Рекламный рынок облюбовали мошенники

В России, как и во многих странах мира, процветают рекламные мошенничества. Слепо веря различным объявлениям, россияне соглашаются вложить деньги в «эффективный» бизнес с получением крупных дивидендов, поучаствовать в очередной лотерее или получить высокооплачиваемую работу за рубежом, что на деле оказывается фикцией. Рекламный рынок давно предоставил мошенникам широкое поле для противоправной деятельности. По данным правоохранительных органов, телемаркетинг, Интернет и рассылка электронных писем нередко используется криминальными структурами. Жертвами мошенников чаще всего становятся пожилые люди, которые более склонны доверять почтовым и телефонным рекламным предложениям. Наиболее распространенны обещания лотерейных выигрышей, а также предложения вложить деньги в «эффективный» бизнес с получением крупных дивидендов или поучаствовать в выгодном предпринимательстве, не выходя из дома. При этом, как правило, такие предложения оказываются фикцией. Так, некая фирма в Москве уже не один год предлагает желающим разбогатеть, выращивая в домашних условиях редкий сорт грибов, якобы использующийся в элитной косметике. Соискателям продают споры грибов, специальные добавки, а также технологию выращивания, которые стоят порядка 100 долларов. Выращенную продукцию фирма обещает принимать по очень выгодной цене. Однако грибы у российских домохозяек, как «назло», не растут, а отсутствие желанного результата фирма объясняет несоблюдением технологии ее клиентами.

По словам правоохранителей, популярным остается и мошенничество с рекламными объявлениями о продаже сертификатов тайм-шеров, дающих возможность отдыхать в определенное (оговоренное контрактом) время в определенном месте. «Люди, покупающие тайм-шеры, не всегда могут ими воспользоваться и часто готовы их перепродать, — рассказали Стране.Ru в Московском уголовном розыске. — Существуют фирмы, которые дают объявления о помощи в перепродаже этих сертификатов. В объявлении обещается быстрая перепродажа, однако на деле никто сертификатами не торгует. Фирма просто тянет с людей деньги, предлагая сначала заплатить за оценку тайм-шера, потом возникает необходимость внести деньги за различные справки». По словам представителя МУРа, суммы, крутящиеся в этом «бизнесе», просто огромны.

В последнее время в различных аферах участвуют и рекламные объявления о приеме на работу. Мошенники предлагают россиянам удаленный заработок: к примеру, размещение объявлений или обработку электронной почты. Нередко человеку присылают письмо с подробным описанием сути работы, чаще всего это касается переводов или набора текста. В конце послания псевдоработодатели сообщают, что клиенты компании — очень серьезные люди, поэтому просят внести различные суммы залога за выполнение первого задания, чтобы якобы быть уверенными в том, что соискатель его выполнит. Также в сети могут попросить оплатить и комплект обучающих материалов или регистрацию в системе, предложив перечислить деньги через Интернет.

Так, в Великом Новгороде более двух лет наживался на доверчивых россиянах 38-летний уроженец Новосибирска Михаил Кисилев. По данным новгородского ГУВД, в 2002-2004 годах Кисилев от имени вымышленных супружеских пар, якобы проживавших в Австрии, США и Франции, разместил на нескольких интернет-сайтах объявления о приеме на работу россиян на очень выгодных условиях. Для оформления приема на работу, на визы и страховки от каждого из потенциальных клиентов предприимчивый «работодатель» просил перечислить в адрес фирмы-провайдера от 3 до 5 тысяч рублей. Далее эти средства поступали в так называемый анонимный виртуальный кошелек. Жертвами деятельности Михаила Кисилева стали 22 россиянина, проживающих в разных регионах страны — от Санкт-Петербурга до Владивостока.

Выйти на сетевого мошенника правоохранителям долгое время не удавалось, так как он постоянно менял места жительства, «балансируя» между Санкт-Петербургом и Великим Новгородом. После его задержания выяснилось, что Кисилев с 1999 года находился в федеральном розыске как скрывшийся из колонии-поселения, где он отбывал наказание за разбой. Прошлым летом, учитывая отягчающие обстоятельства — побег из мест заключения и криминальное прошлое — Новгородский городской суд приговорил Кисилева к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима за мошенничество (ст. 159 УК РФ). Кроме того, суд обязал Кисилева выплатить пострадавшим от мошенничества материальный ущерб в размере около 80 тысяч рублей.

Как утверждают эксперты, чаще всего жертвами рекламных мошенников являются пожилые люди. При этом аферисты могут скрываться под маской уличных агентов. Так, летом этого года астраханскими правоохранительными органами была обезврежена группа преступников из четырех человек, которые под видом рекламных агентов, заранее распределив роли, разыгрывали целые спектакли, вводя в заблуждение потерпевших, и совершали хищение денежных средств.

Одной из жертв преступной четверки стала женщина пенсионного возраста, которая утром шла на почту, чтобы оплатить коммунальные услуги. Около магазина к ней обратился молодой человек. Представившись менеджером одной фирмы, он вручил ей одноразовый пакетик с шампунем и пригласил на рекламную акцию. По данным прокуратуры Трусовского района Астраханской области, взамен пакетика с шампунем аферисты выдали бабушке жетон с номером и объявили, что разыгрывается холодильник «Норд» и что именно ее номер оказался выигрышным. Однако пенсионерке сообщили, что выигрышный номер выпал еще одному участнику — девушке (как впоследствии выяснилось — члену преступной группы). Между участницами розыгрыша был устроен торг по принципу: приз выигрывает тот, кто больше внесет за него денег, а проигравшему деньги возвращаются по окончании торгов.

Первоначальную ставку определили в 100 рублей, постепенно сумма возросла до 800 рублей. А когда у пенсионерки кончились деньги, один из наблюдавших за игроками зритель (как впоследствии оказалось, он также был членом мошеннической группировки, а отнюдь не простым зевакой) предложил дать женщине крупную сумму в долг. Когда же торг достиг 6,5 тысяч рублей, у «доброго» кредитора закончились деньги, и он убедил пожилую женщину съездить за дополнительной суммой к ней домой.

Взяв такси, она вместе с мошенниками, исполняющими роль «менеджера» и «зрителя», доехала до своего дома. Бабушка, забрав из дома пенсионные накопления в размере 20 тысяч рублей, отдала долг своему кредитору, а остальное вновь «пустила в игру», в надежде все же выиграть холодильник. Когда закончились и эти деньги, женщина вновь съездила домой и привезла еще 6 тысяч рублей. Однако и на этот раз ее соперница внесла большую, чем она, сумму. Когда пенсионерке объявили о проигрыше, счастливая соперница просто выхватила пакет с деньгами и убежала. Остальные же участники группы, до конца выполняя свои роли, некоторое время оставались с женщиной, «сочувствуя» ей и уговаривая не расстраиваться. Когда пенсионерка, наконец, пришла в себя, она поняла, что ее просто обманули. Вскоре после того, как женщина обратилась в милицию, деятельность этой преступной группировки была пресечена астраханскими правоохранительными органами.

«Нехорошие» рекламные объявления привлекают внимание правоохранительных органов всего мира. Так, в мае этого года Минюст США объявил, что от различных схем рекламного мошенничества пострадали уже 2,8 млн американцев, а убытки превысили 1 млрд долларов. «Интернет, телефон, почта позволили массовому маркетингу превратиться в высокоэффективный метод воздействия на клиента, — заявил тогда главный почтовый инспектор США Ли Хит. — В то время как большинство предложений легальны, существуют криминальные элементы, которые превратили эту деловую модель в денежную машину для своей незаконной деятельности». По словам чиновника, власти начинают реализацию специальной образовательной программы, чтобы «донести до сознания людей то, что нужно внимательно относиться к предложениям массового маркетинга, поскольку они часто связаны с мошенничеством».

Страна.ру

Читайте также: