СТРАНА “ЖУЧОВ”, “ЛОХОВ” И …БОЛТУНОВ

Кредиты, бюджетное финансирование, выгодные тендеры вот то, что сегодня в первую очередь интересует любителей чужих секретов. И нужно заметить, что этот интерес удовлетворить совсем не сложно.Однако для начала нужно определиться с тем, что же такое информация, которая, попав в чужие руки, может погубить ваш бизнес.

Информация – это сведения о лицах, предметах, событиях, явлениях и процессах (независимо от формы их представления), используемые в целях получения знаний, принятия решений.

Коммерческая тайна – преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы. Коммерческая тайна возникает тогда, когда она представляет интерес для коммерции.

ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ ПРЕДПРИЯТИЯ:

сведения о производственных возможностях предприятия;

организация труда;

структура кадров и производства;

сведения о проектах годовых и перспективных экспортно-импортных планов по внешне-экономической деятельности;

инвестиционные программы;

имущественное положение предприятия;

бюджет;

методы изучения рынка сбыта;

методы изучения продаж;

круг клиентов;

сведения об иностранных партнерах;

структура цены;

условия по сделкам;

особые условия контрактов;

результаты научных исследований и проектных разработок;

технические проекты;

конструкция объекта;

программный продукт;

изобретения, “ноу-хау”, промышленные и технические образцы;

сведения, связанные с технологической информацией;

способ производства продукции и т.д.

Украина – страна небогатая, но изобретательная. По подсчетам специалистов, уже порядка сорока украинских предприятий выпускают вполне достойную шпионскую технику. Прежде всего, радиозакладки или «жучков», самый дешевый из которых можно легко купить на киевском радиорынке всего за двадцать долларов. Радиозакладка – это миниатюрное устройство, состоящее из чувствительного микрофона, усилителя и передатчика. Устройство способно передавать информацию из интересующего вас кабинета или на диктофон, или на приемник, расположенный в расположенном недалеко автомобиле или в соседнем помещении. Это самая простая радиозакладка. Более сложные, а соответственно и более дорогие средства несанкционированного съема информации могут передавать данные на значительно большие расстояния. Например, на космический спутник, который затем передаст данные в любую точку земного шара. Но это экзотика. В реальности все гораздо проще. «Жучки», переманивание топ-менеджеров или других сотрудников, вынос носителей информации под видом кражи являются наиболее распространенными в Украине способами добычи информации о конкурентах.

Поставить «жучок» в современный украинский офис не составит проблемы. Как правило, службы безопасности работают достаточно формально и, по крайней мере, один человек в фирме имеет постоянный ежедневный доступ в любой кабинет. Эти визиты происходят рано утром, этот человек заходит в любой кабинет без свидетелей и в течение довольно долгого времени может делать все, что ему угодно. Кроме того, этот человек, как правило, получает маленькую зарплату, и завербовать его не сложно. Этот человек – уборщица, которая есть в каждом офисе и которой совсем не сложно установить в кабинете радиозакладку. Применяется также «санкционированное» изъятие носителей информацией. То есть, подкупается одна из силовых структур, которая под видом проверки деятельности фирмы изымает, к примеру, все жесткие диски из компьютеров. Информация из них копируется, затем диски возвращаются и у вас уже есть вся информация о конкуренте. Менее распространен сбор информации о конкурентах под видом маркетинговых исследований или журналистских расследований.

Основная проблема заключается не в том, что в Украине становится все больше случаев недобросовестной конкуренции, в том числе и в форме промышленного шпионажа. Проблема в том, что даже серьезные фирмы продолжают беспечно относиться к защите собственных секретов. Как правило, охрана информации ограничивается наличием охранников и уничтожителей документов. Интересно, что спрос на эти банальные резалки для бумаги постоянно растет. Так в последнем каталоге “Hot line” 17 поставщиков предлагали 92 модели уничтожителей документов с параллельной, поперечной и любой другой формой нарезки. Это довольно забавно, особенно если учесть, что большинство информации сегодня оседает в компьютерах фирмы и добраться до нее не так уж сложно.

По мнению директора одной из фирм по защите информации, главное, чего не достает отечественным предпринимателям в области защиты информации, это комплексного подхода к решению этой задачи. «Прежде всего, необходимо определить, какая именно информация не должна попасть в чужие руки. Затем нужно разработать модель потенциального «противника», то есть лица, организации, которым эта информация может понадобиться. Исходя из модели уже можно просчитать, какие методы постарается использовать противник. А уже затем нужно составлять комплексную программу защиты информации. Это можно сравнить с дырявой бочкой. В ней есть двадцать дырок, через которые может вытекать информация. И ваша задача закрыть, пусть постепенно, но все дырки, а не ограничиться тремя-четырьмя. И закрыть все эти дыры нужно с минимальными затратами и неудобствами».

А технических средств для закрытия этих «дырок» более чем достаточно. Это и устройства для поиска радиозакладок всех типов, и специальные шумогенераторы, не дающие возможности осуществлять запись разговоров, и скремблеры, обеспечивающие безопасность ваших телефонных переговоров. Существуют также устройства, моментально уничтожающие всю информацию на ваших жестких дисках, системы, защищающие ваш компьютер от любого несанкционированного вмешательства. Технических средств защиты информации, как и лекарств, существует очень много, но для начала нужно выяснить, какую болезнь вы собираетесь лечить.

Сергей Федоров, «УК»

You may also like...