КАСКО зимой: как страховщики могут «упасть на мороз»

Зимой следует быть осторожным не только на дороге. При возникновении страхового случая в холодное время года автовладельцам придется учитывать массу нюансов. Иначе страховщики могут «упасть на мороз», то есть отказать в выплате возмещения.

По большому счету, специфических «зимних» условий в полисах КАСКО не бывает – все основные риски прописаны и заложены в стандартных условиях договоров страхования. Но ряд «скользких» оговорок и двояких формулировок особенно важен именно зимой.

К зиме готов?

Получить выплату по любому ДТП практически невозможно, если машина не адаптирована к погодным условиям. «Во всех договорах предусмотрено, что в зимний период на автомобиле должны быть зимние шины», – объясняет директор департамента партнерских продаж СК «Брокбизнес» Вера Соботович. Причем компании зачастую оговаривают даже период езды в зимней «обуви» (с 15 ноября по 15 марта или с 15 октября по 15 апреля) либо погодные условия «переобувки»: внезапно выпавший снег, а также температуру, которая упорно держится на отметке около ноля градусов в течение 2-3-х дней подряд.

Необходимо больше заботиться и об исправности авто. Так, если окажется, что в машине не работают дворники или перегорела лампочка, то, попав в ДТП во время снегопада или дождя, не выплату можно не рассчитывать.

В договоре страхования должен быть прописан риск «падение предметов», иначе ущерб от упавшей сосульки никто не возместит.

Если машина была припаркована не по правилам, последствия падения сосульки или снега с крыши станут заботой автовладельца.

Наличие гололеда на дороге должны зафиксировать и ГАИ, и дорожные службы, а иногда и метеорологи.

Обмерзание автомобиля, в результате чего была повреждена краска, не является страховым случаем.

Если кузов проржавел за зиму под воздействием солей, которыми посыпают дороги, это проблемы владельца, а не страховой.

Гололед? Докажи!

Одной из самых распространенных зимних проблем является гололед, который даже в крупных городах не редкость. Осенью подобным эффектом обладает и слой мокрых листьев. Но получить выплату после ДТП на гололеде не так легко.

Во-первых, понятие «гололед» должно входить в расшифровку риска «стихийные бедствия», которая обычно приводится в правилах страхования.

Во-вторых, согласно классификатору чрезвычайных ситуаций (ДК 019-2001) гололед относится к стихии лишь тогда, когда толщина льда на дорожном покрытии составляет более 20 мм. И если окажется, что причиной ДТП стала замерзшая лужица, то не исключено, что страховщик откажет в выплате, списав это на халатность дорожных служб. И компенсацию придется требовать с них, хотя шансы в данном случае очень малы.

Для того чтобы страховщик не смог отказать в выплате, придется ему доказывать наличие гололеда. Во-первых, на место аварии лучше вызывать не только гаишников (которые зафиксируют наличие скользкого покрытия в схеме ДТП), но и свидетелей, а также представителей дорожной службы, хотя их присутствия добиться очень непросто. Во-вторых, в таком случае придется делать подробную фотосъемку места аварии, а впоследствии требовать от дорожников справку, подтверждающую неудовлетворительное состояние дороги.

При ДТП, произошедшем в результате неблагоприятных погодных условий (сильная метель, гололед, снегопады и т. д.), некоторые страховщики требуют от страхователя справку метеорологической службы, подтверждающей факт наличия определенных неблагоприятных погодных условий, послуживших причиной аварии. «Невозможность предоставить такую справку оборачивается для страхователя отказом в выплате страхового возмещения», – объясняет Елена Горшкова.

Камни и лед

Не менее распространенная ситуация, когда автомобиль повреждается вылетающими из-под колес камнями или замерзшими комьями снега. Эти случаи не являются стандартными и изначально могут быть не внесены в договор. «В полисе должны присутствовать такие риски, как падение объектов и предметов, вылет из-под колес твердых фракций, попадание камней и т. п.», – советует заместитель председателя Правления СК «Краина» Дмитрий Довгаленко.

Кстати, формулировка «попадание предметов» должна распространяться и на случаи, когда автомобиль поврежден упавшей с крыши дома сосулькой или веткой дерева, отломавшейся под весом снега или наледи. Потому что если эти страховые инциденты будут относиться к «стихийным бедствиям», то таковым, например, является только налипание снега на деревьях или электропроводах при его толщине более 35 мм. А лед, пролежавший на крыше дома всю зиму и во время оттепели ставший упавшим с неба «сюрпризом», к стихии отнести не получится.

Поэтому страховщик вполне резонно может отказать в выплате, сославшись на некачественную работу коммунальщиков, не позаботившихся о том, чтобы с крыш не свисали гроздья сосулек. В некоторых случаях падение льда потребует еще и справки из жэка, добиться которой тоже нелегко, так как признавать свою вину жилищно-эксплуатационная контора вряд ли захочет. «К тому же, жэк несет ответственность только за жилой фонд, а также те нежилые помещения, с владельцами которых заключены договоры на обслуживание», – уточняет Елена Горшкова, эксперт департамента андеррайтинга и методологии СК «Универсальная». И если здание «бесхозное», привлечь к ответственности будет некого.

С другой стороны, если в полис включен риск «падение предметов» или «попадание льда и камней», достаточно будет вызвать ГАИ и зафиксировать страховое событие. Когда небольшие убытки в размере 3–5% страховой суммы такой справки не требуют, достаточно лишь вызова аварийного комиссара.

«Если же машина повреждена вследствие падения снега, сброшенного во время чистки крыши дома, это относится к «противоправным действиям третьих лиц», – подсказывает Александр Мельничук, менеджер по связям с общественностью и коммуникациям СГ «PZU Украина». Это же касается и случаев, когда, например, при очистке дороги от снега и льда автомобиль повредят коммунальщики.

В некоторых ситуациях КАСКО бессилен, несмотря на максимальное количество включенных рисков. В частности, речь идет о повреждении кузова и дисков авто вследствие действия солей и реагентов, которыми посыпают дороги. «Не является страховым случаем и обмерзание автомобиля, в результате которого повреждено лакокрасочное покрытие», – уточняет Дмитрий Довгаленко.

Кроме того, ни одна компания не согласится платить за восстановление авто после гидроудара, который практически «убивает» мотор в результате попадания воды через воздухозаборник. Этот риск – исключение во всех договорах КАСКО, независимо от их престижа и стоимости, поскольку гидроудар нередко связан с халатностью автовладельца из-за езды по глубоким лужам. Так что не зная броду…

Читай и выполняй

При заключении договора страхования автомобиля на зиму важно тщательно изучить перечень рисков и их расшифровку. Кроме того, следует ответственно относиться к требованиям страховой компании по эксплуатации ТС, а также проследить, чтобы в договоре содержался четкий перечень документов, которые необходимо предоставить при наступлении каждого, даже очень редкого страхового случая. Тогда выплату получит страхователь, а страховой компании придется разбираться с виновниками самостоятельно.

Чем подтвердить страховой случай?

Страховое событие

Необходимые справки/акты

Гололед, повреждение дорожного покрытия

От ГАИ и дорожной, иногда – метеорологической службы

Попадание льда, камней, падение снега с крыш, деревьев

От ГАИ, коммунальных служб или метеорологов

Повреждение авто вследствие халатности/действий третьих лиц

Из РОВД

Автор: Виктор Стуков, Автоцентр: №3
Фото из архива редакции

 

You may also like...