Телелохотроны: вас «кидают» психологи! Рассказ телеведущей
Раньше людей «разводили» наперсточники. Теперь этот вид кидалова стал изощренней. К примеру, нас обманывают с телеэкранов, когда мы принимаем участие в различных викторинах и шоу. Но, в отличие от тех, кто зарабатывает на азартных играх, телелохотронщиков, как мы выяснили, наказать невозможно. А имен у кидалова множество: «Золотая фортуна», «Золотой сундучок», «Денежные минуты», «Викторина для сообразительных» или «Ночные развлечения». Попался на удочку
— Я проиграл 1350 гривен, попытавшись всего лишь дозвониться на викторины, которые проводят практически все телеканалы, — рассказывает пенсионер Валерий Корниенко. Для него это — очень большая сумма, равная трем пенсиям. Из-за желания пополнить бюджет семьи с помощью собственных знаний он чуть не развелся с женой.
Что такое интерактивные телефонные услуги?
Этот вид услуг впервые начал использоваться в США. Многие компании не могли справиться с потоком входящих звонков, и им требовалось разгрузить свои телефонные линии. Так возник спрос на услуги телефонных центров, основная задача которых заключалась в приеме и обслуживании большого количества звонков. Сегодня спектр услуг, предоставляемых call-центрами, более широкий, чем просто прием и обработка звонков. Call-центры используются также для проведения различных акций, маркетинговых исследований, опросов общественного мнения, голосования, «горячих линий», создания баз данных, проверки эффективности рекламы, предоставления справочной и консультационной информации и много другого.
Таких случаев в Украине становится все больше. На удочку телелохотронщиков попадаются в основном пенсионеры и подростки — самые доверчивые и незащищенные слои населения. А подогревается их желание позвонить, как мы узнали из конфиденциальных источников, с помощью подставных звонков от своих людей, специально называющих неправильное слово.
Люди, смотря программу, в которой девушка с приятным голосом и миловидной внешностью просит разгадать очень простое слово, видят, что все те, кто звонит в студию, называют неправильный ответ, и решают, что обещанные деньги за отгаданное слово у них в кармане. Стоит только набрать нужный номер, и шаровые деньги гарантированы. Но в этом-то и заключается подвох: дозвониться простым смертным практически не удается.
— Я думал, мне просто не везет: линия занята, так как много народу пытается достучаться в студию. И потому, несмотря на то что пару раз пробиться не получилось, был уверен, что в следующий раз я непременно стану счастливчиком, — говорит Валерий Корниенко.
Когда он первый раз позвонил с мобильного телефона, был очень удивлен: несмотря на то что его даже не соединили со студией, со счета «улетело» 6 гривен. Но мужчина решил, что должен дозвониться во чтобы-то ни стало, он был уверен: выигранная сумма покроет телефонные затраты. Потому набирал телефонный номер снова и снова. А когда деньги на мобильном закончились, стал пользоваться стационарным телефоном. Один раз ему таки удалось прорваться в студию, и его звонок даже зарегистрировали, но попросили подождать… Короче, принять участие в игре ему так и не удалось: связь прервалась.
— Я был уверен: рано или поздно мне повезет, — продолжает наш собеседник. — Принимал участие не в одной викторине, а в разных, мне казалось, что это увеличивает мои шансы. Но когда пришел счет за телефонные услуги, оказалось, что я наговорил на 1 275 гривен. Только тогда понял, что меня «разводят».
«Развод» по закону
Практически никто из пострадавших не пытается отсудить у лохотронщиков деньги, потому что не верят в то, что это у них получится.
— И неудивительно, ведь с юридической точки зрения у лохотронщиков все чисто, — поведала «Новой» Светлана Азральян, начальник отдела юридической и правовой защиты Управления по правам потребителей. — К сожалению, нашим законодательством наказание за обман людей с помощью телевикторин не предусмотрено. Все телеканалы предоставляют зрителям информацию о стоимости звонков, а также указывают, что детям до 18 лет не рекомендуется принимать в них участие. Но, к сожалению, эта информация зачастую помещается на экране либо бегущей строкой, либо маленькими буквами, и большинство людей попросту не обращают на нее внимания, или, к примеру, из-за близорукости не видят. Наш народ невнимателен. А по закону наказать ни телеканал, ни оператора, ни заказчика попросту невозможно.
И все-таки случай, когда пострадавшая попыталась отсудить у обманщиков деньги, в Украине имеется. Эта женщина из Кривого Рога проиграла в телевикторинах 12 тыс грн. Она обратилась в правоохранительные органы, но, к сожалению, помочь ей пока никто не смог.
Телеканалы тем временем тоже открещиваются от ответственности, мол, мы являемся лишь носителями информации, а заказчики интерактивных шоу сотрудничают с нами на правах рекламы. Дескать, мы не несем никакой ответственности за действия организаторов телевикторин.
А компании, которые сотрудничают с заказчиками, тоже своей вины не признают.
— Интерактивные проекты размещаются на телевидении так же, как и любой закупочный проект, телеканалы не выделяют их каким-то особым образом, — сказала «Новой» руководитель отдела интерактивных проектов «Новой коммерческой группы» Тамара Панасова. — Все юридические аспекты такого размещения регулируются 13-й статьей Гражданского кодекса Украины о правах потребителя при заключении договора на расстоянии, и заказчик их выполняет.
Получается, что найти виноватого в этой чистой воды махинации просто невозможно. Телеканалы не отвечают за содержание телевикторин и выплату призов, а всего лишь размещают их в эфирной сетке. Операторы телефонной связи на законной основе получают 30% прибыли от компании-организатора. До самих организаторов вообще достучаться невозможно, они отгородились от неудобных вопросов при помощи фирм-посредников, которые, собственно, и делают всю грязную работу по заключению договоров и при этом не раскрывают самих заказчиков, руководствуясь коммерческой тайной. Ходят слухи, что этот самый таинственный заказчик находится даже не в Украине, а в соседней Венгрии и что прибыль от интерактивных проектов составляет порядка $300 тыс в месяц, которые делятся на троих: львиную долю прибыли получает заказчик, часть отдает телеканалам, часть — операторам связи. Плюс — оплата услуг посредников.
Взгляд изнутри
Нам удалось пообщаться с одной из телеведущих, которая работает в телевикторине.
— Я могу вам рассказать, как все происходит, но имя прошу не называть, у меня контракт, за нарушение которого, в данном случае — за разглашение тайны, меня могут уволить, — предупредила девушка. — На самом деле, время от времени мы позволяем выиграть случайному человеку. Если бы мы этого не делали, то давно попались бы. А так выиграет человек и расскажет об этом своим знакомым, и те тоже начнут играть. Но в большинстве случаев мы просто заставляем человека «висеть» на линии, этим и зарабатываем. В последнее время я слышу массу нелицеприятных откликов в мой адрес и в адрес коллег. Говорят, что мы тупые, что не знаем алфавита, путаемся в буквах… Так это все по сценарию расписано, чтобы люди по ту сторону экрана думали, что они намного умнее. А по поводу каких-то моральных терзаний скажу так: мы — обычные люди, просто работа у нас специфическая. Согласитесь, это лучше, чем найти себе богатого любовника и качать с него деньги.
В мире с лохотроном борются
Телелохотроны — вовсе не украинское ноу-хау. Их запретили в Европе еще несколько лет назад. Механизм телевизионного интерактивного заманивания зрителя в цивилизованном мире известен давно. Контролирующие органы Евросоюза уже пришли к выводу, что большинство телевизионных викторин вводит людей в заблуждение. То есть, другими словами, признали конкурсы банальным лохотроном. Началось все три года назад, когда федеральное бюро телекоммуникаций Швейцарии выяснило, что некоторые телеканалы нарушали законодательство, касающееся азартных игр, запуская в эфир сомнительные игровые проекты. Вещатели тут же сняли их с эфира, но аналогичные передачи начали появляться в других странах Европы, в частности, в Германии, где доходы организаторов от интерактивных телешоу в прошлом году составили 450 млн евро. В Великобритании проверки телевикторин начались после документального фильма Би-би-си о том, как манипулируют зрителями на одной из популярнейших телевикторин. Оказалось, что потенциальных победителей отбирали, когда телефонные звонки еще поступали, то есть телевизионщики заведомо лишали тысячи граждан шансов на выигрыш. Теперь провинившейся компании — создателю викторины — приходится по решению суда возвращать потерпевшим деньги. Опасность телевикторин осознали и в соседней России. Там тоже существует много подобных передач, и они уже вызвали обеспокоенность Федеральной антимонопольной службы. Последняя собирается подготовить специальный закон, который регулировал бы показ телевизионных викторин, где со зрителями играют на деньги. ФАСовцы уверены, что подобные программы должны быть квалифицированы как азартные, хотя законодательно пока таковыми не считаются.
На телевизионщиков найдут управу
Чтобы хоть как-то защитить телезрителей от уплаты больших счетов за телефонные услуги и sms, Нацсовет разработал рекомендации, в которых обязует телерадиоорганизации в случае выпуска в эфир таких передач сопровождать их текстовыми предупреждениями, что участие в играх и викторинах платное. Текст предупреждения должен размещаться на площади, не меньшей 15% экрана, и на контрастном фоне. Телерадиоорганизации, распространяющие такой телепродукт, должны привести свою деятельность в соответствие с решением Нацсовета в течение 2 недель.
Комментарий психолога: «Ведущие используют психологические методики…»
Юрий Калашников: «Люди, которые звонят в студии распространенных сейчас телевикторин и шоу, платят большие счета за телефонные услуги и все равно продолжают звонить, азартны по своей сути. Если один остановится, поняв, что его дурят, то другой будет настойчиво набирать номер снова и снова в надежде сорвать шаровой куш. Организаторы такого рода телешоу именно на таких людей и рассчитывают. Они специально подбирают девушек с приятной внешностью, учат их, как себя вести, как говорить, используя психологические приемы, усыпляющие бдительность (кстати, это нам подтвердила и телеведущая. — Авт). Этими же методами пользуются и некоторые дикторы на телевидении, и политики. Я иногда, переключая каналы, наблюдаю за ведущими программ, вижу, как их обучили нужным технологиям, и говорю: «Ну, молодец, девочка! Хороший психолог получился бы из тебя!»
Виктория Хаджирадева, Новая