ситуации предлагают диетологи: переход на простые и дешевые продукты. Впрочем, есть и еще более простой рецепт: отказаться от пищи в принципе. Тогда все нужные и ненужные расходы на питание можно свести к нулю.
Что будет дорожать?
Молочные продукты
В ближайшие три месяца лидерами по удорожанию могут стать молочные продукты. Если ранее в весенне-летний период эти товары дешевели, то в этом году сезон низких цен сократился только до весны. Продолжающееся снижение производства сырого молока вызывает все больший дефицит сырья для молокоперерабатывающих предприятий. Как следствие — закупочные цены на сырое молоко практически не снижаются.
При этом во многих регионах они начали повышаться уже даже в июне, хотя, как правило, это происходит в августе — начале сентября. Кроме того, на поддержание цен на текущем уровне сыграли планы Аграрного фонда по закупке молочной продукции в государственный интервенционный фонд. «Переработчики, понадеявшись на чиновников, решили не снижать отпускные цены на свою продукцию, — рассказывает Василий Винтоняк, директор консалтинговой компании «Инфагро». — А на самом деле Аграрный фонд почти ничего не купил».
Подорожает и сливочное масло, оптовые цены на которое за последние полтора месяца повысились, по данным «Инфагро», с 35 до 43-44 грн./кг («Крестьянское масло», 72,5% жирн., в блоках по 20 кг). По мнению Василия Винтоняка, такое повышение отразится на рознице не ранее середины июля, когда розничные цены достигнут отметки в 58 грн./кг. В конце же III квартала стоит ожидать повышения уже до 67 грн./кг. «Но это уже будет предел, ведь покупательская способность не осилит более высокую цену», — считает эксперт из «Инфагро».
В то же время обычное пакетированное молоко, возможно, подорожает с нынешних 6,50-7,00 грн./л до 8 грн./л. Что касается сыров, то цены на них уже начали повышаться — примерно с середины июня. По мнению Василия Винтоняка, в III квартале эта продукция подорожает примерно на 10%. Если сейчас обычные сыры стоят в рознице 59-63 грн./кг, то в начале октября они будут стоить 65-70 грн./кг.
Сахар
В ближайшие месяцы украинцам не видать дешевого сахара. «Цены на этот продукт будут постепенно повышаться, пока правительство не распределит квоты на льготный импорт сахара-сырца, — прогнозирует Николай Верницкий, директор информационной компании «ПроАгро». — Я не знаю, как скоро начнется такой импорт, но без него в самом конце сезона — августе — цены могут начать расти куда быстрее. То есть если, по данным официальной статистики, в последнее время сахар дорожал в рознице на 2-3% в месяц, то в летние месяцы этот рост может составить 5% в месяц».
При этом, по мнению эксперта, в конце сентября — начале октября розничные цены на сахар будут на уровне 9-10 грн./кг. Однако если в августе цены вырастут более существенно, нежели на 5%, то на конец III квартала будут даже выше 10 грн./кг. Ведь в этот период появление продукции из нового урожая еще не будет оказывать существенного влияния на розницу — цены на сахар традиционно падают только в ноябре.
Подсолнечное масло
«В ближайшие три месяца ведущие производители будут держать розничные цены на нынешнем уровне — порядка 14-17 грн./л, — прогнозирует Николай Верницкий. — Думаю, что радикальных изменений в рознице не будет — на лето цены или будут стабильными, или вырастут максимум копеек на 20-30 на литре».
В то же время Николай Верницкий скептически относится к данным Госстатслужбы о снижении розничных цен на подсолнечное масло в мае на 0,7%. «Если посмотреть, то снижение было больше за счет падения максимальных цен, а минимальные не менялись, — рассказывает эксперт. — Отсюда вывод: перед закрытием на профилактику заводов (как правило, во второй половине лета — прим. «ВД») некоторые производители просто пытались распродать свои запасы. Но это не снижение цен за счет производственных факторов: семена подсолнечника дорожают, а значит, себестоимость масла не может снижаться. Что будет, когда запасы освободят?
Правильно, в августе-сентябре цены могут вырасти на те же 0,7%». К тому же ключевые производители масла практически не меняли свои отпускные цены. Кроме того, на розничную стоимость очень сильное влияние оказывает политика розничных точек: на некоторые торговые марки разница в ценах может доходить до 3 грн. за бутылку, и сами сети могут менять цены за счет изменения политики сбыта.
Автор: Дмитрий Уляницкий, ВЛАСТЬ ДЕНЕГ
Tweet