Убей коррупцию в себе и придуши ее в ближнем
Побороть коррупцию только силовыми методами невозможно, пока каждый украинец не решит, что искоренение этого зла – его личная задача.
С древних времен и до сегодняшнего дня коррупция является одной из наихудших форм поведения, которые вредят управлению общественными делами. В разные времена обычаи, исторические и географические обстоятельства заметно влияли на то, как общественность воспринимала ее наличие и значение, вследствие чего заметно менялась и ее трактовка в законах и нормативных актах. В истории бывали времена, когда определенные коррупционные действия фактически считались приемлемыми, а если изредка за них наказывали, то очень мягко.
В течение последних лет дебаты относительно проблемы коррупции занимают важное место в общественно-политической жизни Украины. Ключевые лица страны не раз декларировали свое стремление одержать победу в борьбе против этого явления. Коррупция препятствует экономическому росту и развитию государства, она способна поставить под угрозу любые позитивные преобразования. Это признают во всем мире, и в большинстве европейских стран коррупция относится к уголовным преступлениям.
Украина, к сожалению, вместе с рядом некоторых стран постсоветского пространства оказалась в числе наиболее коррумпированных стран (по крайней мере, согласно рейтингу консалтинговой компании Ernst & Young). Мировое сообщество не остается в стороне и пристально следит за теми шагами, которые делает наше государство, пытаясь побороть это зло. Как известно, с начала 2013 г. осуществлен ряд важных шагов по совершенствованию системы предотвращения и противодействия коррупции. Так, в течение апреля-мая Верховной Радой принят пакет антикоррупционных законов, которыми пересматриваются превентивные антикоррупционные механизмы и процедура конфискации в соответствии с международными стандартами, а также урегулированы вопросы ответственности за коррупционные правонарушения и введена ответственность юридических лиц за совершение в их интересах или от их имени коррупционных преступлений.
Со времени принятия Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» масштабные и системные изменения в антикоррупционный механизм вносятся впервые, что предусматривает необходимость их детального анализа для формирования единого понимания и правоприменения с самого начала их реализации. Ведь разработать и принять нормы – это только половина пути, для получения конечного результата необходимо заставить эти нормы работать.
Все эти тезисы обсуждались в ходе Саммита по антикоррупции в Украине, который проходил 26–27 ноября в Киеве. Это мероприятие собрало не только украинских специалистов и экспертов, занимающихся данной проблемой, но и партнеров из европейских организаций для обмена мировым опытом. Вопросы, которые поднимались в ходе саммита, касались не только проблем существующей внутренней коррупции, но и той ситуации, в которой оказалась Украина на мировой арене. Иностранные компании, ведущие бизнес или инвестирующие в Украину, а также местные компании, котирующиеся на зарубежных фондовых биржах или связанные с иностранными предприятиями, все еще сталкиваются с необходимостью разработки надежной политики антикоррупционного соответствия. Выступающие специалисты международных институтов отметили, что украинское законодательство и практика его применения находятся на пороге глобальных изменений. Внедрение государственной программы по борьбе с коррупцией на 2011–2015 гг., создание антикоррупционного комитета, а также ужесточение международных требований по борьбе с коррупцией вынуждает украинские и международные компании к построению эффективных комплаенс-структур, соответствующих как региональным, так и международным требованиям.
Ведущие украинские и европейские эксперты, принимавшие участие в саммите, отметили, что, к сожалению, инвестиции в украинский бизнес сейчас не столь велики, хотя желающих станет больше, если Украине удастся снизить риски, связанные с коррупционными действиями.
Уголовная ответственность юридических лиц
Одним из прогрессивных шагов был назван тот факт, что украинские законодатели разработали и приняли Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно введения мер уголовно-правового характера в отношении юридических лиц».
Нормы данного Закона предусматривают возможность применения к юридическим лицам мер уголовно-правового характера за совершение их уполномоченными лицами преступлений. Это позволило привести законодательство Украины в соответствие с положениями международно-правовых договоров, в частности, Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции и Криминальной конвенции о борьбе с коррупцией в части ответственности юридических лиц.
Для нашей страны эти нормы новаторские, тогда как во многих европейских странах они давно существуют и удачно применяются. Опыт применения данного новшества очень необходим нашему государству, так как было отмечено, что на сегодняшний день у нас нет четких инструкций для внедрения данного закона.
Такие инструкции и стандарты разрабатывают члены Организации экономического сотрудничества и развития. Ее последними наработками стали стандарты, относящиеся к ответственности за коррупционные деяния. В этом направлении определены две основные модели: первая – это когда действия любого должностного лица компании влекут за собой ответственность самой компании, а вторая – когда компания несет ответственность только за противозаконные действия высших должностных лиц.
В таком случае руководители несут ответственность за ненадлежащий контроль действий своих подчиненных, которые совершили коррупционное деяние, а также за ненадлежащее выполнение профилактических мер. К ответственности также привлекаются руководители, которые становятся организаторами противозаконных действий и склоняют к ним своих сотрудников. Ответственность может быть как административная, так и уголовная, она регулируется отдельным законом или общим законодательством.
Спикеры также отмечали, что разработанный и принятый Украиной закон о введении мер уголовно-правового характера в отношении юридических лиц, к сожалению, уже на этом этапе нуждается в изменениях. Скорее всего, они будут внесены еще до того, как сам законодательный акт вступит в силу.
На борьбу с коррупцией брошены все силы
Стоит заметить, что проявления внешней коррупции будет легче побороть, если искоренить ее внутри страны. В частности, эти вопросы обсуждались неделей ранее в рамках круглого стола «Региональные программы предотвращения и противодействия коррупции», который проходил в комитете Верховной Рады по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Мероприятие собрало вместе, помимо представителей власти, профессионалов в области корпоративной этики и внутреннего контроля, а также представителей общественности.
Предметом обсуждения стали уже разработанные методические рекомендации по предотвращению и противодействию коррупции. Разработка таких программ и рекомендаций стала основной задачей областных органов самоуправления во всех регионах страны. Специалисты Всеукраинской специальной коллегии по вопросам борьбы с коррупцией и организованной преступностью в течение 6 месяцев подробно изучали ситуацию и проблематику состояния разработки и внедрения программ предотвращения и противодействия коррупции.
Они пришли к выводу, что лишь 11 областей в Украине разработали и приняли соответствующие программы, но 10 из них нуждаются в дополнениях и переработке с последующим утверждением изменений. Остальные (а это 16 территориальных единиц) или еще не приняли разработанные программы, или же ограничились тем, что включили раздел «Предотвращение и противодействие коррупции» в комплексные правоохранительные программы или программы обеспечения общественной безопасности, которые по своей сути имеют другие цели и задачи. Несколько областей вообще не разработали даже проекты указанных программ.
Докладчики указали на несовершенство существующего антикоррупционного законодательства и необходимость его дальнейшего изменения, чтобы оно соответствовало международным антикоррупционным стандартам на практике, а не только в периодических отчетах перед Советом Европы. Ведь на сегодняшний день эффективность противодействия коррупции в Украине по разным причинам остается невысокой.
Представители общественных организаций призывали коллег к решительным действиям и подчеркивали, что работа таких организаций может обеспечить существенный вклад в совершенствование антикоррупционной политики. Общественные организации выражают мнение людей, поэтому они не могут и не должны оставаться в стороне. А в некоторых случаях молчание по поводу проявлений коррупции – это просто следствие того, что граждане смирились с фактом ее широкого распространения. В таком положении коррупция воспринимается уже не как неприемлемое преступленное поведение, которое подпадает под серьезные взыскания, а как нормальная практика. Побороть коррупцию только силовыми методами невозможно, пока каждый украинец не решит, что искоренение этого зла – его личная задача.
Комментарии эксклюзив «Судебно-юридической газеті»
Юрий Лавренюк, председатель Всеукраинской специальной коллегии по вопросам борьбы с коррупцией и организованной преступностью
– На сегодняшний день больше половины территориальных единиц государства не имеют программ предотвращения и противодействия коррупции планов мер, направленных на снижение уровня коррупции во всех сферах жизни населения. В первую очередь это касается преодоления бытовой коррупции. Сейчас ряд областных государственных администраций оказывают непонятное сопротивление принятию таких программ – то ли по причине недостаточной осведомленности, то ли из-за личной заинтересованности в намеренном торможении этого вопроса. Мы неоднократно ставили в известность руководство государства о ситуации, сложившейся вокруг этого проблемного вопроса.
Анна Горбенко, начальник отдела финансовых расследований Департамента финансовых расследований Государственной службы финансового мониторинга Украины
– Трудно переоценить важность проведения своевременной оценки рисков в современных условиях. Компании все чаще сталкиваются с необходимостью оценить и обозначить приоритеты управления внешними и внутренними коррупционными рисками, включая коррупцию на уровне правительства, а также выявить слабые места в системе внутреннего контроля и реализации надежных комплаенс-программ. Мы обучаем и разрабатываем методические рекомендации, которые помогают провести анализ таких рисков. В частности, разработаны практические стратегии по выявлению форм взяточничества, проведению регулярных эффективных оценок риска и минимизации административных и финансовых затрат.
Виктор Левицкий, заместитель министра доходов и сборов Украины
– На сегодня Министерство доходов и сборов является одним из ведущих органов исполнительной власти нашего государства, осуществляет активные шаги по пути систематизации и реализации современных подходов к противодействию коррупции в государственном секторе. Это обусловлено необходимостью предотвращения негативных явлений, которые разрушают систему государственных органов изнутри, портят имидж нашего государства на международной арене, создавая при этом негативный инвестиционный климат, а главное – подрывают доверие граждан к власти и делают невозможными дальнейшие шаги развития Украины как государства.
С целью создания эффективного механизма противодействия коррупции мы изучаем и перенимаем передовой опыт развитых стран мира. Совместно с авторитетными международными организациями мы разработали и вводим в действие современную систему противодействия коррупции в Министерстве доходов и сборов Украины. Убежден, что дальнейшая работа нашего ведомства совместно со всеми заинтересованными сторонами как государственного, так и частного сектора будет способствовать уменьшению показателей коррупции в Украине до уровня, который не будет препятствовать эволюционному развитию общественных отношений.
Ольга Савран, управляющий директората по финансам и предпринимательству ОЭСР
– На сегодня в нелегкой борьбе с коррупцией Украина отстает по многим показателям от других стран и регионов. Хотя за последнее время законодательство немного приблизили к европейским стандартам, в этом плане еще есть над чем работать. А об исполнении уже наработанной законодательной базы пока и говорить не приходится. Нельзя сказать, что в странах членов ОСЭР нет коррупции в государственных органах, но там масштабы этой проблемы в разы меньше. Я думаю, в Украине есть перспектива значительно снизить уровень коррупции. Для этого необходимо желание и понимание, что это длительный процесс. Конечно, для начала следует определить путь движения страны, ее стремления. Когда граждане и правительство определят для себя основные приоритеты, процесс пойдет быстрее. Большую роль в этом может сыграть интеграция Украины в международный рынок.
Организацией экономического сотрудничества и развития разработаны 2 базовые модели ответственности юрлиц:
1. Действия любого должностного лица компании влекут за собой ответственность самой компании.
2. Компания несет ответственность только за противозаконные действия высших должностных лиц.
ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) – международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. Создана в 1948 г. Сейчас в организацию входит 41 государство. Украина не является членом ОЭСР.
Коррупция (от лат. corrumpere – растлевать) – термин, обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите.
В Европе переломным моментом можно считать 1810 г., когда французский Кодекс Наполеона ввел строгие наказания с целью борьбы с коррупцией в общественной жизни, причем даже с теми действиями, которые не вступали в противоречие с должностными обязанностями лица. В XIX в. злоупотребления служебными полномочиями со стороны публичных должностных лиц начали рассматриваться как серьезное посягательство на веру общества в неподкупность и беспристрастность администрации.
В течение апреля-мая 2013 г. Верховной Радой Украины принят пакет антикоррупционных законов, которыми пересматриваются превентивные антикоррупционные механизмы и процедура конфискации в соответствии с международными стандартами, а также урегулированы вопросы ответственности за коррупционные правонарушения и введена ответственность юридических лиц за совершение в их интересах или от их имени коррупционных преступлений.
Автор: Анна Шульгина, «Судебно-юридическая газета» № 47 (215)
Tweet