Cага о БАДах: шарлатанство в ранге искусства
Биологически активные добавки (БАДы) не просто вошли в нашу жизнь, в смутные 90-е они в нее ворвались огромной толпой — с яркими рекламными проспектами, значками «Хочешь похудеть — спроси меня как» и громкими многообещающими слоганами. Продавцы заветных бутылочек обещают окончательно и бесповоротно исцелить ото всех болезней, используя только природное, натуральное, экологически чистое, эксклюзивное, доселе секретное сырье и составляющие. Могут ли добавки быть опасными или, наоборот, они со временем придут на смену всем существующим лекарствам? Давайте разбираться.
«Бесплатная доставка», «Покупаете один флакон — второй в подарок», бесплатные семинары-шоу, массовые рассылки по электронной почте, привлечение к продаже добавок врачей, грамотно выстроенная агрессивная рекламная кампания в сочетании с активной антипропагандой методов официальной медицины — все это сделало свое дело, и БАДы в нашей стране приобрели невероятную популярность, сравнимую только с популярностью ТВ-сериалов.
Что же это за зверь такой и с чем его едят? Могут ли добавки быть опасными или, наоборот, они со временем придут на смену всем существующим лекарствам? Давайте разбираться.
Что в имени тебе моем
Начнем, пожалуй, с сухих фраз определения. Итак, биологически активные добавки – это «концентраты натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, предназначенные для непосредственного приёма или введения в состав пищевых продуктов с целью обогащения рациона питания человека отдельными биологически активными веществами или их комплексами» (документ).
Собственно, на этом можно было бы и закончить статью. Вроде бы все понятно – обогащение рациона, смеси биологически активных веществ, натуральных и синтетических… Ан нет. Проблема в том, что производители БАДов настойчиво открещиваются от положений приказов и СанПиНов, постоянно подчеркивая исключительную натуральность своей продукции, выставляя на первый план уникальные профилактические и даже лечебные эффекты добавок, пытаясь втиснуться на территорию лекарственных средств.
У вас недостача
Итак, чтобы вывести на рынок какой-либо товар, нужно создать на него устойчивый спрос. Найти какую-либо массовую болезнь достаточно проблематично. Ведь должна же быть какая-то симптоматика, хоть какие-нибудь клинические проявления. В случае с БАДами выход был найден простой, изящный, и в то же время гениальный – все люди питаются неправильно. Вот все поголовно. Причин масса: либо питание несбалансировано, либо продукты некачественные, и в них нет необходимых питательных веществ – это уже не так важно. Главное – в пище абсолютно каждого человека на планете не хватает чего-то жизненно важного.
Последствия недостачи накапливаются годами, имеют смазанную картину – повышенную утомляемость, периодическую слабость, сонливость, пониженное настроение (узнали в этом описании себя?). А со временем, если не устранить причину нехватки, может случится страшное – инфаркт, инсульт, рак и тому подобное. И спасти может только постоянный прием биодобавок, поскольку они созданы именно для целей спасения человечества.
Путем постоянного капания на мозги потребителей пищевой продукт, которым и являются БАДы, был возведен до статуса панацеи. Кроме того, добавками, как весьма прибыльным делом, заинтересовались представители MLM (многоуровневого маркетинга). В результате имеем то засилье БАД, которое можно наблюдать сегодня.
100% натуральный
Ох, и любят эту фразу производители и, особенно, продавцы добавок. «Только природные компоненты», «живые витамины», «биодоступные формы» – в противовес «химии», «синтетике» и прочей «ненатуральности». Ну что ж. В природе есть много чего натурального: мышьяк, скажем, или мухоморы, или цикута (которой в Древней Греции казнили). Так что «натуральный» вовсе не означает «полезный» или «эффективный». И уж точно это не синоним «безопасного».
Показательна в этом плане история с аристолохиевой кислотой. Соединение – натуральнее некуда, присутствует в плодах кирказона (Aristolochia). Растение широко использовалась в различных БАД для коррекции веса. Первые тревожные звонки стали раздаваться еще в 1993 году, когда в одном из медицинских журналов появились данные о пациентах бельгийской «похудательной» клиники, которая практикует лечение травяными биодобавками. У 105 пациентов развилась патология почек, причем у 18 женщин это был рак почки.
Медикам и организациям по защите прав потребителей потребовалось почти 10 лет, чтобы доказатьвысокую нефротоксичность и канцерогенность кислоты. И только в 2001 она была запрещена к реализации в США, а затем и во многих других странах. Однако китайские добавки, например, с кирказоном маньчжурским (Aristolochia manshuriensis) периодически всплывают на российском рынке, а на похудательных сайтах в Рунете до сих пор выложены рецепты, где настой все того же кирказона маньчжурского рекомендуется применять при «сердечных и почечных отеках».
Ни о какой натуральности не может идти речи, если при изготовлении той или иной добавки использовались концентраты или экстракты растений – в этом случае сырье подвергается химической обработке с использованием в лучшем случае этилового спирта, а то и эфиров, и альдегидов, и много еще чего. С другой стороны, практически весь рибофлавин (витамин В2), который используется в промышленности (а ведь производство БАД – это отнюдь не ручное перемешивание ингредиентов и составление рецептур, а вполне себе промышленный процесс), биотехнологического производства. Его выдают на гора «прирученные» бактерии. И где бы ни находился В2, в БАД или в лекарственном средстве, он будет натуральным, природным, произведенным живым организмом.
И еще к вопросу о натуральности. Сколько хранится, например, отломанный лист алоэ, содержащий вполне себе биологически активные фитонциды? А какой срок годности у БАД на его основе? Консерванты, стабилизаторы, отдушки, красители, улучшители вкуса – все это присутствует и в биодобавках. Другой вопрос, что производители «забывают» или «стесняются» писать об этом на коробочках с «натуральными» таблетками.
Лучше лекарств?
«Сегодня, когда древние рецепты забыты, аптечные препараты лишь временно снимают боль и воспаление, не устраняя причину болезни. А пить «химию» постоянно невозможно», – пафосно рассуждается в рекламе одной из биодобавок. БАДы старательно маскируются под лекарственные средства – используются те же лекарственные формы (таблетки, капсулы, сиропы), те же принципы дизайна упаковки, даже названия напоминают названия медикаментов. Да, и продавцы всевозможных «волшебных таблеток» очень не любят словосочетание «биологически активная добавка», они предпочитают термин «препарат». А с чем ассоциируется это слово у подавляющего большинства населения? Правильно, с лекарством.
Зачем это делается? Для расширения целевой аудитории. По идее, под соусом профилактики и лечения БАДы показаны всем и каждому. Более чем шестимиллиардный рынок сбыта. Самое интересное, что биодобавки преподносятся как «препараты», которые не имеют противопоказаний, но при этом чрезвычайно эффективны при огромном спектре самых различных заболеваний. Одна и та же добавка может предлагаться как средство улучшения зрения, укрепления костей и избавления от хронического воспаления придатков матки. Впрочем, это еще скромно, списки показаний обычно содержат десятки патологий.
Противопоказания. Начнем с того, что в медицине существует непреложное правило, ко всем – природным или синтетическим компонентам, используемым в том числе и производителями БАД: чем шире спектр действия, тем больше побочных эффектов будет у препарата. Хотя бы потому, что широкий спектр означает действие на верхних, неспецифических уровнях регуляции. И еще, у любого, даже самого супернатурального ингредиента всегда будет как минимум одно противопоказание – индивидуальная непереносимость. Огромные перечни противопоказаний у лекарственных средств – это результат многолетних клинических исследований на тысячах, а то и десятках тысяч больных. Это означает, что покупая лекарство, человек покупает некие гарантии и достаточно длительную историю исследований.
Интересно проследить за теми единичными БАДами, которые по прошествии некоторого времени были перерегистрированы как лекарственные средства. При этом сведения об эффективности становились значительно скромнее, список показаний существенно сокращался, зато добавлялось ощутимое количество противопоказаний.
Состав. В медицине есть такое понятие – полипрагмазия, то есть одновременное неоправданное назначение больному множества лекарственных средств. Именно полипрагмазией и занимается большинство производителей БАД, их рецептуры содержат десятки ингредиентов. В одном «препарате» могут быть намешаны аминокислоты, витамины, экстракты десятка растений. Кто и когда проверял их совокупный эффект – загадка. Растения уже сами по себе – многокомпонентные смеси, причем соседство веществ-антагонистов скорее правило, чем исключение. И как будет действовать смесь из смесей – никто не возьмется предсказать.
Безопасность. Самое слабое звено у биодобавок. Да, их, безусловно, исследуют перед получением свидетельства о госрегистрации. Только изучают-то наличие опасных и токсичных для человека ингредиентов в представленном образце БАД. Никто не будет оценивать клиническую эффективность, определять список показаний и противопоказаний. Просто потому, что БАДы – не лекарства. А вот после этого качество добавки целиком и полностью находится на совести производителя. И очень и очень часто фактический состав «препарата» может очень сильно отличаться от заявленного. Особенно, если биодобавку фальсифицируют. Если за подделкой лекарств следит государство, то каждый производитель БАД должен «пасти» свою продукцию самостоятельно.
Эта практика принята не только в России, но и в США. На каждой упаковке пищевой добавки, продаваемой на территории Америки, есть такая надпись:
«The statements on this package have not been evaluated by the Food and Drug Administration. This product is not intended to diagnose, treat, cure or prevent any disease».
«Информация, заявленная на данной упаковке, не оценивалась Управлением по контролю за продуктами питания и лекарствами. Данный продукт не предназначается для диагностики, лечения или предотвращения каких-либо заболеваний».
Тот же вариант для Интернета:
Впрочем, существует еще одна опасность. Человек, принимающий разрекламированную как панацея биодобавку, может перестать принимать лекарственные средства, прописанные ему врачом. Иногда и сами производители-продавцы говорят в рекламе или пишут в инструкциях о возможности снижения дозы противовоспалительных или других препаратов, а также о перспективе полного отказа от лекарств в пользу БАД.
Что при этом произойдет – легко представить. Особенно, если к биодобавкам пациент обратился, например, после постановки диагноза «рак». Все столбы в радиусе полукилометра от Онкоцентра на Каширском шоссе Москвы обклеены рекламой чудо-средств, исцеляющих от онкологии. И человек, вместо того, чтобы пройти курс химиотерапии или решиться на операцию, закупает биодобавки и начинает «лечиться». В итоге он все равно попадает к врачу, только вместо I-ой или II-ой стадии заболевания (когда можно помочь с огромной вероятностью успешного исхода), доктор сталкивается с III-ей или терминальной, IV-ой стадией, когда вмешательство медицины ограничивается только облегчением болевого синдрома. И виноватыми в такой ситуации пациент и его родственники часто считают врача. Они рассказывают об этом своим знакомым, выкладывают информацию в интернет-сообществах и на форумах, в результате чего в сторону «альтернативной» медицины уходит все больше пациентов с начальными стадиями заболеваний.
И не обязательно онкологических. При той же глаукоме есть полугодовой «светлый» промежуток, после которого можно забывать о надежде на спасение зрения. Если в это время пить БАДы с черникой и прочими «полезностями» для глаз, шансы на благополучный исход будут таять с каждым днем.
Слово в защиту
Сразу может возникнуть закономерный вопрос – а что, все до одной биологически активной добавки плохие и бесполезные? Вообще-то нет. В некоторых случаях и при стечении некоторых обстоятельств БАДы не только оказываются полезными, но и становятся чуть ли не единственным выходом из ситуации.
Существует, например, такое тяжелое наследственное заболевание – целиакия. Это нарушение пищеварения, при котором из пищи приходится исключать все продукты, содержащие белок глютен. Всё бы ничего, но он есть во всех злаках, в том числе пшенице, ржи, овсе. Соблюдать безглютеновую диету, особенно для детей, очень сложно. И вот тут на помощь приходят специальные пищевые добавки, которые помогают в этом нелегком деле.
Кроме того, гипотеза о недостаточном содержании витаминов и микроэлементов в современной пище не лишена оснований. Правда, с достаточно существенными оговорками. Питание при этом должно быть ощутимо накренено в ту или иную сторону. Скажем, высокоуглеводистая (за счет мучных продуктов) и жирная (за счет животных жиров) пища при относительном дефиците белка. Если человек вынужден годами так питаться , недостаток питательных элементов вполне может дать о себе знать.
Или пища из чрезвычайно популярных в наше время фаст-фудов. Многолетнее злоупотребление ею также приводит к определенному дисбалансу в организме. Так что не приходится удивляться примерно одинаковой по агрессивности рекламе забегаловок быстрого питания и БАДов, их сосуществование можно смело назвать симбиозом. Причем на редкость удачным и живучим. Людям внушается следующее: если употреблять фаст-фуд и заедать его специальными добавками, то такая тактика сгладит все недостатки неправильного питания. Кто выигрывает от такого положения вещей – понятно, однако (с ооооочень большой натяжкой) это вполне может сойти за оправдание существования БАД.
Вообще одна из характеристик БАД, данная в руководящих документах, звучит как «осуществление в физиологических границах регуляции функций организма». Очень точное определение. Все, что касается вариантов нормы – а их может быть великое множество, на самом деле – потенциальная епархия биодобавок. Как только речь идет о патологии, то есть отклонении от нормы, в дело должны вступать лекарственные средства. Только при таком раскладе возможно мирное сосуществование «препаратов» и медикаментов.
Дело о рекламе
Ситуацию с рекламой биологически активных добавок можно коротко охарактеризовать фразой из известного анекдота про бордель: «Ужас, ужас!». Теоретически существует закон Российской Федерации «О рекламе», где четко прописаны правила рекламной игры для всех категорий товаров. Даже для БАД выделена специальная статья. Однако практически, как известно, строгость наших законов с лихвой компенсируется необязательностью их исполнения. По пальцам можно пересчитать случаи, когда на продавцов биодобавок делала стойку Федеральная антимонопольная служба. В основном это громкие и скандальные инциденты, широко освещенные в прессе и получившие широкий отклик в массах. Как было, например, с печально известным «Гравиколлом XXI», внимание ФАС на который было обращено только благодаря лавинообразной реакции пользователей Живого Журнала.
И не скажешь, что найти некорректную (точнее, недостоверную – именно этот термин используется в законодательстве) рекламу «препаратов» так уж сложно. Достаточно включить «Утренний обход» на радио «Эхо Москвы», или послушать аналогичные передачи на «Радио России» или «Маяке», взять «АиФ» или «Комсомолку», заглянуть в Интернет – материалов будет предостаточно.
Давайте рассмотрим основные положения закона «О рекламе» и выясним, как недобросовестные продавцы биодобавок вводят в заблуждение доверчивых покупателей. И где гарантии, что тот, кто обманывает с самого начала контакта с потребителем, будет честен в плане качества, соблюдения рецептуры и многих прочих тонкостей?
Итак, одно из основных положений закона.
Статья 5. В рекламе не допускаются:
6) указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Итак, если в рекламном блоке или статье в отношении БАД звучат слова «лечит», «помогает при тех или иных болезнях» – это прямое нарушение закона. Как мы уже разобрались, биодобавки не могут лечить в принципе, хотя производятся из того же самого сырья, что и лекарственные средства. Тут дело в дозе, как правильно в свое время заметил великий врач эпохи Возрождения Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхейм, более известный как Парацельс.
Следующие 5 пунктов относятся к статье 25. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания.
Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:
1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
Это мы уже разобрали. Для того, чтобы потребитель мог отличить препарат от «препарата» на упаковке БАД должна быть фраза «Биологически активная добавка. Не является лекарством». Самое интересное, что законодательно не оговорен размер и размещение этого текста. В результате даже фармацевты в аптеке очень долго крутят коробку с вновь поступившим средством, и только после тщательных прицельных поисков находят искомую надпись. Кстати, эта же фраза должна быть и в рекламном блоке. Причем целиком, а не только одна из ее половинок.
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
Классический пример – якобы письма от благодарных пациентов. Например:
«Пациент Л, 58 лет
27 марта 2004 г. — инсульт с кровоизлиянием и парализацией правых конечностей, нарушение речи, памяти, высокое АД 300/120 мм.рт.ст. В течение 8 месяцев принимал химические препараты, улучшения были незначительны. С октября 2004 г. стал принимать коллоидную фитоформулу Брейн Бустер 2 месяца с небольшим перерывом (2 недели) 5мл. х 3 р., потом был перерыв 2 месяца. В течение лечения память полностью восстановилась, речь — 100%, руку стал поднимать, двигать пальцами, лучше ходить, восстановилась чувствительность. Большое Вам спасибо!»
Во-первых, ну какие пациенты пишут отзывы с такими отточенными формулировками с массой терминологии и непременным полным указанием «препарата», дозировкой и длительностью курса? Во-вторых, простите, но при верхнем артериальном давлении в 300 мм рт.ст. уцелеет только аорта (если, конечно, уцелеет), остальные сосуды калибром помельче будут разорваны в клочья. В-третьих, смотрите пояснения про лечебные эффекты БАД выше.
3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;
Тоже частый прием, в подавляющем большинстве случаев совмешается с предыдущим. Хотя могут быть и сами по себе, в виде восторженных отзывов (чаще всего применяется в газетной рекламе и на продающих сайтах).
4) побуждать к отказу от здорового питания;
Встречается, к счастью, редко. В лучшем случае говорится о 18 котлетах и 1,5 кг черного хлеба, которые пришлось бы съесть для удовлетворения суточной потребности в витаминах группы В (хотя котлеты бывают очень разные, да и у витаминов группы В масса других пищевых источников).
5) создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.
А вот этот прием в последнее время применяется очень часто. Трехфазные клинические испытания обязательны только для лекарственных средств, именно во время таких исследований определяются точные показания, подбираются дозы, выявляются возможные побочные эффекты и противопоказания. Пытаясь мимикрировать под лекарства, продавцы БАД размещают, например, на сайтах в Интернете, отчеты о «клинических испытаниях», которые проводились на базе крупных научно-исследовательских учреждений.
К сожалению, синие печати со словами НИИ и РАМН, а также громкие имена в подписях еще ни о чем не говорят. Фактор финансовой заинтересованности еще никто не отменял. Что заметно по откровенно «притянутым за уши», а то и фальсифицированным отчетам. Правда, для того, чтобы это заметить, нужно иметь не только медицинское образование, но и опыт работы с научными статьями. Потому что правила составления экспериментальной и контрольной групп, методы оценки, интерпретация результатов – вещи достаточно мутные и сложные. Даже врачи не имеют обыкновение вникать в такие тонкости, предпочитая читать выводы. На чем и играют нечистоплотные дельцы. На самом деле, ни один из взятых наугад в Интернете «отчетов» не выдержал элементарной проверки на корректность (артровит, атероклифит, напиток «Ваше здоровье»).
Что делать?
Основное правило – не заниматься самолечением. А как быть, если врач пытается убедить вас приобрести в дополнение к выписанным лекарствам еще и биодобавку? Да еще и в какой-то определенной аптеке или на складе, затерянном в промзонах, да еще и по отдельному рецепту с его личным номером (ID)? Случай сложный. Если врач банально хочет кушать, а дистрибьюторы добавок подкармливают его процентами с каждого препарата – это одно. Скажите доктору, что все понимаете, но покупать ничего не будете. Однако и среди врачей встречаются фанаты БАД. С такими лучше не связываться, сходите к другому специалисту, к третьему, четвертому – не все доктора продают добавки.
Для определения дефицита тех или иных витаминов или микроэлементов существуют медицинские диагностические методики, в первую очередь, это анализ крови на электролиты и прочие биохимические показатели. Если дефицит чего-либо нельзя объективизировать, значит его не существует. Шарлатанские псевдометодики вроде биорезонансной диагностики или исследованию «живой» капли крови в данном случае не в счет. Они-то как раз предназначены для того, чтобы найти несуществующую патологию и заставить человека «пролечиться» курсом биодобавок.
Вам звонят домой, рассказывают о каком-то национальном проекте, специальной программе обеспечения льготных категорий граждан и при этом предлагают приобрести по «специальной цене» некий препарат? По радио призывают позвонить «прямо сейчас» и получить чудо-средство «по рекламной цене» с огромной скидкой? Не покупайтесь на эту простую уловку. Вспомните про бесплатный сыр и мышеловку. Если есть возможность – пробейте «препарат» по регистру Роспотребнадзора, в нем поименно перечислены все биодобавки, их состав, для чего они могут применяться, какие противопоказания имеют. Есть сомнения – позвоните в представительство Роспотребнадзора или Росздравнадзора.
Относитесь критически к любой рекламной информации. Ведь основная задача тех, кто составляет тексты объявлений и статей – заставить вас купить их продукцию. А ваша задача – постараться не навредить своему организму. И в этом деле врач куда предпочтительнее в качестве советчика, чем менеджер фирмы по продаже БАД.
Наиболее опасные среди широко распространенных компонентов БАД (по данным журнала Consumers Report).
Ингредиент БАД
|
В чем состоит опасность
|
Определенно опасны (есть документальные подтверждения) |
|
Аристолохиевая кислота |
Канцероген; почечная недостаточность, нередко требующая гемодиализа или пересадки почек. |
Опасны с большой долей вероятности (запрещены в ряде стран или эффекты изучаются) |
|
Окопник лекарственный (Symphytum officinale) |
Печеночный венно-окклюзионный синдром, с возможным развитием цирроза печени. Официально зарегистрирован 1 случай смерти. |
Карликовый дуб (Larrea divaricata), дубровник обыкновенный (Teucrium chamaedrys), кава-кава (Pipermethysticum) |
Поражения печени, зарегистрированы случаи летальных исходов. |
Потенциально опасны (есть жалобы потребителей или теоретические риски) |
|
Померанец (Citrus aurantium) |
Повышение артериального давления, риск развития аритмий, сердечного приступа или инсульта |
Экстракты и вытяжки из желез или органов животных |
Потенциальный риск заражения «коровьим бешенством» |
Лобелия вздутая (Lobelia inflata) |
Проблемы с дыханием, тахикардия, понижение артериального давления, диарея, тремор, возможен летальный исход. |
Гедеомовое масло (из блоховника мятовидного – Hedeoma pulegioides) |
Нарушение функций почек и печени, судороги. жжение в горле, токсические нейропатии. Возможен летальный исход. |
Шлемник бокоцветный (Scutellaria lateriflora) |
Нарушение функций печени, токсический гепатит |
Йохимбе (Pausinystalia yohimbe) |
Скачки артериального давления, аритмии, угнетение дыхания, риск развития приступа стенокардии, возможен летальный исход. |