Опасный «секонд хэнд»: риски несет покупатель
За 8 месяцев нынешнего года Главное управление по защите прав потребителей КГГА зафиксировало на 15% больше нарушений при реализации б/у продукции по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Как развивается комиссионный бизнес и почему на рынок попадает все больше товаров, опасных для здоровья граждан?
Украинцы заинтересовались комиссионкой
В условиях бушующего в стране финансового кризиса, украинцы нашли способ не отказывать себе в покупке необходимых вещей, бытовой техники и обратили внимание на комиссионные магазины, продающие бывшие в употреблении изделия. В специализированных торговых точках говорят, что в январе-августе их продажи выросли, как минимум, в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Такая популярность объясняется довольно просто. Из-за резкой девальвации национальной валюты — на 60% с конца прошлого года, многие новые продаваемые в украинских магазинах товары подорожали (не секрет, что большая часть из них завозится из-за рубежа, а потому с ростом курса доллара в гривневом эквиваленете их цена увеличилась). Причем, повышение цен коснулось даже тех изделий, которые выпускаются в нашей стране, что с одной стороны может быть связано с покупкой производителем иностранных комплектующих, а с другой – желанием местных компаний дополнительно заработать.
На этом фоне реальных доходы украинцев стали снижаться. И хотя официальная заработная плата, по данным Госкомстата, в июле в среднем по стране выросла на 1,4% и составила 2008 грн, реальные заработки украинцев упали: учитывая растущий уровень инфляции в стране, доходы жителей страны снизились в среднем на 10%. Следовательно, и расценки в большинстве магазинов стали не по карману среднестатистическому покупателю.
«К примеру, один из наиболее дешевых телефонов с черно-белым экраном стоит 420-450 грн, а аппарат, ранее продававшийся за 2,5 тыс. грн, сейчас обходится покупателям в 4 тыс. грн», – говорит директор комиссионного магазина Handy4You (продажа мобильных телефонов) Альбертас Тамаускас.
Поддержанная продукция, по его словам, не подорожала и сейчас ее стоимость на 50% ниже по сравнению с новыми аналогами. О схожей ситуации говорит и владелица магазина «Совенок» Леся Садовая, по мнению которой, если новая пластмассовая игрушка обходится покупателю 150 грн, то аналогичная подержанная – в 30-40 грн.
Леся Садовая признается, что, несмотря на то, что их магазин ориентирован на продажу исключительно детской одежды и аксессуаров, к ним часто обращаются с вопросом о возможности купить изделия для взрослых.
Наблюдатели отмечают, что лидерские позиции на рынке комиссионной торговли удерживает ювелирная продукция, на которую приходится порядка 60% всех комиссионных продаж. Это связано с большим ее предложением, поскольку в столице, помимо мелких магазинов, последние годы активно развиваются сети по продаже украшений: «Ювелирная карта» (ломбард «Скарбниця»), «585» («Алдан») и др.
Еще 20% рынка приходилось на реализацию бытовой техники и электроники и оставшиеся 20% – на одежду, обувь, мебель и др. Относительно небольшая доля, которая приходилась на рынок бытовой техники и электроники, эксперты объясняют хорошим развитием рынка потребительского кредитования, поэтому львиная доля покупателей была ориентирована на приобретение новых товаров. В нынешнем году, по мнению экспертов, данная пропорция измениться и суммарная доля техники, а также других товаров увеличиться, минимум, на 20-25%.
Хорошая вещь по сходной цене
До последнего времени ассортимент комиссионных магазинов был относительно не велик, поскольку львиная доля владельцев подержанной техники сильно не нуждалась в средствах и не отдавала свое оборудование на продажу, предпочитая утилизировать ненужную вещь. Сейчас многие жители страны стали отдавать свои изделия в комиссионку.
В специализированных магазинах признаются, что в связи с возросшим предложением вынуждены были ужесточить требование к качеству предлагаемых изделий, которые сдают покупатели. К примеру, большинство из них не берутся продавать устаревшие модели бытовой техники и электроники, которые были выпущены более десяти лет тому назад.
В этом году участились случаи продажи б/у продукции без разрешений санстанции, которые выдаются на основании документов о нескольких этапах «чистки» товаров за рубежом.
Исходя из этого, можно предположить, что самой большой проблемой, с которой могут столкнуться потенциальные бизнесмены – нехватка клиентов, готовых сдать свой товар в комиссионный магазин. Как правило, для привлечения владельцев ненужных вещей, продавцы используют рекламу в Интернете или специализированной прессе, а также активно раздают листовки с рекламой на улицах в близлежащих районах.
Однако некоторые компании данную проблему решают за счет импорта из Германии, Австрии, Польши и пр. По словам директора магазина «Лазер» Владимира Овсиенко, в этом году они завезли бывшие в употреблении лыжи из Австрии, которые оказались в отличном состоянии. «Это модели двух – трехлетней давности, которые не сильно изношенные. Их стоимость стартует от 2,2 тыс. грн, тогда как аналогичные новые стоят 5-8 тыс. грн», – говорит Владимир Овсиенко.
Окупаемый бизнес
В неофициальных разговорах эксперты говорят, что комиссионная торговля становится очень привлекательным бизнесом. К примеру, наценки на предлагаемые покупателю подержанных товарах, как правило, колеблются от 25 до 200%. При этом магазин не несет никаких рисков, связанных с наличием остатков, поскольку средства за проданный товар возвращаются владельцу уже после фактической реализации продукции.
Преимущество этого бизнеса уже оценили бизнесмены. К примеру, если еще два года назад в столице насчитывалось 40 легально работающих магазинов по продаже бытовой техники и электроники, то сейчас их количество исчисляется сотнями. Общее же число комиссионных магазинов уже достигло тысячи и в ближайшее время их, судя по всему, станет еще больше. Помимо «новичков» новые торговые точки открывают и старожилы.
По этому пути, к примеру, намерена пойти Леся Садовая, открыв магазины под ТМ «Совенок». При этом порог вхождения в данный бизнес относительно невелик: для открытия подобной точки продаж без учета стоимости аренды необходимо иметь в кармане порядка $5 тыс., вернуть которые при удачной торговле можно в течение 10 дней.
Риски несет покупатель
В то же время для покупателя немаловажным будет напомнить, что покупка комиссионной техники – это риск. Причем не только риск получить некачественный товар, как выяснилось, сегодня это еще и риск серезно навердить своему здоровью.
Одной из главных неприятностей, которые может ожидать покупателя поддержанной техники – отсуствие необходимой обработки, особенно это касается продажи секонд-хенда. Сергей Дроботун, заместитель начальника Главное управление по защите прав потребителей Киевской горадминистрации,подчеркивает, что в этом году участились случаи продажи подобных товаров без разрешений санстанции, которые выдаются на основании документов о нескольких этапах «чистки» товаров за рубежом.
За качество же других продаваемой продукции не берется отвечать никто, особенно это касается реализации детской одежды, игрушек и прочих товаров. Помимо этого, незащищенность покупателя комиссионных товаров заключается еще и в том,что вернуть некачественное изделие он не сможет.
Как рассказал г-н Дроботун, если у продаваемого бывшего в употреблении оборудования уже прошел срок гарантии, и следствии эксплуатации оно поломалось, то предъявить претензии некому. На комиссионные товары общие правила по торговле не распространяются.
Причем, отстоять свои права будет сложно даже в том случае, если, к примеру, корпус продаваемой техники принадлежит европейскому брэнду, а «начинка» – советскому или китайскому аналогу. В самих магазинах подтверждают, что не дают гарантии продаваемых у них изделий.
«Мы не являемся производителем и редко завозим товары самостоятельно. Задача комиссионного магазина – свести покупателя и продавца»,- подчеркивает руководитель одного крупного магазина, пожелавший остаться неназванным. Если же товар новому владельцу не понравился, то ему могут предложить выставить его в торговой точке уже от своего имени.
Максим Голубченко, ФИНЗАХ
Tweet