Как нам врут риелторы, строители, ремонтники и дизайнеры
Всевозможные операции с недвижимостью — покупка, продажа, сдача в наем и обустройство жилья — идеальное поле для обмана. «Деньги» выяснили, как не стать жертвой недобросовестных риелторов, строителей и дизайнеров. «Уговаривайте меня!»
«Квартира в пяти минутах ходьбы от метро с хорошим ремонтом и мебелью. Недорого», — довольно часто можно услышать от риелтора, подыскивающего по запросу клиента квартиру для съема. Следующей фразой обычно подчеркивается, что ныне от желающих снять жилье в том районе ну просто нет отбоя, потому раздумывать долго не стоит, как, впрочем, и торговаться. При выезде на объект оказывается, что не то что идти, а ехать до квартирки намного дольше обещанных пяти минут, хороший ремонт был таковым лет десять назад, а мебель чудом не порублена на дрова еще во времена гражданской войны.
Видя разочарование клиента, брокер «включает» свое обаяние и все-таки пытается сдать квартиру — он даже готов помочь поторговаться с хозяевами. Это, пожалуй, самый распространенный и безобидный обман. И у клиента есть выбор: «вестись» на него или нет.
Еще более распространенный способ поведения — получив запрос на съем квартиры, маклер бурно заверяет клиента, что он и только он сможет найти и вот уже начал искать жилье. Чистые враки! Как правило, никто квартиру не ищет — маклер лениво просматривает базу и вытаскивает из нее нечто хотя бы слегка соответствующее требованиям будущего арендатора. Выход? А раскидать свой запрос минимум по трем-четырем маклерам — пусть соревнуются! Разумеется, сообщать им об этом не обязательно — потребитель имеет право сравнивать предложения и не должен работать только с кем-то одним.
«На какую сумму вы рассчитываете?» — любимый вопрос маклера к будущему арендатору. Отвечать на него категорически не рекомендуется. Понятно почему: маклер, который получает комиссионные, прямо пропорциональные месячной плате за квартиру, абсолютно не заинтересован в экономии клиентских денег.
«Недвижимые» обманщики
Гораздо сложнее, если сотрудник агентства недвижимости или частный брокер при продаже жилья утаивает от покупателя какие-то данные о квартире, например, право собственности, или же берется поспособствовать в оформлении кредита на квартиру, за которую внесен залог, и ничего не делает. Например, журналист Елена, покупая квартиру в кредит, поверила риелтору, который пообещал, что у него в банковском отделении «все схвачено» и кредит выдадут чуть ли не через два дня после предоставления документов. Но, увы, поданные документы в «своем» отделении банка рассматривали около месяца, а сроки договор залога истекали, что было чревато для Елены лишением суммы залога. В результате, так и не дождавшись никаких результатов от банка, она оформила кредит в другом финансовом учреждении, куда обратилась уже без помощи риелтора.
С не менее неприятным вариантом столкнулась сотрудница консалтинговой компании Александра. Собравшись покупать квартиру, девушка обратилась в агентство, руководителя которого знала лично. Менеджер, который работал с Александрой, зная о ее знакомстве с боссом, дружелюбно показывал ей разные квартиры, однако каждый раз «по-дружески» отговаривал от покупки: то сантехнику «замучаешься менять», то стены придется утеплять, то подъезд ужасный, то продавцы слишком много хотят. Стоит ли говорить, что дело было летом 2005 года, когда цены росли как на дрожжах, и риелтор, затягивая покупку, просто хотел увеличить свои комиссионные? В конце концов раздосадованная девушка отказалась от услуг этого агентства.
Может ей и повезло: некоторые брокеры обожают показать четыре-пять вариантов, которые совсем не устраивают покупателя. С тем чтобы только пятый или шестой по счету (о счастье!) соответствовал запросу хотя бы наполовину. Счастливый претендент на квартиру хватается за соломинку и в благодарности (святая простота) кланяется в пояс брокеру, доставая кошелек. А должен бы вытолкать брокера взашей.
Вице-президент Союза специалистов по недвижимости Украины Игорь Однопозов рассказал «Деньгам», что все риелторы работают по определенной технологии. Продавцу они обещают продать объект подороже, покупателю же, наоборот, — найти подешевле. «С профессиональной точки зрения помочь подешевле купить и подороже продать — вполне нормально. Но это не совсем правильно с этической точки зрения», — считает г-н Однопозов. В этом случае винить риелтора в обмане нечего, ведь он работает на интересы клиента. Другое дело, что денежное вознаграждение за осуществленную сделку риелтору платит только одна из сторон, причем обычно гонорар составляет 2,5–5% рыночной стоимости объекта.
В Украине закрепилась такая практика, что за все платит покупатель. Даже если на объект он вышел случайно, скажем, увидел объявление в газете, а не заключил с агентством договор на предоставление услуг. Теоретически, в этом случае услуги агентства должен оплачивать продавец. «В идеале, платить должен тот, кто заказывает услуги», — подчеркивает г-н Однопозов. Но на деле — все по-прежнему.
По его словам, риелторы обманывают, скрывая от клиента какие-то факты, касающиеся объектов, прав на них или сделки в целом. Обычно утаивание информации вызвано опасениями риелтора, что сделка сорвется. «Но, как показывает практика, находят своих владельцев и малопривлекательные объекты, главное — цена вопроса», — отмечает Игорь Однопозов.
Так что же делать, чтобы не быть обманутым? Совет простой: обязательно заключить с агентством недвижимости письменный договор. «Причем в договоре очень подробно прописать те обязательства риелтора, которые он должен выполнить», — рекомендует г-н Однопозов.
Стройные лжецы
Стройные — это те, кто работает на стройке. Точнее те, кто имеет отношение к обустройству жилья добропорядочных граждан. Когда жилье куплено, его необходимо привести в порядок. Поэтому речь пойдет о прорабах и дизайнерах интерьеров. Милые, иногда даже улыбчивые и услужливые, они медленно (а иногда очень быстро — разное случается), но уверенно, вытягивают деньги из тех, кто решил навести красоту в своем жилище.
«Сначала мне очень понравилась наш дизайнер Аня — сама очень хорошенькая, и работы у нее неплохие. Вот и доверила ей свою квартиру. Но выяснилось, что первое впечатление обманчиво», — делится Тамара Гуральчук, директор компании по конференц-сервису.
Тамара рассказывает, что все началось с плитки для ванной комнаты и кухни. «Она повела меня не в строительный гипермаркет, а в конкретный маленький магазинчик в центре города, где плитка, конечно, стоила намного дороже», — уточняет г-жа Гуральчук. Поговорив с продавцом этого магазинчика по душам, Тамара выяснила, что ее дизайнер имеет договоренность с магазином о том, что будет приводить клиентов и получать проценты от продаж. «И она уверяла, что именно эта плитка подойдет под интерьер нашей квартиры!» — возмущается заказчица. Но это еще не вся история. В конечном варианте проекта интерьера, красивом и цветном, Аня даже расписала, где Тамара должна покупать люстры. Причем придумала такие модели, которые есть только в одном магазине. «Прямо в проекте был указан телефон и адрес этого магазина. Стоимость люстр там стартовала с $1,2 тыс. Естественно, я отказалась — их по всей квартире предполагалось восемь штук», — рассказывает Тамара Гуральчук.
Совет здесь только один: не стоит всецело полагаться на советы дизайнера, особенно в выборе мебели и аксессуаров для жилища. Кроме того, следует требовать от него несколько вариантов мягких уголков, тумбочек, шкафчиков и тому подобного. А также не стесняться настаивать на своем выборе.
Любимая «фишка» прорабов — записывать в смету дополнительные краски, кирпич, штукатурные смеси и тому подобное. Некоторые, выдумывая разные истории, даже не считают нужным предоставлять эту смету заказчику. «Первый раз прораб взял $5 тыс. под предлогом того, что ему нужно закупить такие-то стройматериалы. Через две недели я подъехала посмотреть, как же все продвигается, но ни стройматериалов, ни проделанной работы я не увидела. Когда я попросила счет, он начал рассказывать, что все покупает на «черном» рынке, где чеков никто не выдает. При этом уверял, что там все намного дешевле», — рассказывает Виктория, директор полиграфической компании. Через неделю ремонт начал продвигаться, но очень медленно. «Спустя месяц он взял еще $5 тыс. и непонятно на что их потратил — закупил явно меньше, чем обещал. И опять без чеков! Пришлось распрощаться с этим человеком. Но деньги вернуть так и не удалось», — резюмирует Виктория.
Одним словом, прорабам верить нельзя! Особенно тем, которые «покупают все на рынке». Во-первых, нужно требовать чеки. Во-вторых, контролировать покупки, вплоть до каждого выключателя, и цены — путем изучения строительных прайс-листов. Благо они доступны и в Интернете.
Татьяна Сидоренко, Юлия Лазнюк, Деньги-UA
Tweet