КАСКОрпоративный заговор: страховка авто подорожает

В 2006 году украинцы с невероятным энтузиазмом скупали новые авто. Что стало просто подарком для страховых компаний, работающих на рынке автострахования. Как это скажется на качестве страховых услуг? Неизвестно. Но тарифы – подорожают. Мечта страховщика

То, что страхование залоговых авто является обязательным, — факт общеизвестный. Посему подъем на авторынке сыграл страховщикам на руку. Количество застрахованных машин в уходящем году резко увеличилось. Наступающий год обещает быть не менее «урожайным». «По нашим прогнозам, темп роста продаж новых автомобилей в 2007 г. сохранится на уровне этого года. То есть прирост составит, как минимум, 50%. Быстрое развитие банковских кредитных программ, а также увеличение доли иностранного капитала в коммерческих банках приведет к росту продаж автомобилей, а значит, и страховых продуктов. К тому же важную роль в объемах страховых поступлений сыграет высокой уровень пролонгации (70-80%) прошлогодних договоров. Мы планируем увеличить свои объемы по данному направлению минимум в три раза», — прогнозирует Павел Литвин, директор департамента по работе с нестраховыми посредниками СК «РОСНО Украина».

Тем не менее к радости страховых компаний от увеличивающихся объемов бизнеса примешивается грустная нотка. Стремительный рост автопарка и удельного веса застрахованных машин имеет обратную сторо- ну — увеличение количества ДТП, и как следствие — выплат по КАСКО. По официальной статистике, в этом году в Украине зарегистрировано на 4% меньше дорожно-транспортных происшествий, чем в году предыдущем. Однако проблема в том, что в стране регистрируются лишь ДТП, в которых пострадали люди. На самом же деле количество аварий и разбитых машин намного превышает официальные показатели. Причем увеличивается как количество, так и размер убытков. «Сейчас портфели страховщиков по КАСКО быстро растут, скрывая истинный уровень выплат по этому виду. Но как только рост немного замедлится, статистический баланс будет восстановлен. На самом деле убыточность по КАСКО уже достигает 90%», — рассказал Александр Миколен- ко, заместитель председателя правления СК «ИНГО Украина».

Нашли крайнего

В следующем году трудности страховщиков традиционно станут проблемами их клиентов. Последним придется смириться с грядущим довольно значительным подорожанием полисов автоКАСКО. Компании уже давно кивают на соседей, убеждая, что в России, мол, средний тариф по автострахованию достигает (а то и превышает) 10%. Чем же хуже украинские страховщики? «Тарифы по автострахованию будут расти из-за большой убыточности этого вида страхования. Страховые тарифы в Украине находятся сегодня на очень низком, можно сказать, предельном уровне (в среднем 5-6% — прим. «ВД»), по сравнению со страховыми тарифами соседних государств», — отмечает Сергей Торлин, ведущий специалист департамента транспортного страхования ЗАО «Европейский страховой альянс».

Впрочем, не для всех автомобилей КАСКО будет дорожать одинаково. Накопив достаточно большой объем договоров, компании смогли просчитать их результативность и определить наиболее убыточные категории авто. Исходя из этого, СК и станут корректировать ценовую политику. «Например, в нашей компании больше всего убытков оказалось по недорогим авто, особенно производства стран СНГ. Поэтому мы уже увеличили тариф по их страхованию в среднем на 10%. По более дорогим машинам цены, напротив, были несколько снижены», — рассказала Елена Маркова, начальник управления экономического анализа и актуарных расчетов СК «ПРОСТО-страхование». Как показывает опрос «ВД», компании заинтересованы принимать на страхование более дорогие авто. «В следующем году наиболее интересное ценовое предложение мы планируем сделать как раз в области страхования дорогих автомобилей», — обещает Павел Литвин.

Зато владельцев недорогих и б/у машин страховщики не слишком жалуют. «Мы четко определили для себя прибыльные и неприбыльные категории авто, — говорит г-жа Маркова. — При страховании новых машин компания предлагает минимум исключений и широкое покрытие. Для автомобилей б/у несколько иной подход. То есть у нас тарифы достаточно низкие для новых машин, но достаточно высокие для двух-трехлетних машин».

Компании ведут статистику убыточности не только по классам, но и по отдельным маркам и моделям авто. Так что владельцам самых «невезучих» моделей, наиболее часто попадающих в ДТП, также придет- ся раскошелиться. Страховщики утверждают, что более всего подвержены авариям спортивные авто. Страховка для этих машин может подорожать в среднем на 10-15%.

Водители войдут в долю

Компании не собираются ограничиваться исключительно пересмотром тарифов. Скорее всего, большинство из них постарается подкорректировать и условия договоров, причем не в пользу клиентов. Страховщикам уже не впервой пересматривать правила по автострахованию. Уже сегодня они используют немало уловок, чтобы ограничить выплаты. Не так давно многие СК пополнили список исключений, предусмотрев возможность отказа в выплате, например, если водитель грубо нарушил правила дорожного движения (превысил скорость, ехал на красный свет, въехал на полосу встречного движения, про- игнорировал дорожные знаки, запрещающие движение, и т.д.).

Некоторые компании прописывают в договорах так называемую вычитаемую страховую сумму. Это означает, что если страхователь попал в ДТП и получил выплату, ее сумма вычитается из общей страховой суммы. При следующем повреждении машины, если ущерб будет значительным (а тем более, тотальным), остатка страховой суммы может не хватить для выплаты возмещения. Еще одна уловка компаний, щеголяющих низкими тарифа-ми, — отказ от страхования без учета амортизации. Купив полис по привлекательной цене, неосведомленный автовладелец лишь потом может узнать, что при проведении выплаты в обязательном порядке будет учитываться износ авто. То есть в случае аварии страховщик не будет оплачивать покупку новых запчастей, а выплатит лишь часть возмещения, с учетом их износа.

Кстати, покупая полис страхования автоКАСКО с учетом амортизации, следует быть очень акку- ратным. Каждая из компаний практикует индивидуальный подход к расчету износа деталей и узлов. Некоторые СК в первый год насчитывают до 20% амортизации, кто-то ограничивается 15%. Но и здесь могут быть ловушки. К примеру, нередки случаи, когда компании львиную долю износа считают в первые месяцы эксплуатации авто. Например, страховщик оговаривает, что в первые два месяца амортизация новой машины составляет 10%, а за каждый последующий СК набрасывает всего по 1%. Так что, разбив авто через два с половиной месяца после покупки, страхователь может недополучить 10-11% от суммы, необходимой на ремонт автомобиля.

Одной из тенденций следующего года может стать отказ компаний от беcфраншизного страхования. Франшиза по ДТП — это сумма, которую автовладелец в случае повреждения транспортного средства обязуется внести самостоятельно. Она может устанавливаться в процентах от страховой суммы, либо рассчитываться в абсолютных величинах ($100, $200, $500 и т.д.). Отдельная франшиза устанавливается по угону. В данном случае она может достигать 10, а то и 15% от стоимости авто. Страхование с нулевой франшизой, хотя и стоит дороже, пользуется у водителей большой популярностью. Однако компании пришли к выводу, что именно такие договоры — самые убыточные. «В следующем году СК будут отказываться от договоров с нулевой франшизой и по ДТП, и по угону. Если же компании и будут предлагать такие договоры, то тарифы могут сильно подскочить. Подорожание составит минимум 10%», — прогнозирует г-жа Маркова.

Хотя часть компаний все же готова рискнуть и пойти на поводу у клиентов. «Уже сейчас «РОСНО Украина» помимо стандартного КАСКО предлагает владельцам автомобилей полисы с нулевой франшизой. В следующем году, как и в 2006-ом, клиенты будут иметь возможность выбирать не только размер франшизы, но и условия, по которым они смогут застраховать автомобиль», — рассказывает г-н Литвин. Правда, во сколько обойдется свобода выбора страхователей, в компании скромно умалчивают.

Что ждет автовладельцев в наступающем году?

Плюсы:

Улучшение сервиса.

Расширение перечня дополнительных услуг.

Увеличение выбора страховых компаний.

Расширение ассортимента программ автоКАСКО.

Минусы:

Рост тарифов.

Новые ограничения в выплатах.

Отмена либо подорожание беcфраншизного страхования.

Ужесточение условий страхования лизинговых парков.

Мнение

Василий Дужак, начальник отдела продукт-менеджмента департамента автотранспортного страхования СК «PZU Украина»

— Динамика развития рынка страхования авто зависит от рынка продаж новых транспортных средств и доли кредитных покупок, поскольку при приобретении автомобиля в кредит страхование КАСКО обязательно. Учитывая высокие темпы роста продаж автомобилей, а также улучшение предложений банков по автокредитованию, мы прогнозируем рост рынка страхования КАСКО в текущем году в полтора-два раза. В ближайшие два-три года сохранится существующая динамика роста. Уровень «автомобилизации» в Украине еще невысок. На 1 тыс. жителей приходится около 180-200 автомобилей, тогда как в европейских странах на 1 тыс. человек приходится 500-600 автомобилей. Что касается ценовой политики компаний, она будет существенно разниться. С одной стороны, страховщики уже ощутили на себе негативные результаты демпинговой стратегии. И они будут предпринимать необходимые меры, чтобы поднять тариф на 10-15%. С другой — за прошедший год на рынке появилось несколько СК с громкими именами и емкими ресурсами. Они озвучили амбициозные планы по завоеванию лидирующих позиций на рынке. Так что, скорее всего, рынок ожидает новая волна демпинга.

Ольга Зайцева, председатель правления СК «НОВА»

— В 2007 году прежде всего изменятся условия страхования лизинговых парков. На сегодняшний день этот сектор отличается чрезмерно высокой частотой наступления страховых случаев. Кроме того, мы сделали вывод, что бесфраншизное страхование — тоже далеко не самый привлекательный путь для страховщиков. Те компании, в портфеле которых оказалось слишком много таких договоров, скорее всего, будут сокращать их объемы. Даже с учетом повышающего коэффициента такие полисы сильно дезорганизуют клиента.

В целом в корпоративном сегменте мы прогнозируем рост тарифов приблизительно на 10%. В наступающем году некоторые компании также будут пересматривать свой подход к тарификации по страхованию тех или иных марок автомобилей с учетом их технических характеристик. Наращивание объемов реализации полисов по видам автострахования в 2007 году будут сдерживать в основном два фактора: отсутствие контроля над наличием полисов ОСГПО у владельцев транспортных средств и замедление динамики роста продаж автомобилей по сравнению с 2005-2006 годами, когда она в буквальном смысле находилась на пике своих возможностей. По программам КАСКО прирост на рынке составит приблизительно 50% по сравнению с 2006 годом, по ОСГПО — 20%.

Виктория Гончарук , Власть и деньги

You may also like...