Депутаты и чиновники боятся вооруженных граждан Украины больше, чем бандитов
Это позор: Украина до сих пор не имеет полноценного закона об оружии. В то время, как его приняли почти все республики бывшего СССР, наш парламент в течение 20 лет похоронил с десяток соответствующих законопроектов. Власть лишила украинцев даже возможности защититься от бандитов. А сама защитить не в состоянии – вспомните расстрел людей в «Караване».
Отправить другу
Трагедия, произошедшая 26 сентября 2012 г. в столичном супермаркете «Караван», где убийца расстрелял четырех безоружных охранников, в очередной раз привлекла внимание общественности к проблеме оборота огнестрельного оружия в стране.
Понятно, что от роковых совпадений не застрахован никто, но если бы у каждого из потерпевших был при себе хоть какой-нибудь стреляющий предмет, быть может, одну-две жизни спасти и удалось бы.
К своему великому стыду, Украина до сих пор не имеет полноценного закона об оружии. В то время, как его приняли почти все республики бывшего СССР, наш парламент в течение 20 лет похоронил с десяток соответствующих законопроектов. В апреле 2012 г. народные депутаты приняли в первом чтении проект закона «Об обороте оружия невоенного назначения», однако, по мнению экспертов, никаких перспектив на будущее у него нет.
Поэтому вопросы, связанные с оружием, регулируются у нас тремя нормативными актами, не имеющими статуса законов. Первый – постановление ВР от 17.06.1992 «О праве собственности на отдельные виды имущества», которое гласит, что в собственности граждан не могут находиться оружие и боеприпасы, но при этом оговаривает перечень исключений. В него, в частности, входят предметы, которые можно приобрести с разрешения органов внутренних дел, а именно:
– огнестрельное гладкоствольное охотничье оружие – лицам, достигшим 21 года;
– огнестрельное нарезное охотничье оружие – с 25 лет;
– газовые пистолеты и револьверы, заряженные веществами слезоточивого и раздражающего действия – с 18 лет;
– холодное оружие – с 18 лет;
– пневматическое оружие калибром более 4,5 мм и скоростью полета пули более 100 м/с – тоже с 18 лет.
Второй, более детальный нормативный акт – приказ МВД Украины №622 от 21.08.1998, которым утверждается инструкция с несколько длинным названием: «О порядке изготовления, приобретения, хранения, учета, перевозки и использования огнестрельного, пневматического и холодного оружия, устройств отечественного производства для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами несмертельного действия, и патронов, а также боеприпасов к оружию и взрывчатых материалов».
«Устройства для отстрела»
Как нетрудно заметить, к привычным членам «оружейного семейства» в названной инструкции прибавились «устройства для отстрела», которые в народе именуют травматическими пистолетами либо «резиновыми револьверами». С ними, кстати, вышла большая «непонятка», которая уже более 10 лет вызывает интригу в обществе. Парламентское постановление не относит «травматику» ни к разряду запрещенных предметов, ни к разрешенным исключениям, а подзаконный акт в виде приказа МВД относит ее к объектам регулирования разрешительной системы МВД. В общем, у судей есть достаточно простора для маневров.
Однако наибольшее недоумение вызывает существование третьего нормативного акта: приказа МВД от 13.06.2000 №379 ДСП (для служебного пользования), который определяет категорию лиц, которым разрешено приобретение травматического оружия. Гриф «ДСП» – это, конечно, не «совершенно секретно», но все равно неясно, зачем держать втайне категорию «избранных»?
Впрочем, в эпоху интернета утаить это все равно невозможно, а потому некоторые разъяснения по этому поводу дал начальник Управления разрешительной системы и лицензирования Департамента общественной безопасности МВД Украины Валентин Медвидь.
По его словам, в данную категорию входят работники судов, правоохранительных органов, лица, принимающие участие в уголовном судопроизводстве, журналисты и внештатные журналисты, депутаты Украины, члены общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы, военнослужащие (кроме проходящих срочную службу), а также государственные служащие, имеющие категории и ранги.
Но полный текст приказа все еще остается недоступным, что может поставить человека в ситуацию, когда у него нет возможности знать закон, хотя его незнание, как известно, от ответственности не освобождает. Если он придет в лицензированный оружейный магазин, ему, конечно, не продадут ни травматический пистолет, ни патроны к нему. Но он может купить все это с рук. Не угодит он тогда в тюрьму по ст. 263 Уголовного кодекса?
В данном случае прорехи, допущенные законодательной и исполнительной властями, успешно закрыла власть судебная – еще 10 лет назад разъяснение не сей счет дал Пленум Верховного Суда Украины в своем постановлении от 26.04.2002 «О судебной практике по делам о хищении и прочем незаконном обращении с оружием, боевыми припасами, взрывчатыми веществами, взрывчатыми устройствами и радиоактивными материалами».
Согласно п. 4 этого документа, устройства для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными по свойствам метательными снарядами несмертельного действия, не могут быть отнесены к предметам преступлений, ответственность за которые наступает по ст. 263 Уголовного кодекса. Примечательно, что ответственность за приобретение, хранение и ношение травматических пистолетов не предусмотрена и Кодексом Украины об административных правонарушениях. Таким образом, фактически единственным наказанием для человека, который приобрел «резинострел», будет всего лишь его изъятие.
А для охранных фирм существует легальный, хоть и весьма затратный способ вооружить своих сотрудников «травматиками» – нужно сделать их членами формирований по охране общественного порядка. Как это сделать, им расскажет любой начальник районного отделения милиции либо его заместитель по линии службы участковых инспекторов.
Сейчас в нашей стране численность законных владельцев «резиновых» пистолетов приближается к 200 тыс., и в перспективе эта армия обещает стремительно расти.
Народные умельцы
Если бросить ретроспективный взгляд на оружейную политику Украины, можно прийти к неутешительному выводу, что она недалеко ушла от Советского Союза – самой милитаризированной страны Земного шара, в которой, тем не менее, как нигде в мире, был затруднен доступ граждан к личному огнестрельному оружию. В Российской империи любой человек мог приобрести какой угодно ствол, были бы деньги.
Юные гимназисты и молоденькие курсистки свободно покупали наганы и браунинги, но вовсе не это ввергло страну в пучину кровавой гражданской войны. При советской власти в магазине можно было купить только длинноствольное охотничье ружье, да и то лишь имея охотничий билет, а вступление в общество охотников и рыболовов ограничивалось властью. Нарезные винтовки и карабины продавали в основном охотникам крайнего Севера, которые добывали для Родины ценный мех. Короткоствольное нарезное оружие, т. е. пистолеты и револьверы – только наградные.
Ныне, по данным разрешительной системы МВД, в Украине насчитывается 700 тыс. человек, на законных основаниях владеющих арсеналом в 800 тыс. единиц огнестрельного охотничьего оружия, из которых каждый десятый ствол – нарезной. И есть еще 2 тыс. единиц наградного оружия, которое, как правило, на руках у нынешних и бывших работников правоохранительных органов. Кроме того, в стране ходит огромное количество пневматического оружия, но из всей его массы разрешение требуется только на те образцы, калибр которых превышает 4,5 мм, а начальная скорость полета пули – 100 м/с.
Впрочем, численность подобных экземпляров не превышает двух сотен, и все они китайского производства, т. е. представляют собой некую экзотику для коллекционеров. Однако производства пневматики активно коснулся научно-технический прогресс – если раньше начальная скорость полета пули обычно составляла 60 м/с, то сейчас в продажу поступают образцы, где этот показатель достигает 360 м/с. Такое оружие пока не попадает под действие разрешительной системы, но специалисты МВД уже подумывают о том, как бы изъять некоторые его виды из свободного обращения, поскольку они с небольшого расстояния могут пробить легкий бронежилет.
Еще один интересный вид оружия, который в МВД замышляют поставить на обязательный учет – это револьверы под патрон Флобера, в котором, как известно, отсутствует порох, а роль метательного заряда исполняет капсюль. Они не предназначены для нанесения тяжких телесных повреждений и служат в основном для стрельбы по мишеням.
Однако находятся умельцы, которые вытаскивают стандартную легкую пулю, заталкивают в гильзу пороховой заряд и затыкают его стальной пулей кустарного производства. Кинетическая энергия значительно усиливается, оружие становится опасным, и его владелец может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 263-1 УК Украины, диспозиция которой содержит незаконную переделку огнестрельного оружия.
Сейчас трудно судить, какие тенденции возобладают в отношении к оружию в нашей стране – запретительные или разрешительные, однако следует помнить, что уклон к ограничению прав граждан владеть оружием свидетельствует о недоверии к ним со стороны государства.
Автор: Юрий Котнюк, «Судебно-юридическая газета» № 39 (157)
Tweet